Продолжение. Начало в № 724
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
В 1267 году великий Рамбан, побывав в Израиле, в письме к своему сыну сетовал на то, что ему было практически невозможно собрать миньян (десять взрослых евреев) для молитвы. Далее он писал: «Что рассказать тебе о земле? Так много заброшенных мест, запустение повсюду… Чем больше святость места, тем больше оно пострадало. Иерусалим опустошен без меры; Иудея разрушена даже сильнее, чем Галилея».
В 1249 году, передавая Иерусалим в руки Римскому императору Фредерику II, султан Аль Камил заявил: «Я ничего не теряю, кроме развалившихся хижин».
Гораздо позже, в 1860 году, о своих впечатлениях рассказывал побывавший в земле Израиля Марк Твен: «… Земля достаточно плодородна, но рождает одни сорняки… Опустошение повсюду такое, какое невозможно было бы представить при самом необузданном воображении… На всём протяжении нашего маршрута мы не встретили ни одной человеческой души. Путь наш лежал к Иерусалиму. Чем дальше мы продвигались, тем беспощадней палило солнце, тем более каменистой, заброшенной и отталкивающей становилась окружающая местность… Не видно было ни деревьев, ни даже кустов. Не видно даже кактусов и оливковых деревьев, этих вечных спутников заброшенных земель… Иерусалим лишён жизни. Ни за что бы не согласился тут оставаться. Это пустая земля, потерявшая всякую надежду, земля отчаяния. Палестина лежит в прахе и пепле. Её просторы поражены проклятием, которое опустошило поля и лишило их всякой силы. Палестина отталкивающе мертва. Может ли Б-жественное проклятие украсить землю? Палестине уже никогда не стать частью мира живых». («The Innocents Abroad or The New Pilgrim’s Progress», Harper and Row, NY, 1922, pp. 216-359).
Столь авторитетные свидетельства не помешали, однако, Ясеру Арафату заявить в своей речи в ООН в 1947 году: «Палестина была процветающей землей…, в которой проживавшее там арабское население успешно развивало свою самобытную культуру».
История недвусмысленно свидетельствует о том, что никогда за все эти долгие века, прошедшие после изгнания еврейского народа, арабская культура не доминировала в этой земле. История доказывает, что арабы, жившие в этих местах, не оставили каких-либо заметных памятников культуры, будь то образование, архитектура, искусство или наука. Практически даже намёка не осталось на то, что арабы вообще когда-либо здесь жили. Земля все эти столетия оставалась пустой.
Пожалуй, наиболее впечатляющим был провал арабских планов возродить эту землю во времена Турецкого господства. За первые пятьдесят лет Турция увеличила количество нееврейского населения в земле Израиля до невиданных доселе пропорций – 300000 человек. Переселение неевреев шло гигантскими темпами. Но сотни тысяч турецких подданных неожиданно для себя столкнулись с таким сопротивлением самой природы, которое не поддавалось никакому объяснению. Из года в год земля, таившая, казалось, столько богатств, становилась плацдармом для полчищ саранчи, уничтожавших урожаи. Не успевали арабы оправиться от саранчи, как на них обрушивались землетрясения. Не успевали отстроиться, как из соседних областей вторгались захватчики, истреблявшие местных жителей десятками тысяч. Природные бедствия и бесконечные войны полностью свели на нет турецкие планы реконструкции земли Израиля. Немногим выжившим пришлось бросить отвергшую их землю. Лишённая же человеческого присутствия, земля вскоре вновь превратилась в «долину смерти», какой и была на протяжении веков. Но ведь так и повелел Б-жественный промысел!
Что же касается немногочисленных еврейских переселенцев, то им тоже, как мы упоминали, приходилось влачить жалкое существование. Немногие смельчаки, что по зову души селились на своей вечной родине, становились жертвой всё того же голода и болезней. Им на смену прибывали новые группы евреев, но лишь для того, чтобы последовать примеру предыдущих, погибая от моров и инфекций. Да, безусловно, в земле Израиля никогда не прерывалось еврейское присутствие, но трагедия заключалась в том, что это присутствие всегда состояло из вновь прибывших поселенцев. Предыдущие просто умирали или уезжали. Население не увеличивалось. Земля оставалась мёртвой. И так – из поколения в поколение, все две тысячи лет. Со стороны всё это не поддавалось здравому смыслу, скорее напоминало какой-то зловещий рок. Но земля верно исполнила пророчество своего Хозяина. Она ждала свой народ. Земля ждала время «геулы» – возвращения миллионов евреев из рассеяния.
РЕШЕНИЕ, ОПЕРЕДИВШЕЕ ПРОБЛЕМУ
Положение дел изменилось после Второй мировой войны. Время, которого тысячи лет ждала земля Израиля, наконец пришло. Время возвращения. Алию совершали теперь не десятки и сотни, а тысячи, десятки и сотни тысяч.
В середине 1950-х годов корреспондент «Нью-Йорк Таймс» взял интервью у нескольких десятков человек, среди которых был бывший главный раввин Израиля рав Шломо Горен. Главный из вопросов заключался в следующем: «Как крохотному государству, едва успевшему появиться на свет, удастся инкорпорировать столь неожиданную, гигантскую волну иммиграции? Реально ли ожидать наступление финансового и экономического краха?» Было очевидно, что вопрос задавался человеком, далёким от идеалов Торы. Но рав Горен ответил: «Когда речь идёт о спасении жизни евреев, никакие другие соображения в счёт браться не должны».
Сотни тысяч евреев изо дня в день приземлялись в аэропорту Бен-Гурион. Среди них – евреи из Эфиопии и Йемена, Ирана и Ирака, США и Европы, десятков, сотен стран и, конечно, республик СССР. «Образованные невежды!» – таков был еврейский статус нашего брата, русского еврея. Вдохновенно впитавшие в себя глубины славянской, грузинской, татарской и прочей национальной культуры, дети «дружбы народов» мало что знали о своём родном, пусть и вечном, народе. Промытые мозги еще долго держали в подсознании впитанные с детства уроки безбожия и страха. Среди нас, русских евреев, подчас встречались и такие, кому страшно было даже признаться в принадлежности к еврейскому народу, и это уже здесь, в Израиле! Очистить еврейские души от яда советской идеологии – дело не одного десятилетия!
«Безусловно, – продолжал рав Горен, – воспринять и инкорпорировать в общество миллион иммигрантов в течение нескольких лет – задача, которая заставит нас принять на себя бремя тройных налогов. Но покажите мне еврея, понимающего великую важность еврейских идеалов, и я покажу вам еврея, готового пожертвовать экономической целесообразностью ради спасения жизни другого еврея».
Рав Горен сказал при этом еще нечто весьма важное: «Если бы русские евреи получили право совершить алию даже несколькими годами раньше, мы столкнулись бы с совершенно другой проблемой. У нас бы просто не было земли». И действительно, это факты из израильской истории – до войны 1967 года Израилю принадлежало в два раза меньше земли, чем после. Кардинальные перемены наступили в результате войны 1967 года. Арабы вторглись в Израиль и потеряли области Иудеи, Самарии и Голанских высот. Только после этого у Израиля появилось то необходимое слагаемое, которое и позволило принять огромную алию русских евреев, не говоря уже о сотнях тысяч олим из других стран.
Исторически все происходило будто по плану. Не хватало земли? Начиналась, безусловно, не по воле Израиля, война. В результате Израиль отвоевывал свои земли. По решению зарубежных правительств, евреи других стран получали право на выезд. Казалось бы, не связанные части головоломки складывались в одну гармоничную картину. Имя ей – Б-жественный промысел! Именно так звучит закон управления миром: ещё до появления проблемы
Вс-вышний заранее готовит пути ее решения. (Талмуд, Мегила 13б). Интересно, что в истории современного Израиля феномен 1967 года, когда земли для приёма фантастической алии готовились заранее, произошел не впервые. За последние тридцать лет феномен этот произошел дважды. Но кто помнит об этом? Прав был рабби Иосеф Дов Соловейчик, сказавший, ссылаясь на своего деда, рабби Хаима Бриске, что большинство людей не осознают того, что истории, записанные в Торе и Агадах, содержат те принципы иудаизма, которые реально воплощаются во всех поколениях, в том числе и на наших глазах.
Видимо, поэтому большинству не удаётся испытать настоящего счастья. То есть их глаза не знают, на что смотреть! Так незамеченными остались два величайших чуда наших дней.
Продолжение следует