У каждого человека есть некий перечень городов и стран, которые он просто обязан посетить. У очень многих в этом списке находится Грузия. Около года назад мне посчастливилось провести в Грузии коротких четыре дня. Через некоторое время мне встретился давнишний приятель, которого я сто лет не видела.
– Ты была в Грузии! – вместо приветствия восторженно закричал он. – Расскажи, как там сейчас. Туда уже можно ездить отдыхать?
Совсем недавно в Грузии побывал наш главред Леонид Белоцерковский. И мне, конечно, любопытно было сравнить наши впечатления. Вот что я от него услышала.
О вас позаботятся
В ночь перед полетом я обнаруживаю, что так и не узнал адреса и названия гостиницы, куда нас собираются поместить. Нет и программы встреч, и карты передвижений. Утром пытаюсь позвонить в посольство.
– Зачем все эти пустяки? Вы же в Георгию едете, там вас встретят и обо всем позаботятся.
… Гвалт, шум, множество людей у выхода в город из местного аэропорта. Таксисты на русском языке наперебой предлагают отвезти куда угодно. Но нас действительно тепло встречают, усаживают в микроавтобус и сразу отправляют в путешествие, чтобы, не теряя ни минуты, знакомиться со страной. Скажу сразу: я бывал во многих республиках бывшего СССР, и Грузия, бывшая когда-то символом зажиточной жизни и богатства, сегодня оказалась среди самых бедных стран на постсоветском пространстве. И именно это, может быть, один из самых сильных ударов по национальному самолюбию. Что приятно удивило — на улицах совершенно не видно пьяных – обычной приметы бедности, – а кроме того, здесь все равно признают правильные установки. Как говорил герой «Кавказской пленницы», «жить – хорошо, а хорошо жить – еще лучше!»
Серные бани
У меня есть такая привычка: где бы я ни был, всегда на этом новом месте стараюсь поплавать в местных водоемах. По молодости мог позволить себе поплескаться в проруби, но опыт моржевания в данном случае мне не пригодился. В командировку в Тбилиси я попал летом, до реки не добрался и, оставив на время проложенный для коллектива израильских журналистов маршрут, отправился в знаменитые серные бани, воспетые еще Александром Сергеевичем в его «Путешествии в Арзрум».
Считаю, что бани – неплохое место для определения показателя благосостояния народа. В Тбилиси до сих пор рассказывают легенду о том, как некий паша, которого, по чьему-то злодейскому умыслу, кастрировали в детстве, захватил город в надежде принять курс восстановительной терапии в знаменитых серных банях и обрести мужскую силу на горе врагам. Утверждают, что кому-то из отважных банщиков пришлось сказать ему: «Знаешь, дорогой, у нас в Грузии растет всё. Или почти всё. Но то, что ты хочешь, как раз относится к «почти». То есть ты, конечно, попробуй, дорогой! Удовольствие все равно получишь». За удовольствием и хорошей беседой «за жизнь» вот уже которое столетие и идет народ в баню. Политические потрясения, смена власти, междоусобицы и войны – да какое все это имеет значение перед возможностью попариться в серной бане… Клиентов здесь множество, баню может себе позволить любой гражданин. Распоряжаются тут всем по-прежнему азербайджанские банщики.
Ну а говорил я с посетителями бани о судьбах Грузии, о чем же еще? И большинство сошлись на той точке зрения, что Грузия – как прекрасная вдова. Хоть и немолода, но сильна и красива и еще очень даже может хорошо устроить свою судьбу. Тем более что приданое у нее солидное, природа не обделила. Взять хотя бы такой замечательный ресурс, с каждым годом становящийся все более ценным, – вода. А будущее здесь чаще всего связывают с Европой или Америкой. Молодые грузины хотят приобщиться к западным ценностям, не теряя своих. И по мере сил стремятся к тому, чтобы страна обрела западную ориентацию. Получается ли это, мы имели возможность судить на собственном опыте.
Еврейский сюжет
Встреча с грузинским еврейством для меня – просто открытие. Отправившись вместе с тбилисским раввином Авимелехом Розенблатом на субботнюю молитву в центральную столичную синагогу, я с удивлением обнаружил, что она вся заполнена народом. Причем люди не просто молятся на иврите, они неплохо знают язык ТАНАХа и даже говорят на нем. По официальным данным, в нынешней Грузии осталось около десяти тысяч евреев, при этом они стремятся укреплять нити, связующие их с Израилем и со своим народом. Евреи хотят быть евреями! Как в этом приятно убеждаться! Почти все синагоги построены в конце XIX – начале XX вв. Эти величественные здания, несмотря на трудности нынешнего этапа развития местной экономики, выглядят ухоженными.
Одним из руководителей еврейской общины является бывший член Президентского совета, председатель Союза драматургов Грузии Гурам Батиашвили. Он и стал моим гидом по замечательному комплексу еврейского центра в Тбилиси.
В Кутаиси, который, пожалуй, труднее других городов страны переживает переходный период, медленнее восстанавливается, сегодня проживают 600 – 700 евреев. Руководит еврейской общиной, не позволяя ей впасть в уныние, доктор Михаил Сепиашвили. Кстати, именно в Кутаиси есть улица имени Бориса Гапонова, отважного переводчика. В советские времена, когда за одно только хранение книги на иврите можно было угодить в тюрьму, он перевел на этот язык «Витязя в тигровой шкуре». Как сегодня подтверждают эксперты в Израиле, это был высококачественный перевод, и грузины, понимая, какую важную миссию человек выполнил, и поныне чтут о нем память.
Я посещал синагоги в каждом городе, где оказывалась наша журналистская бригада. В Батуми был возле синагоги днем; в поисках собеседников заглянул в благотворительную столовую. Там на кухне работали три женщины. Когда я сказал, что приехал из Израиля, одна из них заплакала. Ее подруги рассказали мне, что ее внук служит в боевых частях ЦаХаЛа и в тяжелые дни принимал участие в военной операции в Газе. (Вскоре за этим последовали и боевые действия в Ливане.) Я сфотографировал эту женщину и, как и обещал, передал ее фотографию дочери в Иерусалим.
Новые русские и новые грузины
Грузины – известные патриоты своей страны, и, разбогатев (в основном в России), многие из них не забывают позаботиться о родине. Современные гостиницы, туристские комплексы строятся в основном на частные инвестиции. Любопытно, что в Батуми лидируют инвесторы из братского Казахстана. А вот наш соплеменник Илико Мосиашвили замахнулся на создание грузинского Лас-Вегаса с Диснейлендом вместе на территории бывшего всесоюзного туристического комплекса на берегах живописного озера всего в сорока километрах от Тбилиси. Рассказывают, что дорогу к этому месту обещал подвести президент Михаил Саакашвили.
Другой наш соплеменник, Бадри Патаркацишвили (близкий друг «британскоподданного» Платона Еленина, в прежней жизни известного под аббревиатурой БАБ) – человек более скромный. Всего лишь облюбовал в родном Тбилиси Дворец бракосочетаний. Привел его в порядок и зажил там спокойно и счастливо. А кто сказал, что Дворец бракосочетаний непригоден для жизни? Для новой, спокойной жизни на старой, прекрасной земле.
«Новости недели»