Суд и милосердие Недельная глава Торы «Ваера»

Посох Аарона превращается в змею
Посох Аарона превращается в змею

Обращаясь к еврейским рабам через своего посланника Моше, Б-г обещает вывести их из Египта. Но те не желают слушать пророка «из-за нетерпения и тяжкой работы». Моше получает указание отправиться к фараону и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Моше и Аарон демонстрируют во дворце фараона уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию: они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют «фокус», и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням.

***

«И заговорил Господь с Моше, и сказал ему: “Я — Б-г”» (6:2).
Этот первый стих содержит два Имени Творца, которые постоянно встречаются, иногда чередуясь, в тексте Торы: Э-ло-им и А-до-най (последнее имя — непроизносимое четырехбуквенное сочетание — тетраграмма). Из уважения к этим священным Именам и во исполнение заповеди «Не произноси Имя Б-га впустую» мы говорим их «правильно» только в молитвах и при публичном чтении Торы, а в обиходе произносим в измененном виде: Элоким и А-Шем. Элоким — имеет значение строгого Б-жественного суда, А-Шем — выражает качество Его милосердия.
При описании египетского рабства чаще употребляется Элоким. Изгнание ассоциируется с мерой суда, со строгим и взыскательным отношением Б-га к своему народу. Если бы во время нынешнего двухтысячелетнего галута, особенно теперь, на его завершающей стадии, в Его отношении к нам преобладало милосердие, то мы слишком хорошо акклиматизировались бы среди других народов, перестали бы мечтать об избавлении, о приходе Машиаха и возвращении в Эрец Исраэль, ассимилировались бы и, как результат, исчезли бы, так и не выполнив свою историческую миссию.
В начальном стихе сегодняшнего раздела мы видим необычное сочетание двух Имен Творца. К Моше обращается Элоким, строгий и суровый Судья. Но Он сообщает пророку нечто иное: «Я — А-Шем». И затем, обращаясь непосредственно к угнетенному еврейскому народу, начинает и завершает свой манифест теми же словами, в которых звучат надежда и обещание: «Я — А-Шем». В этом манифесте излагается план освобождения, который будет осуществлен в несколько этапов: «И выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами; и возьму Я вас народом Себе, и буду вам Б-гом, и узнаете вы, что Я — Б-г, Господь ваш, выводящий вас из-под ига Египта; и приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам. Я — А-Шем!» (6:6–8).
Другими словами, за физическим спасением «из-под ига египтян» последует освобождение духовное («избавлю вас от служения» их идолам), затем евреи заключат с Б-гом договор у горы Синай, станут избранным народом, народом-священником («возьму вас народом Себе, и буду вам Б-гом»), после чего Он приведет их в Землю Обетованную, то есть обещанную праотцам, и отдаст ее им в вечное владение (если, конечно, они будут соблюдать Синайский договор).

Фараоново упрямство

Однако осуществить эту программу можно лишь при особых условиях. Исход евреев должен стать глобальным событием мировой истории; он должен потрясти мир. Для этого надо вынудить фараона, руководителя крупнейшей империи древности, действовать по указке предводителя еврейских рабов Моше и его брата Аарона, за которыми стоит Сам Творец: «И сказал Б-г Моше: “Смотри, Я поставил тебя (как бы) Б-гом для фараона, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (7:1).
Фараон упрям; он сам себе «бог», Всевышнего не признает и государственных рабов отпускать не желает. Но Творцу это лишь на руку: Он «укрепляет» сердце фараона, добавляет ему упрямства, чтобы тот вопреки тяжелым бедствиям и катастрофам отказывался исполнить требование Моше — отпустить евреев в пустыню на три дня для проведения религиозного фестиваля с молитвами и жертвоприношениями.
Такое бессмысленное упорство дает Всевышнему уникальную возможность продемонстрировать человечеству в полной мере Свое несравненное могущество, способность изменять законы природы: превращать воду в кровь, поражать огромную страну полчищами всепроникающих лягушек (они умудрялись забираться даже во внутренности людей), насылать на Египет сверхъестественное множество жалящих насекомых, огромные стаи хищников, жуткую эпидемию непонятной болезни с нарывами, воспалениями и язвами; вызывать массовый падеж скота и страшный град с огнем, который побил «все, что не было под крышей: и людей, и животных, всякую траву… и всякое дерево полевое».
Только в провинции Гошен, где жили евреи, не было ни крови, ни лягушек, ни вшей, ни диких зверей, ни падежа скота, ни нарывов, ни града. Такая избирательность стала еще одним доказательством сверхъестественной сущности казней египетских. Пусть все видят и запомнят, кто подлинный Хозяин природы и вселенной: Всемогущий Б-г, а «не царь и не герой». «Ведь если бы Я простер теперь руку Мою, — говорит Творец фараону, — и поразил бы тебя и народ твой мором, то был бы ты сметен с лица земли. Но для того Я оставил тебя, чтобы показать тебе силу Мою и чтобы возвестить Имя Мое по всей земле» (9:15–16).
Фараон до конца не желал смотреть правде в глаза, признавать Источник тяжелейших невзгод, постигших его страну, даже когда придворные чародеи, не сумев воспроизвести очередное бедствие — вшей, заявили ему: «Это перст Б-жий».
Этот сильный, волевой и неглупый правитель был настолько ослеплен своей мнимой непогрешимостью, упрямством и тщеславием, что готов был стоять до конца («Не отпущу евреев, и все!»), из принципа погубить свою страну, спуститься в ад, увлекая за собой миллионы египтян. Так же безрассудно вели себя и более близкие нам по времени «фараоны»: Гитлер на заключительном этапе Второй мировой войны, советские власти в период борьбы евреев за выезд, бывший иракский диктатор Саддам Хусейн в период первой войны в Персидском заливе.

«Изя, ты меня помнишь?»

«И сказал Б-г Моше: “Скажи Аарону: Простри посох свой и порази прах земли, и станет он вшами во всей стране Египетской”» (8:12).
Повстречались на иерусалимской улице два еврея. Один из них расплылся в радостной улыбке и говорит другому:
– Изя, шалом! Ты что, не помнишь меня? Это же я, Мойше!
Изя морщит лоб, судорожно копаясь в своей памяти:
– Мойше? Какой Мойше?..
– Ну, Изенька, не притворяйся! Ты что, забыл, как я одолжил тебе двадцать пять тысяч долларов на десять лет без процентов?!
– Не-е-е-е-т, что-то не припомню… Извините, я очень спешу…
Мойше растерянно посмотрел вслед убегающему Изе и только пробормотал: «Ну вот она, людская благодарность…»
В сегодняшнем разделе мы читаем о казнях, постигших Египет за отказ фараона отпустить еврейских рабов. Любопытны обстоятельства третьей казни: вши. В отличие от других казней, Б-г велел поразить египтян вшами не своему избранному пророку Моше, а Аарону. Именно Аарон должен был ударить посохом по земле, чтобы она превратилась в этих мелких насекомых. Почему Моше не была поручена эта казнь?
В молодости, когда Моше был египетским принцем и проживал в царском дворце, он увидел однажды, как египтянин избивает еврея. Моше вспомнил о своих корнях и убил египтянина, а тело спрятал в земле. Поэтому он был в долгу у земли, и Б-г решил освободить его от выполнения третьей казни.
Но разве земля спасла Моше? Нет, конечно. Ведь об убийстве все равно стало известно, и фараон велел казнить молодого принца, вынудив его бежать из страны и провести в изгнании более 60 лет.
Так чем же Моше был обязан земному праху?
Из этого эпизода мы учим, что благодарность не должна зависеть от результата помощи. Если кто-то оказал вам какую-то услугу или помощь, даже если эта услуга оказалась ненужной, а помощь безуспешной, все равно вы должны быть благодарны этому человеку, как если бы он дал нам беспроцентную ссуду в 25 тысяч долларов с выплатой через десять лет.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора