«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: “Передай Аарону и его сыновьям следующую заповедь…”» (6:1–2).
Слово «мицва» — заповедь — плохо вписывается в современную норму плюралистической корректности. Между тем Тора до предела насыщена заповедями, полна ими, как гранат зернышками. Если вдуматься, почти каждое слово в ней содержит то или иное повеление. Но зачем давить на людей всем этим «запретительно-повелительным» прессом? Долой ритуальные и нравственные оковы! Даешь свободу! Так рассуждает типичный питомец современной западной цивилизации…
Однажды выдающийся иерусалимский рав Шломо Вольбе спросил ученика:
– Ты когда-нибудь читал «Шма Исраэль» с полной концентрацией внимания?
– Конечно, рабби, — ответил ученик. — Я почти всегда сосредоточен во время молитвы.
– Тогда скажи мне, — продолжал рав Вольбе, — читая «Шма», ты испытывал чувство бунта против Б-га?
– Да что вы, рабби! Никогда в жизни!
– Значит, ты никогда не читал «Шма» сосредоточенно и внимательно, с настоящей «каваной», — заключил рав Вольбе.
Каждый человек состоит как бы из двух частей — физической и духовной. И у каждой части своя цель.
Мудрецы учат, что первое требование при чтении «Шма» — это принять на себя «ярмо Небесного царства». Почему «ярмо»? Неужели нельзя было сказать просто: «Принять Небесное царство».
На иврите слово «хомриут» означает материальность. Оно того же корня, что и «хамор» — осел. Осел нуждается в ярме, поскольку, едва завидев зеленую травку на обочине, он норовит сойти с пути. То же самое происходит и с человеком, если он не держит в узде свои физические побуждения. Его естественное стремление — сбросить с себя ярмо подчинения воле Б-га, иго заповедей, чтобы свободно и беззаботно «попастись на травке».
Когда мы правильно читаем молитву «Шма, Исраэль», декларацию еврейской веры, мы принимаем на себя «ярмо Небесного царства» вопреки бунтарскому сопротивлению своего физического эго.
Вместо жертвенных быков
«Вот закон о жертве всесожжения…» (6:2).
В разделе «Цав» подробно разбираются различные виды «корбанот», храмовых жертвоприношений, и порядок работы коэнов-священников.
Тема жертвоприношений трудна для усвоения. Людям, не сведущим в иудаизме, она кажется неактуальной и вообще чрезвычайно далекой от современной жизни. Но евреи Торы думают иначе. Да, Храма давно нет, но храмовая служба, включая «корбанот», незримо присутствует в нашей жизни: в молитвах и изучении тех разделов Торы, в которых описан порядок этой службы, в наших вековых надеждах на скорое восстановление Дома Всевышнего.
Начальная часть сегодняшнего раздела входит в ежедневную утреннюю молитву «Шахарит». Следуя талмудическому изречению: «И уста наши заменят (жертвенных) быков», еврейские мудрецы придают большое значение чтению отрывков из Торы, посвященных жертвоприношениям.
Там же, в Талмуде, рассказывается, как праотец еврейского народа Авраам спросил Б-га: «Каким образом мои потомки смогут получать прощение за свои грехи?» Творец ответил, что искупать грехи будут жертвоприношения. «Но как им поступать в те времена, когда Храм будет лежать в руинах и жертвоприношения прекратятся?» — снова спросил Авраам. «И на этот случай есть решение, — сказал Всевышний. — Если евреи будут читать отрывки из Торы о жертвоприношениях, им будут прощаться все их прегрешения». На это обещание намекают первые слова в разделе Цав: «Зот торат а-ола» — «Это учение о жертвоприношении всесожжения». Другой перевод: «Это отрывок из Торы, равноценный жертвоприношению».
Одна из главных целей жертвоприношения состояла в искуплении греха. (Обратите внимание на однокоренную связку в русском языке «искупить» — «купить».) Когда человек, пожелавший принести грехоискупительную жертву, доставлял жертвенного быка в передвижной Храм — Мишкан, он передавал его Аарону и его сыновьям и громко исповедовался в своем грехе. Затем быка закалывали на глазах у хозяина, кровью окропляли углы жертвенника и его основание. После этого части разрезанной туши раскладывали на жертвеннике, а внутренности сжигали за пределами храмового двора. Эта процедура помогала грешнику ощутить психологическую связь с жертвой, проще говоря, поставить себя на ее место. В результате он начинал испытывать искреннее сожаление о совершенном проступке, страх перед Б-гом и желание исправиться. В том, по существу, и состояла одна из главных целей храмовой службы.
Здесь важно отметить, что «корбанот» не действовали автоматически: «раз-два, и мы прощены». Без исповеди («видуй») и раскаяния («тшува») жертва не засчитывалась. По еврейскому закону, даже приговоренный к смерти обязан был искренне раскаяться в совершенном преступлении, этого требовал от него суд. То же самое и с жертвоприношениями: Б-г устами своих пророков не раз упрекал евреев за пустые, формальные церемонии и неискренние молитвы. Ритуал играет очень важную роль в иудаизме. У нас главное не абстрактная вера, а действия и знания. Но ритуал обретает смысл лишь в том случае, если в него вложены душа и сердце. Иначе он пустая формальность.
Все это касается не только человека, приносящего жертву в Храм, но и священников. Коэн — не «специалист», не «оператор», которому поручено осуществлять храмовую службу. Он — непосредственный «элемент» самой процедуры, ее составная часть. На это указывают описанные в разделе «Цав» манипуляции с кровью жертвы, которой коэн мажет себе мочку уха, большие пальцы на руке и на ноге. Кроме того, коэн обязан сам съедать часть жертвы. Поэтому «успех» жертвоприношения во многом зависел от священников, их профессионального умения и, прежде всего, от их духовной силы, степени близости к Всевышнему.
Семьдесят дней, которые потрясли еврейский мир
На этой неделе мы отмечали праздник Пурим, в который читали «Магилат Эстер» (Книгу Эстер), где описана история спасения евреев Древней Персии от геноцида, задуманного царедворцем Аманом. Геноцид был назначен на 13 адара (в этом году — среда, 23 марта), но был отменен по ходатайству царицы Эстер, скрытой еврейки и племянницы лидера еврейской общины Мордехая. Прежде чем отправиться к царю, она постилась; то же самое делаем и мы каждый год перед Пуримом — 13 адара. Пурим повсеместно праздновался в четверг, 14 адара, а в пятницу, 15 адара, — в городах, которые были обнесены крепостной стеной в период завоеваний Иегошуа бин Нуна (около 3000 лет назад). Теперь это, пожалуй, только Иерусалим и, с некоторыми оговорками, Тверия. Есть еще Иерихон, но евреи там сейчас не живут.
Кстати, Аман находился на вершине власти ровно семьдесят дней: от 13 нисана, когда он составил указ о массовой расправе над евреями, которая должна была произойти ровно через 11 месяцев, и велел разослать его во все провинции (Книга Эстер, 3:12), и до 23 сивана (8:9), когда его казнили и по инициативе Мордехая был подписан и разослан другой царский указ, нейтрализующий первый.
Этим 70 дням, потрясшим Древнюю Персию, соответствуют 70 стихов между первым упоминанием Амана в стихе 3:1: «После этих событий возвысил царь Ахашверош Амана…» и его падением: «…и повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мордехая» (7:10).
Семьдесят — знаменательная цифра в еврейской истории и традиции. Ровно столько лет продолжалось Вавилонское изгнание, после которого евреи вернулись в Эрец Исраэль и построили Второй Храм. Семьдесят лет просуществовала и тюрьма народов — Советский Союз, власти которого преследовали и дискриминировали евреев, пытались их насильно ассимилировать. Тора говорит о семидесяти народах, за которые в течение семи дней праздника Суккот приносили в жертву 70 быков. Сангедрин, высший судебно-законодательный орган еврейского государства в период Храма, состоял из 70 мудрецов плюс председателя. 70 лет жил великий царь Давид. В общем, семьдесят — хорошая, счастливая для нас цифра.