Вернувшись в Эрец Исраэль, Яаков узнает, что к нему идет его брат Эсав с вооруженным отрядом. Яаков молит Б-га о помощи и шлет миротворческие подарки Эсаву. В ту же ночь он остается один и борется с ангелом-хранителем Эсава. Победа за Яаковом, но у него повреждено бедро. В память об этой травме евреям запрещено есть седалищный нерв кошерных животных. Яаков получает от ангела второе имя — Исраэль. Встреча с Эсавом заканчивается мирно, и они расстаются. Шхем, сын ханаанского племенного вождя, похищает и насилует Дину, дочь Яакова, а затем, желая взять девушку в жены, предлагает породниться с ее семьей. Сыновья Яакова делают вид, что согласны, но ставят условие: Шхем и все мужчины его племени должны сделать себе обрезание. На третий день после массового обрезания братья Дины, Шимон и Леви, врываются в город и убивают все мужское население. Б-г велит Яакову отправиться в Бейт-Эль и поставить там жертвенник. По пути Рахель рожает Биньямина, двенадцатого сына Яакова, и умирает после родов. Ее хоронят у дороги в Бейт-Лехем.
***
«И побежал Эсав ему навстречу, и обнял его, и пал на грудь к нему, и целовал его, и оба плакали» (33:4).
Так встретились братья-близнецы Яаков и Эсав после многолетней разлуки. Яаков боялся, что Эсав, не забывший старых обид, нападет на него со своим отрядом из четырехсот человек. Но все закончилось объятиями и слезами радости. Нет, это не мыльная опера. Здесь все глубже, сложнее.
В тексте Торы слово «и целовал» («ваишакейгу») помечено многоточием поверх букв. Эта традиция уже много веков передается от одного переписчика к другому. Что означает столь странная пометка?
Раши приводит два мнения. Согласно первому мнению, точки означают, что поцелуй Эсава был неискренним. При всем своем необузданном нраве Эсав хорошо усвоил светские манеры. Ему ничего не стоило сказать несколько проникновенных фраз о мире, разыграть родственные чувства перед многочисленной семьей Яакова, своей грозной свитой и толпой зевак, пришедших поглазеть на историческую встречу в верхах родоначальников еврейского и христианских народов. Сей лицемерный поцелуй нисколько не убавил ненависти Эсава к Яакову.
Другое мнение, приведенное Раши, высказал около двух тысяч лет назад выдающийся мудрец рабби Шимон бар Йохай. Несмотря на известную аксиому, что Эсав ненавидит Яакова, в тот эмоциональный момент их встречи, после многих лет разлуки Эсав поцеловал брата от всего сердца: возможно, вспомнил детство, возможно, пожалел слепого отца Ицхака, ведь он был всегда образцовым сыном, — и Тора пометила «типографскими звездочками» столь нетипичную для этого персонажа теплоту чувств.
На самом деле эти два мнения не так уж и противоречивы. Да, они по-разному оценивают искренность поцелуя, но оба признают, что взаимоотношения между Яаковом и Эсавом основаны на ненависти. Эта ненависть может иногда ослабевать, находиться «под контролем», но она никуда не исчезает. Эсав ненавидит и будет ненавидеть Яакова всегда и везде, вплоть до прихода Машиаха.
Мы уже знаем главное правило еврейского бытия: поступки праотцев — знак для потомков. Другими словами, жизнь и деяния наших великих предков составляют ту событийную ткань, из которой Всевышний кроит нашу историю.
Да, нас, евреев, «не любят», хотя в иные времена эта неприязнь скрывается за цивилизованной маской либерализма, за лицемерным «братским поцелуем», за рукопожатием на лужайке Белого дома под стрекот кинокамер. Так говорят сторонники первого мнения. А те, кому ближе мнение рабби Шимона бар Йохая, сказали бы, что иногда другие народы и правительства искренне желают нам добра, без всякой задней мысли протягивают евреям и Израилю руку дружбы и мира. Мы должны ценить такое отношение, выражать благодарность и отвечать в позитивном и конструктивном духе.
Все правильно, но в конечном счете наш статус в мире определяется не дружеским расположением, а глубоко укоренившейся ненавистью к нам. Антисемиты видят «еврейские козни» в любом политическом или общественном явлении, в любом событии, даже не имеющем никакого отношения к евреям или Израилю, будь то самурайская авиационная атака на башни-близнецы в Нью-Йорке или падение мировых цен на нефть.
