Всех к Торе!

Праздники Шмини-Ацерет и Симхат-Тора завершают период осенних праздников и дней трепета, начавшийся с Рош-Хашана. Шмини-Ацерет (дословно – восьмой день торжественного собрания) отмечен специальной литургией, включая поминовение умерших «Изкор» и молитву о дожде. Мудрецы постановили также заканчивать в этот день годовой цикл чтения Пятикнижия и сразу начинать новый цикл. Поэтому в Израиле Шмини-Ацерет совпадает с праздником Симхат-Тора (Радость Торы). В диаспоре их празднуют раздельно в два дня.

Заключительный раздел «Ве-зот ха-браха» отличается не только тем, что он единственный в «Хумаше» не субботний, а праздничный, но и порядком чтения. К нему вызывают не семь человек, как в субботу, а всех присутствующих в синагоге, чтобы каждый еврей, взрослый и ребенок, мог лично отметить завершение годичного цикла. Затем над «бимой» разворачивают «свадебный балдахин», состоящий из одного или нескольких талитов, под которым встают совсем маленькие дети и отцы с младенцами. Эта «алия» называется «коль ха-неарим», «все юноши». Вслед за ними к Торе восходит «хатан Тора», «жених» Торы. Его выход, которым завершается чтение «Ве-зот ха-браха», обставлен особенно торжественно. И, наконец, к Торе вызывается «хатан Берешит», «жених» раздела «Берешит», с которого начинается новый цикл.

«Ве-зот ха-браха»

Следуя примеру праотца Яакова, Моше благословляет евреев перед смертью. Он дает каждому колену лаконичную характеристику, определяет его место и задачу в еврейской истории. Пророк заверяет сынов Израиля, что Б-г щедро вознаградит их за все грядущие беды и страдания. Затем он восходит на гору Нево, с которой Б-г показывает ему всю Страну Израиля и события, которые произойдут с ней и еврейским народом в будущем. Перед Моше открывается вся историческая перспектива, вплоть до мессианской эпохи. Моше умирает легко от «Б-жественного поцелуя» в 120-летнем возрасте, полный сил и энергии. Б-г сам хоронит своего любимого пророка, но держит в тайне место его погребения. Евреи оплакивают своего вождя и учителя тридцать дней.

Замкнутый круг

«И вот («ве-зот») благословение, которым благословил Моше, человек Г-спода, сынов Израиля перед смертью своею» (33:1).

Перед смертью Моше-рабейну, подобно праотцу Яакову, благословил еврейский народ и каждое колено в отдельности, дополнив свои добрые пожелания пророческими наставлениями. Рамбан и рабейну Бахье отмечают глубокую каббалистическую символику в слове «ве-зот», «и эти», с которого начинаются благословения Моше. Яаков-авину завершил тем же словом свое предсмертное обращение к сыновьям: «И вот все двенадцать колен Израиля, и это («ве-зот») сказал им отец и благословил их…» (Берешит, 49:28). Эти два «ве-зот», одно – в первой книге Торы, второе – в последней «Дварим», как будто смыкаются во времени, образуя замкнутый круг, без начала и конца, что соответствует духу праздника Симхат-Тора, когда евреи водят хороводы («акафот») вокруг Торы.

Предложение принято

«И сказал он: «Б-г от Синая пришел, и показался им в сиянии от Сеира, показался от горы Паран, и явился из среды десятков тысяч святых, а справа от Него – пламя Закона для них» (33:2).

В этом образном предисловии Моше напоминает, что евреи были не первыми, кому Б-г предложил Тору. Вначале этой чести удостоились потомки Эсава, жившие в Сеире, и сыны Ишмаэля, занимавшие территорию Парана, но они отказались, поскольку Тора запрещает их любимые занятия – убийства и воровство. Тогда Вс-вышний явился к евреям в сопровождении многочисленного воинства святых ангелов и предложил им Свой огненный Закон. Евреи безоговорочно приняли Тору, заслужив тем самым вечное благословение Тв-рца, прозвучавшее из уст Его пророка Моше.

Ни слова упрека

«Ор а-Хаим» (рабби Хаим бен Аттар, XVIII век, Ливорно-Иерусалим) обращает внимание на непревзойденное благородство Моше, «человека Г-спода», как называет его Тора, и его безграничную любовь к еврейскому народу. Ведь буквально накануне, в конце предыдущего раздела «Гаазину», пророку было окончательно сказано, что он преждевременно умрет, не войдя в Страну Израиля, «за то, что вы (Моше и Аарон, также умерший в пустыне) неверны были Мне при водах распри… и не явили святости Моей среди сынов Израиля» (32:51). Евреи, взбунтовавшиеся у вод распри, были, по меньшей мере, косвенными виновниками досрочной смерти Моше и Аарона у границы Эрец Исраэль, их личной трагедии. Но, несмотря на это болезненное напоминание, Моше не испытывал никакой досады, никакой обиды на «жестоковыйных» и капризных евреев. Все его предсмертные думы, тревоги и надежды были связаны с еврейским народом. В отличие от Яакова, он не включил в свои благословения никаких порицаний и упреков; в его словах звучат лишь всепоглощающая любовь и забота.

Своими глазами

«И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, который знал Б-га лицом к лицу, – по всем знамениям и чудесам… и по всем могучим деяниям, которые совершил Моше на глазах всего Израиля» (34:10-12). Так завершается раздел «Ве-зот а-браха», книга Дварим и все Пятикнижие.

Иудаизм не похож на другие религии, где некая харизматичная личность удостаивается Б-жественного откровения и потом – в одиночку или с учениками-апостолами – несет свою благую весть в массы: хочешь – верь, не хочешь – не верь, но мы тебя заставим верить.

Чудеса и деяния, совершенные Моше-рабейну, видели все евреи. А человеку, как известно, свойственно глубоко верить лишь в том, что он видел своими глазами. Евреи наблюдали десять египетских казней. На их глазах Моше заставил расступиться Красное море одним мановением посоха. Они «видели», всей кожей и нутром ощущали громоподобный Голос у горы Синай и ежедневно, в течение сорока лет, собирали и ели манну, сверхъестественную пищу, которая падала прямо с неба в строго отведенное время. Чудеса были повседневной реальностью для всего поколения пустыни, для всех двух-трех миллионов евреев и сотен тысяч ушедших вместе с ними из Египта иноплеменников.

Именно этот непосредственный массовый контакт с чудесами заложил прочный фундамент еврейской веры, которую не смогли поколебать даже тысячелетия изгнание с неслыханно тяжкими испытаниями и трагедиями. Тогда, тридцать три столетия назад, мы воочию убедились, что Моше – истинный пророк

Вс-вышнего и Тора, живая Тора, которую он оставил нам в вечное наследие, это и есть высшая и святая Правда.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора