С утра 9 ноября наша свободолюбивая пресса вступила в новую фазу свободы. Репортеры, обозреватели, колумнисты, карикатуристы и авторы редакционных статей подавляющего большинства СМИ, которые изо дня в день с чем только не смешивали Дональда Трампа, лишь бы не допустить его победы, мигом перестроились.
В отличие от толп негодующих крикунов, которых они же выпестовали, наши лучшие журналисты вспомнили, что новость — плохая она или хорошая — живет один день, а президента выбирают на четыре года. Пару дней СМИ-трампофобы сокрушались и недоумевали, как же так получилось, что делегаты Коллегии выборщиков предпочли нежной и трогательной Хиллари Клинтон мужлана и ерника Дональда Трампа. Пару дней искали крайнего в верхушке Демократической партии, стыдясь признаться, что они и есть крайние и сущий бардак творится не у республиканцев, которых активно хоронили как партию, а у демократов. Потом смирились и начали советовать избранному президенту, что тому делать, а больше — чего не делать из обещанного сделать.
Первые полосы запестрели сообщениями, что Трамп отрекается от наиболее радикальных обещаний и стена вдоль мексиканской границы станет забором, Хиллари Клинтон под суд не пойдет и ненавистный «Обамакер» отменят не сразу. Ведущая правозащитная организация страны «Американский союз за гражданские свободы» (American Civil Liberties Union, или АСLU) заплатила за рекламную полосу New York Times, поместив призыв своих юристов и доброхотов «смягчить» программу Дональда Трампа.
В июле 1990 года Александр Солженицын издал эссе «Как нам обустроить Россию?». В ноябре 2016-го у американского консервативного обозревателя Кэла Томаса тоже нашелся совет Трампу, как обустроить Америку — и начать не со стены, а с экономики.
73-летний колумнист, политический комментатор, радиоведущий и автор семи книг Томас советует президенту Трампу первым делом предложить Конгрессу снизить личные и корпоративные налоги, а также заменить налоговый кодекс единым налогом. Кэл Томас за то, чтобы отгородиться от нелегальных иммигрантов стеной, но советует заранее объявить, что платить за ее постройку будут водители, проезжающие в обе стороны через пограничные КПП. Если они платят за въезд и выезд из Манхэттена, почему бы не обложить податью южную границу? Насчет мексиканских денег за стену их бабушка даже не надвое сказала, а просто отказала, и мы должны опираться на свои силы, но не перестараться.
В телеинтервью программе CBS 60 Minutes Трамп заявил, что готов отказаться от президентской зарплаты 400 тысяч долларов в год. На вопрос ведущей Лесли Стал он ответил, что согласен получать один доллар в год, но не 400 тысяч. В этом миллиардер Трамп был ненов: став мэром Нью-Йорка в 2001 году, миллиардер Майкл Блумберг поступил точно так же, но миллиардов у Блумберга побольше, чем у Трампа. Так или иначе, эти деньги Кэл Томас советует Трампу не оставлять в казне, а жертвовать детям бедняков, чтобы они могли получить приличное образование в частных школах и преуспеть в дальнейшем.
Эти советы звучат шутками, в которых есть доля правды, а всерьез наш избранный президент занят формированием переходного правительства, и тут его советчиком выступает вашингтонский консервативный Фонд наследия (Heritage Foundation). В свое время этот фонд активно и эффективно помогал советами Рональду Рейгану в оба срока его президентства, и сейчас, по достоверным данным, «разведчики» Heritage Foundation начнут посещать федеральные ведомства и опрашивать сотрудников, собирая информацию для нового руководства. С учетом, что до 20 января президентом у нас остается Барак Обама, «разведчики» фонда будут вести себя скромно, тактично и вежливо, а пока на сайте Heritage.org можно ознакомиться со многими советами и предложениями новому президенту.
Администрация Дональда Трампа намерена следовать совету спикера Палаты представителей Пола Райана действовать «больше и смелее», о чем тот заявил 9 ноября, назвав победу Трампа «самым невероятным политическим событием» в его жизни. По данным Кэла Томаса, в достоверности которых трудно сомневаться, новая власть готовит сотни президентских указов, с языком которых согласятся члены Конгресса для принятия новых и отмены старых законов. Сюда войдут права родителей выбирать школы для своих детей, право людей разных полов пользоваться своими туалетами, различные аспекты социальной инженерии (управление действиями человека без использования технических средств) и, конечно, поэтапная ликвидация основных положений закона о доступном здравоохранении, он же «Обамакер».
Консерваторам, которые ершились и противились перспективе победы Дональда Трампа, должно быть по душе то, что его «временное правительство» возглавит убежденный консерватор вице-президент Майк Пенс. Он поможет тому, чтобы ключевые посты заняли республиканцы соответствующих убеждений, при этом отдавая предпочтение не идеологии, а эффективности.
Победа Дональда Трампа, которой никто, кроме его самых стойких сторонников, не ожидал, ошеломила большинство наших и зарубежные СМИ, но, как в случае с находкой якобы украденных ложек, оторопь пройдет, а негатив сохранится. Если не отрекаются любя, то и от нелюбви тоже не отрекаются, и Дональд Трамп никогда не станет любимцем основных СМИ. Поэтому, советует Кэл Томас, на пресс-конференции ему следует приглашать больше консервативных журналистов, которые не станут задавать ехидных вопросов с готовой ремаркой «попался, который кусался», а будут интересоваться тем, что интересует общество.
Пока Дональд Трамп, прошедший через терку бесчисленных интервью, девяти форумов, двенадцати внутрипартийных и трех президентских дебатов, отвечал бойко, но всегда вразумительно. Он немедленно отвечал на провокационные уколы и подначки, защищаясь, а не нападая. Он больше полагался на свою харизму разрушителя старого, нежели строителя нового. Как оказалось, это сработало, но теперь республиканцам предоставлена последняя в этом поколении возможность показать, что их идеология работает на благо общества. И эта возможность, считает Кэл Томас, будет реализована, «если Трамп, Пенс и республиканцы Конгресса не станут обращать внимание на критиков, которые желают их поражения, а станут добиваться успеха не только для себя и своей партии, но и для всего народа».
Громкие, конечно, слова, но первая из семи книг Томаса называется «Смерть этики в Америке» (1988), а последняя — «Что сработает: здравомыслящие решения проблем страны» (2014). И заметьте, если свое эссе Александр Солженицын назвал фразой с вопросительным знаком, то Кэл Томас ставит точку.