«И будет, если не будешь ты исполнять волю Б-га, Г-спода твоего…» (Дварим, 28:15).
Раздел «Ки Таво» обычно предшествует неделе, в которую читают «слихот», покаянные молитвы, в канун Рош-Хашана (имеется в виду традиция ашкеназийских общин, сефардские евреи читают «слихот» весь месяц элул). Какая связь между «слихот» и этим разделом? Главная тема «Ки Таво» — «тохаха», грозные предостережения о неизбежных карах, которые постигнут евреев, если они перестанут жить по Торе и увлекутся иными идеологиями. Слушая в недельном разделе Б-жественные укоры, мы как будто получаем сами наказания — только на словах, а не на деле, подобно тому, как в отсутствие Храма мы учим порядок жертвоприношений, и это засчитывается нам как реальное выполнение заповедей «корбанот». Затем, читая «слихот», мы каемся в своем недостойном поведении и в итоге подходим ко Дню Суда очищенными и просветленными: «Пусть уходит старый год с его проклятиями и скорее наступит новый год с его благословениями!»
Это уже вторая «тохаха». Первую мы читали в «Бехукотай», последнем разделе книги «Ваикра». Там, как мы знаем со слов РАМБАНа (рабби Моше бен Нахман, XIII век, в нееврейском мире он известен под именем Нахманид), речь идет о вавилонском галуте, последовавшем за разрушением Первого Храма. Нынешняя серия предостережений относится к нынешней эпохе, начало которой положила гибель Второго Храма. Сравним эти две «тохахи».
В «Ки Таво», в отличие от первой «тохахи», не упоминается один из главных признаков приближающегося галута: Б-г отказывается принимать храмовые жертвы. На самом деле, во Втором Храме с самого начала отсутствовали необходимые условия для полноценного «усвоения» жертвоприношений. В талмудическом трактате «Йома» рассказывается, как в период Первого Храма Б-жественный огонь регулярно спускался с неба на храмовый жертвенник и «пожирал» приготовленные жертвы. Во Втором Храме это чудесное явление отсутствовало.
Под тенью орла
Сегодняшняя «тохаха» упоминает «народ издалека, от края земли, -как орел налетит народ, языка которого ты не поймешь». Речь идет о римских завоевателях. Они, действительно, прибыли издалека, и их язык, латынь, был непонятен и непривычен евреям. Вавилонцы, разрушившие Первый Храм, жили ближе — на территории современного Ирака. Их язык походил на иврит и арамейский по своей структуре. К тому же у евреев были исторические связи с междуречьем Тигра и Евфрата: ведь там родился праотец Авраам.
В метафоре с «орлом» тоже скрыта важная символика. Эта птица была эмблемой римлян и впоследствии украсила гербы многих других европейских народов. «Орел» налетал на нас не раз и в новейшую историю: в царской России, нацистской Германии, в Польше и в других странах с прочными антисемитскими традициями.
Тора пишет в сегодняшнем разделе: «И рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли и до края земли». После разрушения Первого Храма евреи были уведены в плен в Вавилонское государство и все 70 лет изгнания находились только там.
Пророчество о рассеянии осуществилось в нашу эпоху. Евреи живут сегодня практически во всех странах мира (из которых их не успели изгнать): в Гонконге и Кении, в Бразилии и Новой Зеландии…
Далее в «Ки Таво» сказано: «И возвратит тебя Б-г в Египет на кораблях». Это пророчество тоже исполнилось: захватив Иерусалим и разрушив Храм, главнокомандующий римскими войсками Тит отправил пленных евреев в Египет морским путем.
Во время первого галута евреи были сосланы в Вавилон, и опустевшая земля получила 70-летний отдых, по числу лет «шмиты» (седьмого года покоя), пропущенных в эпоху Первого Храма. В сегодняшней «тохахе» сказано: «Сынов и дочерей родишь, но не будет их у тебя, потому что уведены они будут в плен». Это прямое указание на второй галут. Римляне пренебрегали стариками (в том числе и своими), но вывозили молодежь из покоренных стран, используя их на каторжных работах, в цирках и в индустрии разврата. После разрушения Второго Храма римляне оставили в Эрец Исраэль под своей беспримерно жестокой тиранией лишь больных и стариков.
Гипотеза РАМБАНа о том, что в «Ки Таво» речь идет о «римском» галуте, подтверждена еще рядом исполнившихся пророчеств. Тора пишет, что Б-г «уведет тебя в изгнание вместе с твоим царем, которого ты назначишь». Речь идет о царе Агриппе II, которого действительно назначили евреи, хотя он был недостоин царской власти; он ушел в изгнание вместе со своими подданными. Сказано также, что наши враги не смогут укорениться в Эрец Исраэль, пока мы будем пребывать в рассеянии. И действительно, за две тысячи лет здесь не было ни одного независимого государства. Завоеватели часто менялись, но Страна Израиля пребывала в запустении, на задворках недолговечных империй.
Требуется «тшува»
Всего этого, как и других ужасов не было в период вавилонского изгнания. Но зато нам обещано: «Когда придет окончательное спасение, оно будет гораздо более полным и радостным, чем при возвращении из Вавилона». У нас нет оснований сомневаться в скором исполнении этого обещания.
Тора утверждает, что конец «римскому» галуту принесет «тшува», возвращение евреев к Б-гу и Торе. Это предсказание особенно знаменательно сейчас, когда среди молодых и не очень молодых евреев Израиля и других стран развернулось беспрецедентно широкое движение за возвращение к своим духовным истокам.
Большинство сегодняшних «баалей-тшува» — люди искренние и убежденные. Возвращаясь к Торе, они идут на большие жертвы, преодолевая сопротивление общества и своих семей, решительно меняют свои взгляды и образ жизни. Многие целиком посвящают себя изучению Торы, пренебрегая мирскими благами. Только среди репатриантов из бывшего СССР, людей, с детства оторванных от своих еврейских корней, выросших в обстановке полного отрицания Б-га, появились за последние годы десятки раввинов, около тысячи русскоязычных «олим», способных самостоятельно учить и преподавать Талмуд. Это ли не чудо? Это ли не залог скорого исполнения главного пророчества — о скором приходе Машиаха и завершении нынешнего галута, самого долгого и последнего?