Здравому смыслу вопреки Недельная глава Торы «Ваякель»

Перед возведением переносного Храма (Мишкана) Моше призывает евреев соблюдать шаббат, затем просит собрать пожертвования — материалы для Мишкана, предметов его обстановки и одежд священников. Б-г назначает Бецалеля и Оголиава главными специалистами и руководителями «проекта». Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний, а также оливкового масла для Меноры и помазания коэнов, что образуются большие излишки, и Моше велит прекратить сбор. Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вставленных в серебряные подножия. Бецалель готовит деревянный Ковчег Завета с двухсторонним золотым покрытием для хранения Скрижалей. На золотой крышке Ковчега выполнены два «крува», человекоподобные фигурки с вытянутыми вперед крыльями, смыкающимися в виде арки. Стол для хлебов также сделан из дерева и покрыт золотом. Храмовый светильник — Менора — выкован из цельного слитка чистого золота. Далее описан порядок изготовления двух жертвенников: малого — для воскурения благовоний и большого — для жертвоприношений.

***

«И сделали все мудрые сердцем… шатер» (36:8).
Раздел «Ваякель» — предпоследний во второй книге Пятикнижия «Шмот». Если в предыдущих разделах — «Трума», «Тецаве» и частично «Ки тиса» — описаны указания по строительству переносного Храма (Мишкана), изготовлению его утвари и одежд священнослужителей, то в двух завершающих разделах — «Ваякель» и «Пикудей» — говорится о самом ходе работ. Эти две части разделены драматической историей поклонения золотому тельцу.
Человек, далекий от Торы, может спросить: «Для чего нам все это знать, да еще с такими подробностями?» В самом деле, после грандиозных и динамичных событий Исхода нам предлагают сухую инструкцию по сооружению культового объекта трехтысячелетней давности. Зачем?
Так рассуждает человек, для которого Тора — всего лишь литературный памятник глубокой древности. Но тот, кто постиг сердцем и умом, что Тора — это нечто большее, что это закон и учебник жизни, прошлой, нынешней и будущей, тот будет внимательно вчитываться в каждый стих, в каждое слово, обращаясь за разъяснениями к комментариям мудрецов.
И все же зачем нам нужны сведения об устройстве Храма и храмовой службе (Мишкан, как известно, был прообразом двух стационарных иерусалимских Храмов — Первого и Второго)? Да хотя бы затем, чтобы быть готовыми к скорому появлению Третьего Храма, обещанного пророками. Чтобы мы без промедления и лишних споров начали выполнять все положенные в нем работы, следуя духу и букве еврейского закона. С другой стороны, помня свой разрушенный Храм и непрерывно, уже две тысячи лет изучая его устройство и функционирование, мы тем самым сохраняем древние традиции, которые, в свою очередь, хранят нас, не позволяют нам исчезнуть с исторической арены. Вопреки всему, вопреки элементарной логике и здравому смыслу…

Зеркальца,
сохранившие евреев

«И сделали умывальник из меди на медном основании — из зеркал женщин, которые по своей доброй воле собрались у входа в Шатер Откровения» (38:8).
Женщины приняли самое деятельное участие в сборе материалов для строительства Мишкана. Среди прочего они пожертвовали свои медные зеркальца для умывальника, из которого священники брали воду для омовения рук и ног перед храмовой службой. Мидраш сообщает, что вначале Моше хотел отвергнуть этот дар, поскольку зеркальца использовались женщинами для «вульгарной» цели — привлечения мужчин, и пророк считал этот материал неподходящим для столь возвышенного проекта. Но Всевышний велел принять зеркальца и даже сказал, что они дороги ему больше, чем все иные дары.
Эти зеркальца сыграли важную роль в еврейской истории. Во время египетского рабства фараон хотел решить «еврейскую проблему» демографическим путем. Каторжным трудом он доводил молодых евреев до крайнего изнеможения, стремясь подорвать их семейную жизнь и уменьшить рождаемость в еврейских семьях. Но, когда мужчины возвращались домой, их встречали жены, красивые и привлекательные. Они обольщали своих мужей, пробуждали в них новые силы, и в результате численность еврейского населения в Египте не только не уменьшалась, а наоборот, быстро росла. Одним из средств обольщения служили те самые медные зеркальца. Легкомысленные зеркальца, сохранившие евреев…

На службе у прогресса

«И будете вы хранить субботу, потому что она для вас — святыня…» (31:14).
В современном западном обществе принято считать, что жизнь — это извечная борьба между двумя полюсами: потворством своим чувствам и желаниям и стремлением держать их в узде, между телом и душой. Как правило, в этой борьбе чувства и желания побеждают. Бывает, что кто-то пускается во все тяжкие, а потом идет к священнику и исповедуется перед ним в своих грехах. Не согрешишь — не покаешься… Так или иначе, бой идет между физической распущенностью и духовным самоконтролем. И лишь в иудаизме воздержание от физических удовольствий не равнозначно духовности.
У нас тело — не враг, а ресурс. Верно, очень мощный ресурс, и, как другие ресурсы, оказавшись в нечистых руках, может привести к беде. Вы ведь не доверите школьникам управлять атомной электростанцией. Однако человеческое тело можно, как и мирный атом, поставить на службу прогрессу, чтобы оно выполняло волю Б-га, служило Ему в самом высоком смысле.
В Талмуде сказано, что праздники Песах, Суккот и, возможно, Шавуот, в которые евреи совершали паломничество в Иерусалимский Храм, предназначены наполовину «для Б-га» и наполовину «для себя». На практике это значит, что половину праздника надо проводить в молитвах и изучении Торы, а другую половину посвящать приятным вещам — хорошей еде и другим физическим удовольствиям. К шаббату такое разделение не относится. Шаббат способен присоединить вторую половину «для себя» к половине «для Б-га».
«И будете вы хранить субботу, потому что она для вас — святыня…»
Получается, что «для вас» — это тоже свято. В шаббат освящается все, включая вкусную еду и другие «греховные» радости.

0602213Сердечная мудрость

В этом и других разделах, посвященных строительству передвижного Храма, часто употребляется выражение «мудрый сердцем» применительно к мастерам, создавшим этот архитектурный шедевр раннебиблейского периода. На первый взгляд, перед нами типичный оксюморон. Так в лингвистике называется сочетание слов с противоположным значением (типа «грустная радость», «живой труп» и т. п.). Ведь сердце и разум, как известно, тянут человека в разные стороны. Сердце находится во власти эмоций, а разум трезво анализирует и вычисляет.
Кого можно назвать «мудрым сердцем»? Того, кто подчиняет свои эмоции интеллекту? Кто прислушивается к голосу разума, даже если его обуревают страсти? Правильно. Но в данном случае «мудрый сердцем» означает, скорее всего, обычную гениальность, то, что называется интуитивным или врожденным талантом, усиленным творческим вдохновением. На такую гениальность не распространяются обычные критерии. Она — от Б-га. Это знают даже убежденные атеисты.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора