«Где твое уважение к мудрецу Торы?»

Shema-YisraelНесколько лет назад в наполненный людьми зал вошел очень богатый человек. Он не выдержал испытания богатством (которое зачастую сложнее, чем испытание бедностью) и возгордился, став пренебрежительно относиться к людям. Вот и в этот раз богач неуважительно обратился к известному мудрецу Торы. Услышав дерзкую реплику, люди замерли. Лишь один человек вскочил с места и обратился к обидчику: «Где твое уважение к мудрецу Торы?»
На мой взгляд, этот рассказ лучше, чем какой-либо другой, характеризует рабби Элью Швея (благословенной памяти), ушедшего из жизни 26 марта 2009 года.
Ученики и друзья вспоминают о том, что рав Швей относился ко всем с огромным уважением. Но почему тогда он вступил в публичную конфронтацию? Собравшиеся молчали не из-за деликатности, а из сковывавшего всех чувства страха. Так молчат пассажиры метро при виде наглеца, который пристает к пассажирам в вагоне. Так же ученики школ зачастую не хотят заступиться за одноклассника, который становится жертвой нападок со стороны агрессивных детей, опасаясь самим стать предметом насмешек. Такие издевательства со стороны сверстников могут стать одной из причин самоубийства подростка. Остановить их может коллектив, который заступится за слабого…
Трагедия, постигшая евреев во время Второй мировой войны, также стала возможной из-за преступного молчания мира…
Рав Швей был учеником рабби Аарона Котляра (основателя иешивы «Лейквуд», Нью-Джерси), который создал во время войны Комитет спасения евреев. В 1955 году рав Швей возглавил иешиву в Филадельфии, но, подобно своему великому учителю, он посвящал себя проблемам евреев в мире, в частности в России…
В 1987 году рав Швей попросил меня приехать из Израиля в Америку. Год спустя он основал еврейскую школу для детей иммигрантов из России «Синай Академи» в Бруклине. Он собрал группу людей и попросил их поддержать новую школу, рассказав им следующую историю.
Однажды студент довоенной литовской иешивы Шимон Шваб предстал перед знаменитым Хафец-Хаимом.
– Я коген. А ты знаешь почему? — спросил Хафец-Хаим.
– Ваш отец был коген.
– А почему мой отец был коген?
– Потому что ваш дед был коген.
– А почему мой дед был коген?..
Когда Моисей спустился с горы Синай, он увидел танцующих вокруг золотого тельца евреев. «Кто за Всевышнего — ко мне!» — воскликнул Моисей. На его призыв откликнулись левиты. Это произошло более трех тысяч лет назад, а их потомки — когены и левиты — продолжают наслаждаться привилегиями и почестями по сегодняшний день! Так велика награда тех, кто откликается на призыв: «Кто за Всевышнего — ко мне!»
– А сегодня я обращаюсь к вам, — продолжал рав Швей. — Кто за Всевышнего, кто за еврейское образование детей иммигрантов — ко мне! Школе «Синай» требуется ваша поддержка!..
Перед приходом Машиаха «лицо поколения будет подобно лицу собаки», утверждает Талмуд (Сота, 49). В чем смысл данного утверждения мудрецов?
Лицо поколения — это его лидеры, которые должны вести людей за собой. Перед приходом Машиаха лидеры уподобляются собаке, которая бежит перед хозяином. Кто-то может подумать, что собака ведет человека, но стоит хозяину развернуться, и собака развернется и побежит впереди. Есть лидеры, которые хотят всем угодить, всех ублажить только для того, чтобы остаться у власти. У таких лидеров нет своего мнения, своих ценностей. Настоящий лидер готов бесстрашно говорить правду, даже рискуя быть непопулярным, потому что заботит его прежде всего судьба народа, а не собственная карьера. Таким бесстрашным и ведущим за собой лидером был рав Швей…
В преддверии Исхода Всевышний обратился к евреям с призывом взять ягненка — божество египтян, зарезать его у них на глазах, а его кровью помазать косяки дверей еврейских домов, чтобы отличить эти дома от домов египтян.
– У них на глазах? — удивился Моисей. — Но ведь они нас убьют!
– Вы не освободитесь, если не совершите это у них на глазах! — ответил Всевышний (Мидраш).
Неужели Всевидящий нуждался в отметке на дверях еврейских домов? Разве нельзя было зарезать ягненка в доме, чтобы не злить власть имущих? Нет, это еврею нужно было научиться бесстрашно выражать свое еврейство. Те, кто победили страх, обрели свободу и в память об этом укрепили мезузы на своих дверях. Исход начинается с преодоления рабства в себе, с победы над страхом!

Художник Алекс Левин

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора