На картинах Вайншельбойма
Лица — целая обойма.
Время побежало вспять…Елена Хазан
Совет еврейских организаций Нью-Йорка отмечает своё 40-летие. И не случайно к многозначному этому событию приурочена выставка картин самого еврейского в сегодняшнем Нью-Йорке художника Исаака Вайншельбойма.
Художника — мыслящего. Юриста — профессионала. Писателя — неординарного. Журналиста — пишущего и интереснейшие судебные очерки, и яркие, свидетельствующие об увлечённости искусством и глубоком его познании статьи о творчестве мастеров прошлых лет и тех, кто творит рядом с нами. Только за последние годы 3 (три!) книги, ряд очерков — аналитических и ёмких. И серия картин, обнимающих еврейскую тематику. Образных, насыщенно эмоциональных, одухотворённых.
Многие из этих работ и представлены сейчас в большом зале заседаний нью-йоркского Совета еврейских организаций. Работы значительные, многообразные, впечатляющие. Стоит взглянуть на его как-то по-новому преподанного, глубочайше понятого Тевье, на подлинно шолом-алейхемовскую Рейзл, чтобы понять: перед нами художник, способный сопереживать. Можно назвать Вайншельбойма и вдумчивым, осознающим, что и кто есть его модель, портретистом: Ахматова, Окуджава, а особенно — Пастернак…
Каждое его полотно — это картина жизни. Живая, динамичная, полная смысла, вызывающая желание остановиться, вглядеться, вдуматься. Что уж говорить о его вызывающих эффект присутствия картинах ушедшего в небытие местечка — тема, как и в книгах Вайншельбойма, раскрытая достоверно и с огромной любовью. Поражают глубокая психологичность и поэтичность каждой композиции, ясность художнического видения автора, приближающегося к такой значительной отметке в паспорте, как 95!
95 бурно и трудно прожитых лет, в которых не было места словам «бесполезность» и «бессмысленность». Войну прошёл от звонка до звонка. Был тяжело ранен. Потом учился, стал отличным адвокатом («Нарасхват!» — говорили в его родной Одессе). И живописцем, чьи картины мы любим и ценим. Бодрым, быстрым, идееспособным. Всегда. И сегодня.
Маргарита ШКЛЯРЕВСКАЯ