Кровавое противостояние между ФАТХом и ХАМАСом в палестинской автономии, жертвами которого становятся, в большинстве своем, случайные прохожие, наводит на несколько важных выводов. Во-первых, экономический и политический бойкот правительства ХАМАСа, осуществляемый Соединенными Штатами, оказался результативным. Примечательно, что некоторые, в том числе в Израиле, предлагают отменить давление на ХАМАС именно из-за его эффективности! Второй вывод: несмотря на экономические трудности, неспособность нынешней администрации выплачивать своим сотрудникам зарплату и продолжающееся кровопролитие, ХАМАС остается верен своим принципам. Он не готов признать Израиль, заключенные с ним ООП договоренности и прекратить террористическую деятельность («акты сопротивления»).
Третий вывод: Ливанская война оказала влияние на происходящие в автономии процессы. Согласно опросам общественного мнения, большинство палестинцев поддерживают «сопротивление», то есть террор. Успех «Хизбаллы» на северном фронте питает их уверенность в том, что силой от Израиля можно добиться любых уступок.
Четвертый вывод: идеология ХАМАСа, упорствующего в непризнании Израиля, дала трещину. Это массовое движение уже не является более монолитом, как прежде. Ведется дискуссия между «идеологами» и «прагматиками», в данном случае – между заграничным (сирийским) руководством и местным ХАМАСом.
«Прагматики» говорят, что для выполнения предвыборных обещаний палестинскому населению требуется период стабильности. Лишь в спокойной обстановке ХАМАС сможет взять автономию под свой полный контроль. «Прагматики» готовы снять свои возражения против «Хартии заключенных», в которой раньше видели косвенное признание права Израиля на существование. Идеологи же, во главе с находящимся в Дамаске Халедом Машалем, поддерживаемые силовыми структурами и министром иностранных дел в правительстве ХАМАСа Мухаммедом аз-Захаром, считают, что прекращение политического процесса ничем не грозит палестинцам. С их точки зрения, гораздо важнее продолжение «актов сопротивления».
Пятый вывод: ХАМАС не готов ратифицировать все подписанные ФАТХом и израильскими правительствами соглашения, но предлагает «худну» (перемирие) сроком на 10 лет. Расчет такой, что согласие Израиля приведет к прекращению бойкота, ХАМАС получит передышку и увековечит свою власть.
В идее «худны» нет ничего нового. Но позиция ХАМАСа не совсем понятна. Если он не признает договоров с Израилем, почему мы должны верить в соблюдение условий перемирия? Скорее всего, ХАМАС нарушит любой договор, когда это будет ему удобно. Наивным израильтянам, готовым поверить в любые декларации, напомню, что «худна» возможна лишь при условии полного отступления Израиля к границам 1967 года, нашего согласия на присутствие ХАМАСа в Иерусалиме и готовность Израиля «немедленно приступить к решению проблемы беженцев».
Шестой вывод: начиная с 8 сентября, ХАМАС не берет на себя ответственность за ракетные и минометные обстрелы Израиля. Это значит, что, возможно, Сдерот обстреливает кто-то другой, но ХАМАС предоставляет технические средства. ХАМАС утверждает, что боевики «Исламского джихада» ему не подчиняются. А его собственное военное крыло согласно на прекращение ракетных обстрелов, но не полный отказ от террора. Кроме того, в автономии усиливаются связанные с «Аль-Каидой» группировки, вроде «Армии ислама» и «Комитетов сопротивления».
Седьмой вывод: судьбу похищенного ефрейтора Гилада Шалита решают не только в Газе, и не только египтяне играют важную роль, но и сирийцы, и иранцы, поддерживающие контакты с Машалем. Это подтверждает тезис, что израильско-палестинский конфликт расширился, и в него вовлечены многие стороны.
Вывод последний: вооруженное противостояние в автономии доказывает, что ХАМАС весьма далек от готовности пойти на компромисс в религиозно-идеологических вопросах. Он относится к Израилю как к чуждому образованию, возникшему на священной мусульманской земле. И эту проблему им придется решать самим. Потому что нет шансов на то, что Израиль согласится принять ислам. Зеэв Шиф, «Гаарец», 06.10.2006 (Источник: Курсор).
Опубликовал: