Грузия и «большой брат»

Тбилиси. Проспект Руставели. Знакомые места. И особый духовный климат, долгие годы удерживавшийся, несмотря ни на что, старожилами, профессурой, театралами, интеллигенцией. Да и стенами старых домов, на которых я с удивлением разглядывал мемориальные доски, совершенно немыслимые в других городах, посвященные не высоким государственным деятелям или писателям-классикам, а обыкновенным хорошим людям, например, какому-то доктору Шварцману, давно ушедшему в мир иной. Так давно, что и бывших его пациентов уже не сыскать, но он здесь жил, и стены помнят, и никому в голову не приходило эту доску убрать. Так запечатлелась эта доска, что долгие годы она у меня в памяти как некое олицетворение Грузии, которую недолгими наездами в те приснопамятные времена мне посчастливилось увидеть и нечаянно полюбить.

«Одна маленькая, но гордая птичка…»

«Кавказская пленница», тост

Смотрел недавно по русскому телевидению политическую программу, посвященную Грузии, и всё во мне восставало против ее агрессивной антигрузинской направленности. Россия огромна, свои земли освоить не в силах, а от маленькой Грузии еще рвёт по клочкам. Абхазию Россия захватила в период грузинской слабости, причем, что невозможно забыть, силами вооруженных ею чеченских формирований под руководством тогдашнего выкормыша российских спецслужб Шамиля Басаева. Затем взялась за Южную Осетию, где тоже преуспела. Из бывших грузинских автономий только Аджарию упустила, о чем до сих пор горько сожалеет. Особенно опечален этим мэр Москвы Юрий Лужков: он уже там скупал собственность, с аджарским князьком Асланом Абашидзе пил на брудершафт — ах, если бы не этот поганец Саакашвили! Не вышло с Аджарией, так теперь еще взялись за Сванетию, переманили к себе каких-то партизан из Кодорского ущелья. Их главарь, прежде лояльный правительству Грузии, в этой телепрограмме тоже выступал против Саакашвили.

Не угодил России Михаил Саакашвили: отстаивает грузинский суверенитет, хочет избавиться от российских миротворцев, требует вывести из Грузии российские войска, которые, кстати, Россия должна была убрать из Грузии еще к 2002 году — в соответствии с обязательством, данным ею на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году, — однако с выполнением международных договоренностей не торопится. Теперь срок вывода российских войск из Грузии отодвинут до 2008 года, но гарантий опять-таки нет.

Напомню, что «Большому Брату» и прежний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе тоже был неугоден. Три года назад, когда в Грузии началась так называемая революция роз, я, честно говоря, подозревал, что против Эдуарда Шеварднадзе ополчились пророссийские силы. Ведь движение Грузии к Евросоюзу и к НАТО, сближение ее с Америкой началось задолго до прихода Саакашвили. Это была инициатива Шеварднадзе, которую можно рассматривать как естественную его реакцию на агрессию со стороны России, когда он лично, подвергаясь опасности, возглавил оборону Сухуми, но не смог противостоять превосходящей силе захватчиков и испытал горечь вынужденного бегства.

Шеварднадзе — человек миролюбивый, но с Путиным не смог найти общего языка. Территориальная целостность грузинского государства признавалась Россией на словах, но подрывалась на деле. По древнему принципу «разделяй и властвуй» российская игра с «самопровозглашенными республиками» нависла над грузинской государственностью дамокловым мечом. Ситуация усугубилась последовавшими покушениями на жизнь грузинского лидера. В их организации был обвинен бывший глава службы госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе, нашедший приют в России. Кстати, этот самый Гиоргадзе тоже несколько раз появлялся теперь в телепередаче из Москвы. А я еще помню давнюю публикацию его интервью в прохановской газете «Завтра» под заголовком «Игорь Гиоргадзе — следующий президент Грузии». Следующий, то есть после Шеварднадзе. Судя по всему, он и теперь в российских планах следующий, но уже после свержения Саакашвили.

Попрошу прощения у читателей за цитирование цветистой ругани Александра Проханова, рупора российских сталинистов: «Шеварднадзе отвратителен. Отвратительней только тухлый осьминог с выпученными мертвыми глазами. Враг лютый и неутомимый. При слове «Россия» исходит гнилыми ядами. Его деяния ужасны. Вывел советские войска из Афганистана, передав страну Америке… Объединил Германию, вытряхнув могучие советские группировки из Европы, обессилив Россию на сто лет вперед… Участвовал в разрушении России вместе с Горбачевым и Яковлевым»…

Понятное дело, Проханов валит на Шеварднадзе всё, что объективно следовало бы приписать неумолимой истории. Шеварднадзе, конечно, был не столь всесилен, чтобы творить вопреки историческому процессу. Напомню читателям памятный эпизод. Это было в конце 1990 года на Съезде народных депутатов, который считался высшим органом государственной власти в стране. Если помните, все тогда сидели у телевизоров, наблюдая дебаты. До путча ГКЧП было еще далеко, ничто его не предвещало, но сопротивление партаппарата реформам нарастало и чувствовалось, что Михаил Сергеевич завилял. И вот тогда член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе выходит к трибуне и произносит слова, поразившие всех, в том числе, казалось, и Горбачева. Он предупредил страну о том, что противники реформ готовят государственный переворот, и поэтому он в знак протеста уходит в отставку.

Горбачев, к нашему удивлению и на свою беду, удерживать соратника не стал. Поддавшись напору своего окружения, генсек проявил непростительную слабость. И вот в августе 1991 года разразился предсказанный Шеварднадзе путч. Михаил Сергеевич отсиживался как бы узником на даче в Форосе. Ждал, чем дело кончится. Надеялся, что при любом исходе выиграет, но в итоге проиграл. Что бы он потом ни рассказывал, ему не удалось поколебать впечатление, что он изначально вступил в сговор с будущими гэкачепистами. Когда же после провала путча он вдруг опомнился и позвал Шеварднадзе назад в правительство, было уже поздно, звезда президента СССР Горбачева закатилась.

Шеварднадзе был министром иностранных дел пять лет. Назначение бывшего министра внутренних дел Грузинской ССР, потом Первого секретаря ЦК КП Грузии, министром иностранных дел СССР поначалу, помню, воспринималось как нонсенс, но вскоре оказалось, что Горбачев в его лице получил умелого и деятельного соратника, сумевшего в короткий срок коренным образом изменить к лучшему имидж страны на международной арене. Вот за это его Проханов и бранит.

Надо сказать, что он в подобном духе бранил и самого Путина («Путин — это Горбачев в петровских ботфортах на босу ногу», «Если Путин встанет на стул, подымется на мыски и очень постарается, то, быть может, сумеет завязать шнурки на ботинках Сталина» и т. д.), но, что очень интересно, Владимир Владимирович, человек, судя по его реакциям, очень самолюбивый и чувствительный, не терпящий критику ни в каком виде, тем более — оскорбительные выпады, к хамству Проханова почему-то относился с великодушной терпимостью.

Постепенно становится ясно, что их цели сходятся, и старый пропагандистский аппарат компартии фактически служит новой власти. Кстати, процитированная выше филиппика Проханова в адрес Шеварднадзе относится к тому времени (2002 г.), когда Путин пригрозил Шеварднадзе превентивным военным ударом по Грузии, если она не перекроет наглухо свою границу с Чечней. Странное требование: если даже Россия с большой своей армией тогда не могла перекрыть эту границу, то как бы мог это сделать Шеварднадзе? Но угроза прозвучала, и Проханов откликнулся. Заголовок его статьи имел форму передачи артиллерийскому расчету приказа Верховного главнокомандующего: «По Шеварднадзе, осколочными, бегло, огонь!» А в тексте статьи: «Бомбить его — штурмовиками, дальней авиацией, ракетами «земля-земля», «Москитами», «Ураганами», «Гвоздиками», «Гиацинтами»…». Не прозвучит ли теперь подобный приказ в отношении Саакашвили? Ведь, как высказался один российский политолог, Михаил Саакашвили «для России даже хуже, чем Эдуард Шеварднадзе».

В той же статье Проханов своеобразно обмолвился о дружбе народов: «Грузины, наши братья… Где вы, Багратион, Кантария, Чиковани?.. Где вы, товарищ Сталин?»… Проханов постоянно взывает к Сталину, а при Шеварднадзе, напомню, в 1987 году в Грузии вышел знаковый антисталинский фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Грузия от Сталина ушла, а Россия, по крайней мере, с тех пор как вернула себе сталинский гимн, к Сталину, увы, возвращается.

Показательно, что в ходе нынешней антигрузинской кампании тон статей Проханова по отношению к президенту Путину резко изменился. Сейчас он уже не против Путина, он всей душой за него и за третий срок: «Путина стремятся выдавить из власти американцы. Они предъявили ему ультимативные условия, требуя уйти… Думаю, что Путин, если он лидер, если он вождь, если он офицер, если он честолюбец, если он вкусил не то что радость, прелесть и сладость власти, он не имеет права убегать из нее» (из статьи от 30 октября с. г.). Ну, посмотрим, откликнется ли Путин на сформулированный Прохановым призыв, пока он настойчиво повторяет, что в 2008 году уйдет. «А я думаю, — пишет Проханов, — что за оставшиеся полтора года народ и патриотические круги элиты будут всячески воздействовать на него, и, быть может, его решение будет все-таки положительным и правильным».

Эти полтора года не будут спокойными. Рейтинг президента Путина, как показал ему опыт правления, зиждется на его жесткости по отношению к «внешним и внутренним врагам». Значит, жесткость будет и впредь демонстрироваться. Чувствуя это, президент Грузии Михаил Саакашвили рассчитывает на поддержку Европы и Америки. В недавнем интервью корреспонденту французской газеты «Le Monde» он выразил надежду на то, что страны ЕС займут «твердую и решительную позицию» в отношении Москвы. «Мы имеем дело с людьми, которые разыгрывают опаснейшую карту этнического национализма», — сказал Саакашвили, имея в виду высказывания Путина и последовавшие за ними неправомерные антигрузинские действия властей.

«Каков итог трех лет вашего пребывания на посту главы страны?», — спросил корреспондент. «Экономическое положение улучшилось, но нужно еще много работать, привлекать больше инвестиций. Знаете ли вы, что, по оценке Европейского банка реконструкции и развития, Грузия является одной из наименее коррумпированных стран Европы? Что, по оценке Всемирного банка, она является «номером один» в проведении реформ? Несмотря на трудности, мы идем вперед. Надо, чтобы это продолжалось, и нам нужно в этом помогать… Сейчас, когда российский рынок для нас закрыт, давайте найдем формулу, которая сделает европейский рынок более открытым для нас».

Когда зашла речь о недавнем аресте в Грузии офицеров российских спецслужб, Саакашвили заявил: «Российские военные, которых мы задержали, готовили свержение власти. Впрочем, никто в Москве этого и не отрицает. Нас упрекают в том, что мы действовали не по правилам. Все, чего мы хотим, — это чтобы такие действия прекратились. Как нужно это сказать, чтобы быть услышанным? Мы хотим быть свободными, только и всего».

«Свободы захотели?» — слышен окрик из Москвы. Ну никак не дают Грузии «оторваться от коллектива», а эта «маленькая, но гордая птичка» (см. эпиграф) назад в российскую клетку не хочет. И мы ее понимаем, мы ей сочувствуем.

«Устойчивая стабильность и безопасность в Европе требует военной, экономической и политической интеграции новых демократий в существующие европейские структуры», — считает сенат США, на днях поддержавший, причем единогласно, вступление Грузии в НАТО. Зачем, спрашивается, Грузии НАТО? А затем, что иначе не устоять.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора