«Вашингтон пост» давно кажется мне менее тенденциозной газетой, чем наша королева полей «Нью-Йорк таймс». Но и «Пост» совершенно предвзята, когда дело касается Дональда Трампа.
Ходят слухи, что главная газета американской столицы бросила на уничтожение Трампа целую журналистскую бригаду чуть ли не из 25 борзописцев. Как и подавляющее большинство наших СМИ, «Пост» явно предпочитает Хиллари. Тем удивительнее было увидеть в ней статью о «четырех безжалостных результатах опросов, которые встретили Хиллари Клинтон на предвыборном съезде демпартии».
Опросы показали, что после республиканского съезда котировки Трампа несколько повысились. Но так происходит практически всегда, и съезд демократов снова вывел Хиллари в лидеры гонки, тем более что ее изо всех сил толкают вперед центровые СМИ, которые не могли слушать речи Мишель Обамы или старого греховодника Билла Клинтона без того, чтобы путаться в соплях.
Беда в том, что опросы показали дальнейшую усушку и утруску персонального рейтинга Хиллари. И дело не только в том, что ее бесконечно хулили на съезде республиканцев. Эта хула могла несколько ухудшить ее имидж, но проблема в том, что, как пишет «Пост», он и без этого с каждым месяцем ухудшается.
Например, согласно предсъездовскому опросу CNN, 68 процентов респондентов считают ее нечестным человеком, недостойным доверия. В начале месяца этот показатель равнялся 65 процентам, а в мае — 58 процентам.
Честной женщиной считают Хиллари всего 30 процентов опрошенных. Скажут: «Но у Трампа негативы тоже зашкаливают!» Да, но не настолько. Его считают честным и достойным доверия 43 процента опрошенных. Тоже хвастаться нечем, но у Хиллари-то этот показатель равен сиротским 30 процентам.
Последний опрос телекомпании CBS рисует аналогичную картину: Хиллари не доверяют 67 процентов американцев. К ней 31 процент относится положительно и 56 процентов — отрицательно. Согласно опросу CNN, положительно относятся к Хиллари 39 процентов респондентов. В последний раз этот ее показатель был столь низок в далеком 1992 году.
Наконец, опрос Гэллапа дал ей в понедельник положительный рейтинг — 38 процентов, а отрицательный — 57 процентов. Как замечает «Вашингтон пост», это было худшее соотношение рейтингов за всю политическую карьеру Хиллари. Лишь 38 процентов сказали, что будут гордиться президентом Хиллари, а 60 процентов — не будут. Даже у Трампа это соотношение лучше: 39 процентов против 59.
Филадельфийский съезд неизбежно улучшил ее рейтинги, хотя критики Хиллари делали все, чтобы этого не произошло. Я, например, сто раз слышал, что в первый день съезда там выступил 61 оратор, но «Исламское государство» не было упомянуто ни разу. И это в тот момент, когда теракты в Европе происходят уже ежедневно. Очевидно, классовая борьба увлекает «дымокрадов» куда больше, чем борьба с террором. В своей речи Хиллари упомянула ИГ, но опять не назвала исламизм, то есть врага, с которым мы предположительно боремся.
Забавно, что Билл Клинтон, который за день до этого втюхивал с трибуны американцам кандидатуру жены (но пропустил 1998 год, когда его импичнули за Монику Левински), во время ее речи заснул.
Или на сцене в понедельник не было ни единого американского флага, хотя республиканцы буквально купались на своем съезде в звездно-полосатых. Критики отметили, что в окрестностях демсъезда были замечены палестинские флаги и даже старые советские. Пришлось спешно выкатить на эстраду американские стяги.
На улице американские флаги палили самозабвенно, благо, Верховный суд США давно квалифицировал их сожжение как разновидность того самого слова, свободу которого защищает американская Конституция.
Поскольку фанаты Берни Сандерса, который, между прочим, забрал на праймериз 43 процента всех поданных демократами голосов, чувствовали себя обделенными, они скандировали «посадить ее!», то есть Хиллари.
Слоган был явно заимствован у республиканцев, которые орали его на своем съезде и были дружно осуждены за это демократами и примкнувшей к ним прессой.
Мишель Обама, которая выглядела отменно, проникновенно заметила в своей речи: «Каждое утро я просыпаюсь в доме, который построили рабы».
Зал тронула эта фраза, а я погуглил и узнал, что Белый дом строили не только черные рабы, но и местные белые работяги и мигранты из белой Европы.
Но понятно, почему сердца наших чернокожих братьев навсегда отданы только одной из американских партий: Меланья Трамп ничего такого не говорила, хотя теперь, может, скажет, поскольку, очевидно, знает, где найти речи Мишель.
CNN беспардонно подыгрывало Хиллари, показав за первые три дня демсъезда больше агитационных видеозаписей, чем за все четыре дня республиканского мероприятия. Как сообщил консервативный сайт NewsBusters, к тому моменту CNN показало 16 видеомонтажей и антитрамповских клипов, совокупно длившихся 47 минут и 53 секунды, притом в прайм-тайме (это период с восьми вечера до полуночи).
Для сравнения: канал показал за четыре дня лишь три видеофильма, транслировавшихся на съезде республиканцев. Они длились всего 14 минут и 17 секунд.
Немудрено, что после окончания демсъезда камера показала, как в толпе делегатов пританцовывают и выпивают ведущий CNN Вулф Блитцер и его политический аналитик Глория Борджер.
Сайт Республиканской партии Gop.com отметил: хотя три главных телекомпании США — CBS, ABC и NBC — традиционно болеют за демократов, в прошлом они старались соблюдать паритет между партиями и в самый лакомый телевизионный час — с 10 до 11 вечера — показывали их съезды примерно одинаковое количество времени. Но не в этом году, когда они показывали один из съездов на 15–30 минут дольше, чем другой.
В жизни не догадаетесь, какой съезд они транслировали дольше. В результате, отмечают республиканцы, их съезд три телегиганта показывали в общей сложности 9 часов и 47 минут. А демократический — 13 часов и 21 минуту! То есть наши «дымокрады» получили у центрового телевидения почти на 40 процентов больше бесплатного эфирного времени.
И все телевидение, включая даже консервативный «Фокс ньюс», беспрерывно долдонило о том, какой исторический шаг сделали демократы, впервые выдвинув в президенты женщину. Некоторые просто рыдали.
В следующий раз они выдвинут гея. А потом — транса.
Все эти телепроиски неспособны нейтрализовать следующее обстоятельство. Выступление Хиллари смотрели в общей сложности 33,3 миллиона телезрителей. А Трампа за неделю до этого — 34,9 миллиона.
Он, правда, бахвалился потом, что его смотрели «на миллионы» больше зрителей. Положим, не на миллионы, а всего на полтора лимона с мелочью. Но все равно больше.