В понедельник, 24 октября, завершился период «грозных дней» и осенних праздников. В этот день мы отметили Шмини Ацерет (Восьмой день собрания) и Симхат Тора (Радость Торы). В Израиле они совпадают, а в диаспоре их отмечают по очереди два дня. В Симхат Тора завершают чтение Пятикнижия разделом «Ве-зот а-браха», который отличается от других разделов именно тем, что его читают не в субботу, а в праздник (который, правда, может совпадать с субботой). Еще одно и, пожалуй, главное отличие последнего раздела Пятикнижия состоит в порядке его чтения. На биму, к столу со свитком Торы вызывают поочередно не семь человек, как в шаббат, а всех присутствующих в синагоге, чтобы каждый еврей, взрослый и ребенок, мог лично отметить завершение годичного цикла чтения Торы и начало нового цикла.
***
Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут в ней и с еврейским народом в будущем. Перед Моше открывается вся историческая перспектива вплоть до мессианской эры. Моше умирает легко — от «Б-жественного поцелуя» — в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают своего учителя и пророка тридцать дней.
***
«А об Ашере сказал он: “Благословен детьми Ашер; да будет он любим братьями своими и омывает в масле свои ноги. Железо и медь — затворы твои, и по мере дней твоих благополучие твое”» (33:24–25).
Мидраш так объясняет благословение, полученное Ашером. Когда сыновья Яакова продали Йосефа в рабство, они поклялись наложить «херем», отлучение от семьи, на всякого, кто раскроет тайну этой продажи.
Позже они узнали, что дочь Ашера Серах была посвящена в эту тайну. Стремясь утешить своего деда Яакова, она играла ему на арфе и под музыку напела, что Йосеф жив.
Братья решили, что Серах узнала о судьбе Йосефа от своего отца. И действительно, мудрецы Талмуда учат в трактате «Сукка», что большую часть сведений ребенок получает дома, слушая речи взрослых.
Сыновья Яакова ошибались. Серах была незаурядной женщиной. Б-г одарил ее редкостным долголетием. Она единственная из всей семьи пережила 210 лет египетского рабства и приняла участие в Исходе. О продаже Йосефа она узнала не от Ашера, а благодаря озарению, через «руах а-кодеш».
Однако братья рассудили иначе: Ашер нарушил клятву и поэтому заслужил «херем». Вот почему Моше дал колену Ашера перед смертью такое комбинированное благословение, которое в значительной мере нейтрализовало «херем».
Жертве «херема» не разрешалось поддерживать нормальные супружеские отношения с женой. В противовес этому запрету Ашеру обещано многочисленное потомство: «Благословен детьми Ашер». Колено Ашера действительно было одним из самых многочисленных.
«Да будет он любим братьями своими». Согласно законам «херема», братья должны были бойкотировать его, не поддерживать с ним никаких контактов. Но вышло все наоборот.
«…И омывает в масле свои ноги». «Херем» запрещал умащаться душистыми маслами. И здесь запрет не сработал.
«Железо и медь — затворы твои». У потомков Ашера будет крепкая обувь. Употребляемое в тексте слово «миналеха», означает в первую очередь затворы. В том смысле, что границы его владений будут всегда на замке, надежно защищены от посягательств врагов. Однако «миналеха» может означать также и обувь. Моше благословил Ашера «ботинками» в противовес «херему», запрещавшему ему носить обувь.
***
Еврейская традиция не терпит пауз в изучении Торы. В Симхат Тора сразу после «Ве-зот а-браха» в синагогах прочли начальные 34 стиха первого раздела Пятикнижия «Берешит», а затем прочли его полностью в шаббат.
***
Этот раздел самый емкий по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его Сотворения до Всемирного потопа и летопись первых десяти поколений человечества — от Адама до Ноаха.
Вначале Б-г сотворил «из ничего» всю вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. На седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием «шаббат», которая посещает этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в райский сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с древа познания добра и зла и дала попробовать его Адаму. Впитав в себя грех вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин — «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха с семьей.
Четыре уровня
«Берешит бара Элоким» («Вначале сотворил Б-г небо и землю») (1:1).
Текст Торы можно разбирать на четырех смысловых уровнях: «пшат» («простое», прямое значение стихов), «ремез» («намек», раскрытие смысла с помощью текстового или логического анализа), «драш» (аллегорические умозаключения) и «сод» («тайна», толкование, объясняющее внутренний, каббалистический смысл).
Уже первое слово Пятикнижия — «Берешит» — дает богатую пищу для множества комментариев, в первую очередь методом «ремез». Приведем некоторые из них.
Самая первая буква «бейт» имеет четыре значения: «ради», предлог «с», «дом» и «два». Многие комментаторы образуют от «берешит» пары слов, состоящие из тех же букв. Одна пара — «бейт решит» — «два начала». Еще одна пара — «бара штей» — «Он создал два» (две Торы: письменную и устную, два мира: физический и духовный или два побуждения: доброе и злое — «йецер а-тов» и «йецер а-ра»).
Бааль а-Турим (рабби Яаков сын Роша, 1275–1340) образовал из букв, составляющих «берешит», еще несколько словосочетаний, наполненных глубоким смыслом: «йерей-шаббат» («почитающие субботу»): мир был создан в заслугу шаббата; «алеф бе-тишрей» (дата сотворения мира) и «бейт рош» (намек на первый Храм, «бейт а-микдаш»).
Рабейну Бахья (1263–1340) развивает этот комментарий: слово «бейт» означает «бейт а-микдаш», а гематрия букв «тав» и «йуд» составляет 410: именно столько лет простоял Первый Храм в Иерусалиме.
К приведенным примерам можно добавить «йерей-бошет». Это выражение указывает на тшуву, раскаяние, и напоминает известную мишну из трактата «Пиркей-авот»: «Бошет паним ле-ган эден» («Стыдливый идет в рай»).
Как видим, в приведенных «ремазим» (намеках) содержится ряд фундаментальных принципов иудаизма.
Теперь перейдем к «драшот», объясняющим первое слово Торы «берешит».
Раши пишет, что «берешит» содержит в себе важную мысль: мир был создан «ради Торы и ради Израиля», поскольку они называются «первыми». Тора была сотворена первой, раньше вселенной, а евреи первыми среди всех народов признали Б-га.
Ор а-Хаим (рабби Хаим бен Атар, 1696–1743, Ливорно — Иерусалим) добавляет к ним еще одного «первенца»: страх перед Б-гом, опираясь на стих из книги «Теиллим» («Псалмы»): «Решит хахма ират Ашем» («Начало мудрости — благоговение перед Б-гом») (111:10).
«Берешит, — пишет он, — может означать “бейт-решит”, два вида страха. Страх перед Б-гом может быть двух видов: страх наказания и страх “огорчить” Творца. На это деление указывает продолжение первого стиха Торы: “Вначале сотворил Б-г небо и землю”. “Небо” означает страх перед самим Б-гом, а “земля” — более “приземленный” страх наказания».
В другом комментарии Ор а-Хаим указывал, что, поскольку Тора является чертежом мира, «Берешит бара Элоким» означает, то Б-г создавал мир «по Торе», которая называется «решит» («первая»).
В мидраше сказано, что «сефер (книга) и меч спустились в мир, завернутые вместе». Это значит, что мера суда (меч) вошла в наш физический мир вместе с «сефер Тора», свитком Торы, которая призвана смягчить «удар меча», изначальную строгость и требовательность к поведению людей. Б-г создал Тору вместе с мерой суда.
Похожую мысль мы находим в талмудическом трактате «Кидушин». Сказал Всевышний: «Я создал “йецер а-ра” (побуждение к греху), и Я же сотворил Тору в качестве противоядия».
Кроме того, мудрецы Талмуда учили, что Ган-Эден (рай) и Гееном (ад) появились еще до сотворения мира. Намек на это мы также находим в первом слове Торы «берешит». «Бейт-решит» — две первые вещи создал Всевышний: Ган-Эден и Гееном, причем одновременно.
Комментаторы раскрывают значение этих двух «начал», опираясь на продолжение первого стиха: «Эт а-шамаим ве-эт а-арец».
Б-г создал небо, олицетворяющее духовность во всех ее проявлениях, и Он же создал землю со всеми ее физическими атрибутами. Он сотворил также человека с небесной душой, как у ангелов, и с физическим телом из земного праха, как у животных. С тех пор каждый человек стоит перед выбором. Если он достигнет небес, следуя велению своей души, его место — в Ган-Эдене. Если же он пойдет на поводу у своих животных инстинктов, пусть не жалуется потом: его ждет «геенна огненная».
Художник Марк ШАГАЛ