Вот один пример. В 1997 году в египетском городе Луксоре были убиты 62 иностранных туриста (среди которых не было евреев). Одного из лидеров местных исламистов спросили, почему объектом их диверсии стала туристическая отрасль их страны. Тот ответил: «Туризм — это мерзость, это средство, с помощью которого заезжие еврейки распространяют в Египте проституцию и СПИД».
Поэтому, даже когда нам протягивают руку дружбы, руководители Израиля должны проявлять величайшую осторожность и точно устанавливать границы допустимого компромисса. Звучит пессимистично, но так учит нас еврейская история (должна научить!), таковы реалии нашего бытия, заложенные еще сыновьями Ицхака.
И все же ситуация не безнадежна. Свидетельство тому — глубокая символика ночного поединка Яакова с ангелом-хранителем Эсава. У Яакова вывихнуто бедро. Но первые лучи восходящего солнца исцеляют эту травму: вывиха как не бывало. То же самое произойдет и с антисемитизмом, клиническим «вывихом» массового сознания, мучавшим нас на протяжении всех эпох. Наступит день, когда, по словам пророка Захарии, «Б-г и Имя Его будут едины», и евреи удостоятся подлинного уважения и признания среди народов мира.
Верится с трудом? Но так будет, обязательно будет.
Минуточку внимания
«И остался Яаков один, и боролся с ним кто-то до утренней зари» (32:25).
Современным людям не хватает внимания. Умение сосредоточиться стало редкостным качеством. Это и понятно, учитывая влияние нынешней культуры и тех общественных условий, в которых мы живем. Фильмы нашпигованы рекламными видеоклипами, которые не позволяют следить за сюжетом. Звонки сотовых телефонов постоянно прерывают наши мысли, наши разговоры, нашу жизнь. Мы вообще перестали думать, мы лишь скользим по мыслям.
Сколько времени вы можете удерживать в голове какую-то идею? Попробуйте. Ой, не получилось. Попробуйте еще раз. Как долго вы в состоянии сосредоточиться на одной мысли, не перебивая ее другой? Десять секунд? Двадцать?
Две минуты непрерывного обдумывания одной мысли можно считать олимпийским рекордом.
В сегодняшнем разделе Торы бестелесное духовное существо (называемое ангелом) нападает на Яакова и борется с ним до утренней зари. Это существо — ангел-хранитель народов, берущих свое начало от Эсава. Логично спросить: почему ангел не нападал на Авраама или Ицхака? Почему он ждал Яакова?
Мир стоит на трех китах: милосердии, молитве и Торе. Три наших праотца олицетворяли эти три основы. Авраам считался столпом милосердия и доброты. Ицхак — оплотом молитвы, а Яаков символизировал Тору.
Тора — это уникальная собственность еврейского народа. Ни у одного другого народа в мире нет Торы. Поэтому наши враги, когда хотели поразить нас в самое сердце, вели войну против Торы.
Ангел Эсава атаковал Яакова, потому что знал, что самый верный способ уничтожить еврейский народ — это помешать ему изучать Тору. И хотя ангелу не удалось победить Яакова в этой духовной схватке, он сумел ранить его в бедро. Бедро — это часть тела, означающая продолжение рода и преемственность поколений — поколений еврейского народа.
Накануне прихода Машиаха Эсав будет всеми способами мешать нам обучать наших детей Торе. Тора требует внимания, абсолютной преданности и полной отрешенности от всего окружающего. Главная предпосылка талмудической учености — это умение держать в голове сразу несколько мыслей, синтезировать и противопоставлять их друг другу.
Человек, не умеющий сосредоточенно думать, не может изучать Тору. Именно сосредоточенности нам остро не хватает сегодня, и это не случайно: стремление отвлечь людей, укоротить их память и внимание превратилось в настоящую индустрию в средствах массовой информации и в культуре.
В эпоху, предшествующую приходу Машиаха, нашу эпоху, умение мыслить сосредоточенно, ни на что не отвлекаясь, и сохранять внимание в самых неблагоприятных условиях станет одной из важнейших задач нынешнего поколения.