Чтобы встреча состоялась Недельная глава Торы «Бешалах»

587398«И было: когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний по дороге, идущей через страну плиштим, потому что она коротка — ибо сказал Всевышний: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет» (13:17).
Хаим задумчиво гладил свой верный айфон. Он уже заблокировал девяносто процентов контактов в своем адресном списке, установил герметичный фильтр, полученный от интернет-провайдера, и вот теперь созрел для последнего и решительного шага.
Он подошел к незнакомцу на улице и сказал:
– Будьте добры, наберите здесь код из семи знаков — букв и цифр.
Незнакомец опасливо взглянул на Хаима, но, видимо, решил, что тот не похож на уличного хулигана или сумасшедшего. Он взял айфон, на несколько секунд задумался и набрал код.
– Пожалуйста, введите этот код еще раз в строку ниже и нажмите на Enter.
Незнакомец выполнил эту просьбу.
– Большое вам спасибо, — улыбнулся Хаим, повернулся и быстро пошел, не оглядываясь.
Теперь его отделяли от незнакомца сотни людей, заполнивших улицу в час пик. Хаим был доволен собой. Код заблокировал компьютер в айфоне, и, даже если бы он захотел, ему никак не удалось бы восстановить связь: код, набранный случайным прохожим, никак нельзя было узнать. Хаим сжег мосты…
Почему Б-г лишил сынов Израиля возможности вернуться в Египет? Ведь Он вывел их из рабства, в первую очередь потому, что они плакали, стенали, молили Его о спасении. Что ж, если они пожалеют об этом, почему бы не позволить им вернуться?
Каждый из нас сидит в своем Египте, не решаясь сбросить его оковы. Египет — это материализм, потворство своим прихотям. Египет — это сомнения, депрессия, эгоизм.
Зависимость от Египта может быть преодолена только тяжким душевным трудом. И даже если нам удается вырваться на свободу, всегда найдется «старый друг», который позвонит и скажет: «Послушай, старина, почему бы нам не заглянуть в кабак сегодня вечерком? Как в былые времена…»
Чтобы этого не случилось, чтобы не позволить «старому другу» затащить нас обратно в Египет, надо сжечь мосты, не оставить дороги назад.
Уводя сынов Израиля из Египта и направляя их к горе Синай, Б-г знал, что в глубине души они желают прийти к Нему, но чтобы эта встреча состоялась, Он провел их через расступившееся море, а потом снова сомкнул его воды, чтобы они не могли вернуться.
Б-г хочет, чтобы мы сожгли мосты. Так нам будет легче навсегда распрощаться с Египтом, уйти из него, не оглядываясь.

Сатурн почти не виден

«И было на седьмой день вышли некоторые из народа собирать (ман)…» (16:27).
В русском языке слово «суббота» близко еврейскому «шаббат». По-английски шаббат называется Saturday. Это слово произошло от названия планеты Сатурн и пришло из астрологии. Считается, что именно в субботу Сатурн проявляет наиболее сильное астрологическое влияние.
На самом деле Сатурн — это полная противоположность шаббата. Сатурн традиционно считается «недоброй» планетой. В нем изначально заложен негативный потенциал.
Светский астролог объяснит вам, что евреи не работают в шаббат, потому что эта работа не принесет пользы, она не даст результатов — из-за «дурного глаза» Сатурна. В действительности все обстоит наоборот. Мы с радостью и удовольствием соблюдаем шаббат, демонстрируя полное пренебрежение к попыткам Сатурна испортить его горечью и печалью. Сатурн нам не страшен, поскольку мы целиком полагаемся на Б-га.
Таков смысл выражения из талмудического трактата «Шаббат» (156а): «У евреев нет созвездия», — то есть знака зодиака, определяющего их судьбу. Когда мы возлагаем все свои надежды и веру на Б-га, причуды звезд и созвездий никак не влияют на нас. И грозный день Сатурна превращается в радостный шаббат.

Кошки и мышки

«А сыны Израиля уходили — свободные и бесстрашные» (14:8).
Готовясь к побегу из тюрьмы, узник старается, в первую очередь, не привлекать к себе внимания, чтобы тюремщики не догадались о его намерениях.
В этом смысле сыны Израиля вели себя явно не по правилам. Они как будто нарочно все делали для того, чтобы их побег из рабства закончился провалом. Прежде всего, они «одолжили» у соседей-египтян их золотые и серебряные вещи, дорогую одежду и ушли, не вернув эти ценности. Тем самым они дали египтянам достаточный повод для погони за «грабителями». Кроме того, едва выйдя из Египта, они стали блуждать и вернулись к берегу моря. У египтян создалось впечатление, что евреи просто сбились с курса и их можно легко настигнуть. И наконец, беглецы зачем-то остановились лагерем перед Баал-Цфоном (глава 14), единственным египетским идолом, уцелевшим во время Десяти казней. Фараон и его советники решили, что Баал-Цфон околдовал их, специально задержав до прихода карательного отряда. Короче, добыча как будто сама шла в руки.
Но ведь этот сомнительный маршрут евреи выбрали по прямому указанию Б-га, переданному через Моше. Неужели Б-г передумал и решил вернуть рабов в неволю?
Нет, конечно. На самом деле сыны Израиля с самого начала вели себя не так, как ведут себя беглецы, потому что они вовсе не убегали. Точнее, убегали не от самих египтян, а от их духовной и нравственной порчи.
Б-г повел евреев таким необычным путем именно для того, чтобы создать у египтян впечатление неумело организованного побега и спровоцировать на преследование. Пусть фараон подумает, что он может легко настигнуть беглых рабов и вернуть их в Египет. Пусть евреи выглядят растерянными и беззащитными. Тем ярче будет финал, тем тяжелее разочарование преследователей и тем нагляднее проявится величие Творца, непревзойденного Иллюзиониста, Его способность водить за нос опытнейших правителей, манипулировать нациями, играть с ними в кошки-мышки, ставить одним заманчивые приманки и выводить других из, казалось бы, безвыходных ловушек.
Нет, евреи не были узниками, бежавшими из тюрьмы. Они, как сообщает Тора, «уходили свободные и бесстрашные». За все семь дней Исхода — от той памятной ночи, когда они покинули рабовладельческий Египет, и до гибели их преследователей в сомкнувшихся водах Красного моря — они ни разу не обращались в беспорядочное бегство. Все это время они передвигались строем и подчинялись приказам Моше спокойно и сознательно. Даже оказавшись прижатыми к морю, они не утратили присутствия духа. Минутная слабость («Разве могил недостает в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне?») была быстро преодолена, и сыны Израиля — мужчины, женщины, старики и дети — организованно и без спешки перешли морское дно с провизией, скотом и вынесенными из Египта ценностями.
Итак, перед нами странный и даже абсурдный сценарий: египтяне преследуют евреев, которые и не думают от них убегать. Иллюзия беззащитности и уязвимости рабов погубила самих египтян. В ловушке оказались не евреи, а они сами, когда, не замечая в горячке погони серию явных чудес, помчались на колесницах по твердому грунту высохшего морского дна. Они не обратили внимания на то, что пущенные вдогонку беглецам стрелы почему-то отскакивают от облачной завесы днем и огненной стены ночью.
Под утро сухое дно превратилось в бурлящую грязь: «И грозно взглянул Б-г на войско египтян в столпе огненном и облачном и посеял панику… И слетели колеса с колесниц их, так что кони волокли их с трудом. И сказали египтяне: “Бежим от Израиля, ибо это Б-г сражается за них с Египтом”» (14:24, 26).
Преследователи сами обратились в бегство. Они наконец-то поняли, что роль беззащитной мышки в этой игре отведена не евреям, а им самим. Но было уже поздно. Страшная догадка стала реальностью, когда «возвратилось море поутру к природному состоянию своему… и опрокинул Б-г египтян среди моря. И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников всего войска фараона, вошедших в море, не осталось из них ни одного» (14:28).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Чтобы встреча состоялась Недельная глава Торы «Бешалах»

  1. жспасибо отличное обьяснение тех событий особенно важно что до песаха осталось не так много дней удачи жду новых комментарий

Comments are closed.