Мартовские обострения

nepomАлександр Непомнящий

 

Барак Обама вновь обижен на Биньямина Нетаниягу. На этот раз из-за того, что израильский премьер с ним не встретится.

Нетаниягу планировал отправиться в США во второй половине марта, чтобы выступить перед членами американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC) на ежегодной конференции этой организации, которая пройдет на следующей неделе, 20 – 22 марта в Вашингтоне. Предполагалось, что в рамках этого визита состоится и встреча между лидерами Израиля и США.

Тем не менее, в конце февраля в СМИ появились сообщения, будто бы именно в те дни, когда Нетаниягу должен был прибыть в США, Барак Обама, скорее всего, посетит Кубу. И хотя власть на острове все также узурпирована коммунистами, а экономическое эмбарго, наложенное Конгрессом полвека назад, остается в силе, поскольку ни демократии, ни прав человека на острове по-прежнему не признают, возобновление дипломатических отношений с этой страной стало едва ли не единственным достижением президента за все годы его каденции.

Наверное, поэтому для Обамы намерение стать первым почти за столетие американским президентом, посетившим Кубу, оказалось куда важнее встречи с лидером ближайшего ближневосточного союзника.

Однако, сразу после того, как израильские СМИ передали, что Нетаниягу не поедет в США, а выступит на конференции AIPAC в прямом эфире через спутник, из пресс-службы Белого Дома поспешили сообщить, будто Обама страшно оскорблен, поскольку в администрации президента ждали встречи с Нетаниягу, и об отмене визита узнали лишь из прессы.

Нетаниягу был выставлен в качестве обидчика Обамы и первого из израильских премьеров, кто посмел отвергнуть приглашение президента США.

В свою очередь, в канцелярии главы правительства Израиля утверждают, что не давали обещаний по поводу приезда Нетаниягу, а лишь выразили благодарность за готовность Обамы найти возможность встретиться с Нетаниягу в случае, если последний прибудет в США, подчеркнув, что визит все ещё не закрыт окончательно.

Предположим, израильская сторона не совсем точна, когда говорит, что не давала обещаний приехать и не получила однозначного приглашения от американцев. Допустим также, что Обама не собирался дожидаться заявления Нетаниягу о приезде, чтобы сообщить, будто не сможет его встретить, поставив, таким образом, израильского премьера в глупое положение. И обида президента вовсе не связана с тем, что Нетаниягу лишил его этой возможности.

Так или иначе, Обама мог бы, как это принято между лидерами союзных государств и вообще в международной дипломатии, не сообщать СМИ все подробности о встрече, которая не сложилась. Мелкая нестыковка в расписании двух лидеров вовсе не обязательно должна была быть превращена в большую публичную обиду.

Но похоже, что драматическое выражение разочарования через СМИ стало со стороны президентской администрации вполне намеренным. Вновь, как уже не раз в прошлом, Обама раздул проблему из пустяка, ради того, чтобы снова попытаться выставить Нетаниягу в роли того, кто вредит отношениям между Израилем и США.

Точно также в марте 2015 года, согласие Нетаниягу принять приглашение спикера Палаты представителей Джона Бейнера, чтобы высказать перед членами Конгресса свои сомнения по поводу ядерной сделки с Ираном, вызвало показную бурную обиду администрации США, получившую широкое обсуждение в прессе.

Администрация президента была в курсе подготовки приезда, но предпочла утверждать, будто Нетаниягу нарушил протокол, появившись в Конгрессе, не уведомив их заранее.

Скорее, Белый Дом кипел от возмущения по поводу того, что Нетаниягу вообще посмел публично противиться уступчивости Обамы по отношению к иранскому режиму и самому договору, к слову, добившемуся от иранцев в лучшем случае приостановки ядерной программы, но уж никак не полного её прекращения, обещанного Обамой в 2012, накануне переизбрания. И если уж на то пошло, оскорблением являлся не визит Нетаниягу в Вашингтон, а отказ Обамы встретиться в этот момент с израильским премьером.

Ещё раньше, в марте 2010 года была разыграна другая обида, когда во время посещения Израиля вице-президентом Джо Байденом, появилось сообщение о решении столичного муниципалитета построить полторы тысячи квартир в иерусалимском квартале Рамат-Шломо. Администрация Обамы тогда громко и публично выразила возмущение, а Хиллари Клинтон, в тот момент госсекретарь, даже прочитала Нетаниягу по телефону длинную нотацию, осуждая и само строительство и то, что о нем стало известно во время визита Байдена.

Цель, раздувания того скандала, помимо намерения дискредитировать Нетаниягу, как видно состояла в желании показать арабам, что Обама считает еврейское строительство в Иерусалиме неприемлемым. К слову, внутри Израиля, вся эта история, скорее укрепила электоральные позиции Нетаниягу, очевидно, к ещё большему неудовольствию Обамы.

Нынешний отказ посетить Вашингтон, канцелярия главы израильского правительства мотивировала нежеланием влиять на предвыборную кампанию в США.

Возможно, Нетаниягу, действительно, хотел бы избежать неловкостей, связанных с необходимостью принимать или отклонять предложения о встречах с теми или иными кандидатами в президенты.

Может статься, что отказ также связан с продолжающимися переговорами между Израилем и США о размерах американского финансового участия в договоре о военном сотрудничестве – так называемом меморандуме о «Взаимопонимании по вопросам американской военной помощи Израилю».

Сейчас Израиль получает порядка 3 миллиардов долларов в год на закупку американских вооружений и продвижение совместных с США научно-технических исследований в оборонной области. После подписания ядерной сделки с Ираном и возросших из-за этого рисков, Израиль ожидает от США значительного увеличения объемов финансирования. Но, похоже, пока стороны не договорились. Нынешний договор истекает в 2018 году. Вероятно, Нетаниягу надеется, что новый президент, кем бы он ни был, окажется менее враждебен к Израилю, чем Обама, и предложит лучшие условия.

Наконец, не исключено, что Нетаниягу не хотел давать Обаме возможность попытаться в личной встрече навязать очередной план уступок Аббасу.

Даже если Обама решил напоследок навредить Израилю через ООН, отказавшись наложить вето на инициативы Аббаса, когда тот снова попытается получить там признание в качестве государства в обход договоренностей с Израилем, вряд ли встреча могла бы это изменить. Как не повлияла бы она и на готовность Обамы оказать давление на Аббаса с тем, чтобы тот прекратил подстрекательство к террору, обернувшееся на прошлой неделе в разгар посещения Байденом Израиля, более чем дюжиной раненных и американским туристом убитым в Яффо.

Опыт всех семи лет: с бесконечными оскорблениями израильского премьера самим Обамой и представителями его администрации, высосанными из пальца конфликтами, предательствами (как это было в отношении ядерной сделки с Ираном или с внезапным прекращением поставок оружия в разгар войны против ХАМАСа в 2014 году) и обсессивными принуждениями к уступкам (вроде плана Обамы в 2011 году заставить Израиль принять границы 48-го года в качестве базы для дальнейших переговоров с арабами) доказывает, что Израилю лучше держаться от Обамы подальше.

И потому дистанцируясь от американского президента в оставшиеся десять месяцев, Нетаниягу, судя по всему, совершенно прав.

Март 2016

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Непомнящий

Израиль Родился в 1972 г. в Перми. В Израиле с 1990, живёт в Герцлии. Закончил Хайфский Технологический Институт (Технион). После окончания службы в Армии Обороны Израиля, работает в сферы высоких технологий. В 1997 стал одним из инициаторов создания аналитической группы МАОФ, созданной для ознакомления русскоязычных репатриантов с платформой и позицией израильского национального лагеря по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, а также с сионистскими ценностями посредством русскоязычной прессы.
Все публикации этого автора

4 комментариев к “Мартовские обострения

  1. Хватит бесконечно оглядываться на США! Мы самостийни!

  2. Совершенно самостоятельными являются только туземцы Амазонки. Да и то, условно.

  3. Не тянет Обама на роль президента США. По всем параметрам. Как это американцы удостоились такого?

    1. Самыми честными, самыми демократическими в мире выборами!

Обсуждение закрыто.