Сегодня мы поговорим на лирическую тему: о природе и о ее художественно-духовном восприятии.
Недавно меня пригласили друзья на прогулку по зимнему бесснежному лесу. Мне подумалось, что лес без листьев и без снега – это сравнительно скучное зрелище. Но, попав в лес, я увидел очень интересный и даже увлекательный пейзаж. Дело в том, что когда мы находимся в незимнем лесу, сплошная стена листьев отгораживает от нас большой мир, и глаз видит только ближайшие окрестности. Особенно обидно быть в горах, когда вокруг много простора, но весь он сокрыт ковром из листьев. Когда же мы попадаем в зимний лес, то возникает интересная композиция. С одной стороны, листья отсутствуют, и может раскрыться дальний горизонт. Но с другой стороны, становятся видны хитросплетения «безлистных» ветвей, которые «набрасывают сеть» на наш пейзаж. При этом в зимнем лесу мы можем одновременно увидеть сразу много слоев сплетений ветвей. То есть мы видим уникальную многослойную композицию.
Если же мы находимся на склоне холма, то из-за нескольких слоев ветвей мы можем увидеть дальние пейзажи. И зрелище это весьма живописное. А если нет облачности, и солнце «вплетает» свои лучи в эту картину, то возникает еще и «волшебный» эффект светотеней от ветвей. Поэтому бесснежно-зимний лес – это очень красивое и радующее глаз зрелище. Кроме оптического, у этого сюжета есть духовный и художественный эффекты. Мистики говорят о том, что наш мир состоит из уровней или слоев.
Четырехбуквенное имя Б-га у евреев (в том числе) означает четыре «слоя», в которые погружен человек: духовный, интеллектуальный, эмоционально-психологический и материальный.
Обыденному сознанию трудно представить многослойный мир. Нужно быть или математиком, или художником… Или гостем зимнего леса.
Прозрачность в живописи
Это качество природы можно условно назвать прозрачностью.
Много лет назад наша семья дружила с интересным художником из Москвы Смирновым-Русецким. Часть его картин имела духовный подтекст. Он создал серию работ, которая называлась «Прозрачность» и которая обыгрывала это свойство зимней природы.
Я нашел фрагмент буклета к его выставке, в котором замечательно описывается эта серия картин.
Автор буклета пишет: «Луч интуиции высвечивает небывалые дали! И нигде не встречает преград на своем пути: он беспрепятственно проходит сквозь кроны деревьев… Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей вселенной брезжат иные вселенные.
Художник мастерски передает это чередование планов, сквозящих друг в друге, перед нами прозрачный образ прозрачной бесконечности. В нее хочется глядеть долго-долго, она зовет, притягивает: вон еще один план открылся в глубине бездонной картины, а за ним — следующий. Мы уже предчувствуем: это не последняя грань бытия, в прозрачный миг открывается нам неисчерпаемость мира».
Также интересно заметить, что подобное свойство природы образно выражено в концепции еврейского шалаша – сукки. Крыша сукки должна как бы просвечивать, чтобы было видно небо. Это свойство духовной прозрачности выражает желаемое свойство нашей души – не отгораживаться от духовного мира, а быть как бы «прозрачным» и проницаемым, чтобы Всевышний смог проникнуть через наши «баррикады». Это перекликается с праздником Ту би-Шват, когда наша земная природа должна стать прозрачной, чтобы впустить духовное измерение.