«И было: когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний по дороге, идущей через страну плиштим, потому что она коротка — ибо сказал Всевышний: «Не передумал бы народ при виде войны и не возвратился бы в Египет» (13:17).
Хаим задумчиво гладил свой верный айфон. Он уже заблокировал девяносто процентов контактов в своем адресном списке, установил герметичный фильтр, полученный от интернет-провайдера, и вот теперь созрел для последнего и решительного шага.
Он подошел к незнакомцу на улице и сказал:
– Будьте добры, наберите здесь код из семи знаков — букв и цифр.
Незнакомец опасливо взглянул на Хаима, но, видимо, решил, что тот не похож на уличного хулигана или сумасшедшего. Он взял айфон, на несколько секунд задумался и набрал код.
– Пожалуйста, введите этот код еще раз в строку ниже и нажмите на Enter.
Незнакомец выполнил эту просьбу.
– Большое вам спасибо, — улыбнулся Хаим, повернулся и быстро пошел, не оглядываясь.
Теперь его отделяли от незнакомца сотни людей, заполнивших улицу в час пик. Хаим был доволен собой. Код заблокировал компьютер в айфоне, и, даже если бы он захотел, ему никак не удалось бы восстановить связь: код, набранный случайным прохожим, никак нельзя было узнать. Хаим сжег мосты…
Почему Б-г лишил сынов Израиля возможности вернуться в Египет? Ведь Он вывел их из рабства, в первую очередь потому, что они плакали, стенали, молили Его о спасении. Что ж, если они пожалеют об этом, почему бы не позволить им вернуться?
Каждый из нас сидит в своем Египте, не решаясь сбросить его оковы. Египет — это материализм, потворство своим прихотям. Египет — это сомнения, депрессия, эгоизм.
Зависимость от Египта может быть преодолена только тяжким душевным трудом. И даже если нам удается вырваться на свободу, всегда найдется «старый друг», который позвонит и скажет: «Послушай, старина, почему бы нам не заглянуть в кабак сегодня вечерком? Как в былые времена…»
Чтобы этого не случилось, чтобы не позволить «старому другу» затащить нас обратно в Египет, надо сжечь мосты, не оставить дороги назад.
Уводя сынов Израиля из Египта и направляя их к горе Синай, Б-г знал, что в глубине души они желают прийти к Нему, но чтобы эта встреча состоялась, Он провел их через расступившееся море, а потом снова сомкнул его воды, чтобы они не могли вернуться.
Б-г хочет, чтобы мы сожгли мосты. Так нам будет легче навсегда распрощаться с Египтом, уйти из него, не оглядываясь.
Сатурн почти не виден
«И было на седьмой день вышли некоторые из народа собирать (ман)…» (16:27).
В русском языке слово «суббота» близко еврейскому «шаббат». По-английски шаббат называется Saturday. Это слово произошло от названия планеты Сатурн и пришло из астрологии. Считается, что именно в субботу Сатурн проявляет наиболее сильное астрологическое влияние.
На самом деле Сатурн — это полная противоположность шаббата. Сатурн традиционно считается «недоброй» планетой. В нем изначально заложен негативный потенциал.
Светский астролог объяснит вам, что евреи не работают в шаббат, потому что эта работа не принесет пользы, она не даст результатов — из-за «дурного глаза» Сатурна. В действительности все обстоит наоборот. Мы с радостью и удовольствием соблюдаем шаббат, демонстрируя полное пренебрежение к попыткам Сатурна испортить его горечью и печалью. Сатурн нам не страшен, поскольку мы целиком полагаемся на Б-га.
Таков смысл выражения из талмудического трактата «Шаббат» (156а): «У евреев нет созвездия», — то есть знака зодиака, определяющего их судьбу. Когда мы возлагаем все свои надежды и веру на Б-га, причуды звезд и созвездий никак не влияют на нас. И грозный день Сатурна превращается в радостный шаббат.
Кошки и мышки
«А сыны Израиля уходили — свободные и бесстрашные» (14:8).
Готовясь к побегу из тюрьмы, узник старается, в первую очередь, не привлекать к себе внимания, чтобы тюремщики не догадались о его намерениях.
В этом смысле сыны Израиля вели себя явно не по правилам. Они как будто нарочно все делали для того, чтобы их побег из рабства закончился провалом. Прежде всего, они «одолжили» у соседей-египтян их золотые и серебряные вещи, дорогую одежду и ушли, не вернув эти ценности. Тем самым они дали египтянам достаточный повод для погони за «грабителями». Кроме того, едва выйдя из Египта, они стали блуждать и вернулись к берегу моря. У египтян создалось впечатление, что евреи просто сбились с курса и их можно легко настигнуть. И наконец, беглецы зачем-то остановились лагерем перед Баал-Цфоном (глава 14), единственным египетским идолом, уцелевшим во время Десяти казней. Фараон и его советники решили, что Баал-Цфон околдовал их, специально задержав до прихода карательного отряда. Короче, добыча как будто сама шла в руки.
Но ведь этот сомнительный маршрут евреи выбрали по прямому указанию Б-га, переданному через Моше. Неужели Б-г передумал и решил вернуть рабов в неволю?
Нет, конечно. На самом деле сыны Израиля с самого начала вели себя не так, как ведут себя беглецы, потому что они вовсе не убегали. Точнее, убегали не от самих египтян, а от их духовной и нравственной порчи.
Б-г повел евреев таким необычным путем именно для того, чтобы создать у египтян впечатление неумело организованного побега и спровоцировать на преследование. Пусть фараон подумает, что он может легко настигнуть беглых рабов и вернуть их в Египет. Пусть евреи выглядят растерянными и беззащитными. Тем ярче будет финал, тем тяжелее разочарование преследователей и тем нагляднее проявится величие Творца, непревзойденного Иллюзиониста, Его способность водить за нос опытнейших правителей, манипулировать нациями, играть с ними в кошки-мышки, ставить одним заманчивые приманки и выводить других из, казалось бы, безвыходных ловушек.
Нет, евреи не были узниками, бежавшими из тюрьмы. Они, как сообщает Тора, «уходили свободные и бесстрашные». За все семь дней Исхода — от той памятной ночи, когда они покинули рабовладельческий Египет, и до гибели их преследователей в сомкнувшихся водах Красного моря — они ни разу не обращались в беспорядочное бегство. Все это время они передвигались строем и подчинялись приказам Моше спокойно и сознательно. Даже оказавшись прижатыми к морю, они не утратили присутствия духа. Минутная слабость («Разве могил недостает в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне?») была быстро преодолена, и сыны Израиля — мужчины, женщины, старики и дети — организованно и без спешки перешли морское дно с провизией, скотом и вынесенными из Египта ценностями.
Итак, перед нами странный и даже абсурдный сценарий: египтяне преследуют евреев, которые и не думают от них убегать. Иллюзия беззащитности и уязвимости рабов погубила самих египтян. В ловушке оказались не евреи, а они сами, когда, не замечая в горячке погони серию явных чудес, помчались на колесницах по твердому грунту высохшего морского дна. Они не обратили внимания на то, что пущенные вдогонку беглецам стрелы почему-то отскакивают от облачной завесы днем и огненной стены ночью.
Под утро сухое дно превратилось в бурлящую грязь: «И грозно взглянул Б-г на войско египтян в столпе огненном и облачном и посеял панику… И слетели колеса с колесниц их, так что кони волокли их с трудом. И сказали египтяне: “Бежим от Израиля, ибо это Б-г сражается за них с Египтом”» (14:24, 26).
Преследователи сами обратились в бегство. Они наконец-то поняли, что роль беззащитной мышки в этой игре отведена не евреям, а им самим. Но было уже поздно. Страшная догадка стала реальностью, когда «возвратилось море поутру к природному состоянию своему… и опрокинул Б-г египтян среди моря. И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников всего войска фараона, вошедших в море, не осталось из них ни одного» (14:28).
жспасибо отличное обьяснение тех событий особенно важно что до песаха осталось не так много дней удачи жду новых комментарий