Антон Дивиер — сподвижник Петра Великого

Граф Антон Дивиер
Граф Антон Дивиер

Граф Дивиер Антон Мануилович — сподвижник Петра Великого, сын португальского еврея Эммануэля, бежавшего в Голландию. Родился в 1682 году. При встрече с Петром был юнгой в голландском флоте, и Петр, которому он очень понравился, принял его к себе на службу.

О судьбе Дивиера повествует документальный фильм режиссеров Олега Акласа и Эдвина Троммелена «За тридевять земель. Удивительная судьба графа Антона Девьера», премьера которого состоялась в амстердамском культурном центре Het Ketelhuis 26 ноября 2006 года. 3 декабря того же года фильм был показан по голландскому телевидению. Снимали картину в Амстердаме, Санкт-Петербурге, Москве и… в Охотске.

Постановщики фильма считают, «что Антон Девьер (так они именуют его — М. Ш.) вообще-то никогда не рождался. Зато человек с другим, похожим именем, Арон Виерра, действительно родился в Амстердаме примерно в 1683 году. Хотя некоторые историки предполагают, что возраст свой он впоследствии изменил, исправив документы и скостив себе лет десять».

Антон Девьер, как предполагают создатели фильма, вполне мог быть корсаром или капером: он ушел в плавание юнгой на голландском судне в то самое время, когда пиратство процветало. К сожалению, архивы амстердамской еврейской общины конца XVII века не сохранились. Но когда летом 1698 года будущий российский император Петр спешно покидал Европу, в его свите оказался молодой человек, бывший моряк, повидавший свет. Звали его на французский манер — Антуан Вьер. Где-то по пути в Россию к этой фамилии прибавилась облагораживающая приставка «де», намекавшая на аристократическое происхождение хорошо воспитанного и прекрасно одевавшегося европейца, которого Петр приблизил к себе и осыпал невиданными почестями. Впрочем, изысканные манеры при петровском дворе ценились куда меньше крепкого кулака, мастеровитых рук и ясного разума. Как раз этими талантами Девьер (или, как писали в России, Дивиер) обижен не был. Но судьба новоиспеченного графа оказалась столь же переменчивой, как и написание его фамилии.

Португальская синагога в Амстердаме
Португальская синагога в Амстердаме

Можно считать доказанным, что отцом нашего героя был Мануэль Виерра, обедневший амстердамский торговец, чьи родители оказались в числе сефардских беженцев, эмигрировавших из-за преследований инквизиции в Голландию. Юный Арон получил неплохое образование в школе при португальской синагоге. Красноватое кирпичное здание ее, хотя и перестроенное, по сей день стоит в Амстердаме на том же месте, что и триста с лишним лет назад. Выпускники знали несколько европейских языков, обладали среди прочего обширными знаниями по географии и математике. Все это вкупе с богатым жизненным опытом помогло молодому еврею, когда он оказался в России в свите одного из самых могущественных европейских монархов.

Природный ум, веселый характер, исполнительность и рвение в делах скоро выдвинули Дивиера в ряды лучших, и в 1718 году он получил чин генерал-лейтенанта. Таким образом, Антон Дивиер стал первым этническим евреем, произведенным в генералы.

Желая войти в русское общество полноправным членом, Дивиер добивается руки сестры Меншикова Анны. Получив у брата отказ, он все же достигает цели при содействии Петра, к тому же Анна в то время была беременна от него. Во втором томе «Истории родов русского дворянства», изданной в 1886 году в Санкт-Петербурге, в статье «Граф Дивиер — род существующий» этот эпизод изложен так: «Влюбившись в сестру Меншикова Анну и узнав ее взаимную нежность к себе, Дивиер осмелился просить руки ее. Грубый отказ не переменил, однако, ничего: она вполне предалася страсти. Дивиер признался самому царю в вине своей. Но Петр Великий на подобные грехи смотрел совсем не сурово и приказал Меньшикову отдать за него сестру свою…»

Санкт-Петербург. Начало XVIII века
Санкт-Петербург. Начало XVIII века

В 1718 году Петр учреждает должность генерал-полицеймейстера города Санкт-Петербурга и назначает на этот пост Дивиера, подчинив его непосредственно сенату. Человеком он был по возможности справедливым, а по необходимости жестким и даже жестоким. Полиция в то время играла несколько другую роль, нежели сейчас. Не надо забывать, что Дивиер строил свое ведомство по голландскому образцу. В сферу его внимания входили и пожарная служба, и надзор за рыночной торговлей. Установление порядка и благочиния во вновь устраиваемом городе представляло большие затруднения. Дивиер справился с этой задачей, предприняв ряд мер по благоустройству города: сформировал штат полиции и пожарной команды, осветил улицы, главное — замостил их камнем, завел фурманщиков для свозки нечистот, учредил надзор за продажей съестных припасов, установил регистрацию населения и перегородил улицы шлагбаумами для лучшей ночной охраны. За нарушение издаваемых постановлений были определены строгие наказания. Дивиер лично каждый день объезжал город и наблюдал за исполнением постановлений; современники рассказывают, что обыватели дрожали при одном имени строгого полицеймейстера. Наконец, он сопровождал Петра во многих военных операциях, был его советником и по проблемам стратегическим.

После смерти Петра, при Екатерине I, Дивиеру пришлось выдержать борьбу с Меншиковым, и, несмотря на личное расположение императрицы, возведшей его в графское достоинство и дававшей ему серьезные дипломатические поручения, в год ее смерти он был арестован, подвергнут пытке, бит кнутом, лишен чинов и орденов и сослан в Сибирь.

В Жиганске Якутской губернии Дивиер оставался до 1739 года, когда по указу Анны Иоанновны он был назначен командиром во вновь отстраивающийся Охотский порт. На этом посту Дивиер опять блестяще проявил свои административные способности: раскрыл злоупотребления, допущенные прежними должностными лицами, быстро довершил снаряжение экспедиции Беринга, достроил порт и основал школу, превратившуюся впоследствии в штурманское училище Сибирской флотилии.

Императрица Елизавета указом 1742 года вернула его из ссылки, возвратила ему чины и ордена и восстановила в графском достоинстве. В 1743 году Дивиер вновь был назначен генерал-полицеймейстером, и ему было пожаловано 1600 душ из имения Меншикова. Однако продолжительная ссылка пошатнула здоровье Дивиера, и в 1745 году он умер.

От брака с Анной Меншиковой Антон Дивиер имел дочь и троих сыновей. Все служили в гвардии, но только старший Петр в 1752 году был произведен в генерал-майоры, через три года — в генерал-лейтенанты, в 1760 году — в генерал-аншефы. В отставку уволен в 1762 году. Умер в 1773 году. Таким образом, Петр Антонович Дивиер был первым в России сыном еврея, ставшим полным генералом.

В «Истории родов русского дворянства» помещен и герб графов Дивиеров, «высочайше утвержденный на основании Высочайшего повеления июня 1801 года и внесенный в 4-ю часть Гербовника». Гербом этим пользовались вплоть до революции 1917 года.

Герб рода графов Дивиеров
Герб рода графов Дивиеров

В Петербурге про Дивиера помнят до сих пор. Там живут и его прямые потомки, которых удалось разыскать создателям фильма «За тридевять земель». Одна из самых впечатляющих сцен фильма разыгрывается в Эрмитаже: прапраправнук графа Дивиера, Константин Соченко, смотрит на портрет своего знатного предка, обнаруживая свое с ним сходство.

Марк Штейнберг
Из книги «Еврейский меч России»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора