«Вы привлечете больше пчел медом, чем уксусом (You can catch more bees with honey than with vinegar)», — утверждает старая английская поговорка.
– Эта поговорка так правдива, что я удивляюсь, почему нет ничего подобного в еврейских книгах, — обратились однажды к известному раввину и психиатру Аврааму Тверскому.
– Еще царь Соломон писал: «Мягкий ответ отвращает гнев, а резкое слово возбуждает ярость» (Притчи, 15:1), — ответил рав Тверский (Successful Relationships, c. 105).
Говорящие по-русски привыкли думать, что следует добиваться поставленных целей «кнутом и пряником». В этом выражении кнуту все-таки отдается предпочтение, ведь он на первом месте. В английской поговорке утверждается, что сладким медом можно добиться большего, чем кислым уксусом. Царь Соломон же учил, что добрым словом не только добьешься желаемого, но и как щитом защитишься от гнева. Даже если между людьми уже разгорелся конфликт, доброе слово способно охладить гнев, в то время как резкое лишь усиливает ярость.
Что ощущает человек, услышав в свой адрес резкое слово? Его оскорбили, унизили. Казалось бы, реакция самозащиты — ответить резкостью на резкость. Но этот порочный круг еще больше разжигает конфликт. Разгневанный человек повышает голос, требует чтобы его слушали. И чем громче он кричит, тем меньше его слышат и тем громче кричат в ответ.
Лишь тот, кто меняет тональность разговора с грубой на мягкую и доброжелательную, способен унять гнев. «Слова мудрых в спокойствии (“нахас”) слышнее, чем крик правителя…» — писал царь Соломон (Экклезиаст, 9:17). К словам мудрецов прислушиваются как раз потому, что они произносятся в спокойствии — «нахас». Впрочем, слово это означает гораздо больше, чем просто спокойствие.
Евреи часто желают друг другу «иметь нахас» от своих детей, родных и близких, подразумевая под «нахас» радость, счастье, спокойствие…
В своих притчах царь Соломон учил: подобно тому, как человек смотрит на воду и видит отражение своего лица, так же и сердце одного человека по отношению к сердцу другого. Чувства отражаются: то, что ты ощущаешь по отношению к другому, то же самое ощущает он по отношению к тебе. Если ты в гневе кричишь на собеседника, требуя к себе уважения, то вызываешь в его сердце лишь гнев и неуважение. Если ты находишь силы преодолеть гнев в себе, то сможешь преодолеть гнев и в его сердце. Тот, чье сердце наполнено состраданием, уважением и даже любовью к обидчику, способен вызвать подобные чувства к себе.
Царь Соломон, конечно же, не призывал к двуличию и манипуляциям. Почти каждый человек обладает своими достоинствами, за которые его можно уважать. И каждый по-своему достоин снисходительности.
– Если вам сказали что-то неприятное, вы не должны реагировать в ту же секунду! — считает рав Тверский. — Если вы отвечаете людям грубостью на их грубость, вы позволяете им управлять собой. Вместо немедленного ответа всегда можно сказать: «Я должен подумать». Не только «русский мужик задним умом крепок», но и многие из евреев зачастую сожалеют, что в той или иной ситуации поспешили отреагировать.
Наша жизнь может измениться к лучшему, если мы возьмем себе за правило не реагировать в пылу гнева, но сначала думать, а потом говорить.
Ответить грубостью — это не только проявить неуважение к другому, а прежде всего — к самому себе! Чтобы не реагировать на колкости, человек должен укрепить в себе чувство собственного достоинства, которое не зависит от того, что говорят в его адрес другие…
Родители сердятся на непослушных детей, но им следует не реагировать сразу, а подождать какое-то время. Ибо сказанные в гневе слова все равно не будут правильно поняты, но только упрек любящих родителей будет услышан…
Наша недельная глава учит нас искусству общения. «И сказал Всевышний Моисею: “Скажи коэнам, сыновьям Аарона, и скажи им…» (Ваикра, 21:1). Почему Всевышний обращается к Моисею с указанием «скажи» («эмор»), тут же повторяя «скажи им»? Первое «скажи» обращено к служителям Храма, которые должны соблюдать особые законы святости, а повторное «скажи им» напоминает о том, что они должны научить этим законам своих детей, объясняет Талмуд. Слово «скажи» понимается в Торе как мягкое, деликатное обращение, отличное от «говори», которое означает «тяжелый разговор». Этим Тора подчеркивает, что родители должны искать и находить мягкую форму общения с детьми, не приказывая, а вдохновляя их на соблюдение законов Торы. Итак, что же делать, чтобы вас услышали? Говорите тише.
Художник Алекс Левин