В этом разделе рассказывается, как Йосеф, сын Яакова, разгадал сны фараона и в силу своей догадливости стал управителем (премьер-министром) Египта.
Мне, как человеку, верующему в истинность Торы, не нужны какие-то внешние доказательства в ее пользу. Однако я убедился, что многие мои в прошлом земляки ищут как раз доказательства такого рода.
Как-то во время полураспада Советского Союза я прочитал в какой-то русскоязычной газете в Израиле статью известного литературного критика, который доказывал подлинность Торы на основании литературного анализа. Он писал: «Как меня учили в Литературном институте, произведение должно быть построено по направлению какой-то цели, которую ставит перед собой автор. Все детали должны быть подчинены этой основной тенденции. Так и написаны все литературные произведения, начиная с древнейших времен. Я проанализировал всю историю, которая рассказывает Тора о Йосефе, и пришел к выводу, что этот текст сообщает нам о событиях, которые действительно имели место, а не о литературной выдумке. К этому выводу я пришел потому, что этот текст сообщает нам массу деталей, которые не имеют отношения к основной фабуле».
Я не литератор, литературной критике не учился. Поэтому я хочу доказать подлинность рассказа о том, что случилось с моим тезкой, пользуясь другим методом. Кстати, по-моему, он будет более убедительным, чем вышеупомянутый.
Итак, приснился фараону сон. Мы узнаем, как я уже упоминал, что Йосеф, сын Яакова, понял по словам фараона, что Египет ожидают тяжелые бедствия, и поэтому предложил способ планирования и заготовок, которые позволили бы смягчить эффект многолетней непогоды.
Вот оно — доказательство! Я в Древнем Египте не был, как там руководили делами, не знаю. Но что очевидно — это то, что Тора представляет нам образ способного менеджера и руководителя. Да это же знакомый нам тип делового, умного, находчивого еврея. То есть в Йосефе того времени я узнаю современных евреев. Йосеф полностью соответствует еврейскому типу, образ которого кочует из века в век, из государства в государство.
Я вспоминаю, что, когда я сидел во Владимирской крытой тюрьме, меня всегда выбирали старостой камеры. Заключенные знали, что на меня они могут положиться: и еду дополнительную достану, и поделю по справедливости. В каждом из нас живет Йосеф.
И если пойти дальше, надо признать, что все остальные люди, действующие в Торе, живо напоминают нам наших соотечественников, как будто написаны с натуры (так оно и есть). И это замечание, кстати, необязательно в положительном, а как раз наоборот — в негативном смысл. Почитайте Псалмы Давида — да это же живые зарисовки нашего времени! Все эти описания несправедливости, нехороших и лицемерных людей, а с другой стороны — метания и поиск праведника — вот вам дихотомия современного еврейского общества. И если это подлинные описания, в верности которых невозможно усомниться, то и все остальное тоже верно.
В своей «Книге заповедей» великий Рамбам выводит первой заповедью обязанность знать и верить, что есть Причина всех причин, которая сотворила и управляет миром. Сперва — знать, понять, принять как истину — и в силу этого знания утвердиться в ней, то есть верить.
Много путей ведут к знанию и вере. И, пожалуй, знание самих себя тоже может быть инструментом для того, чтобы убедиться, что все написанное в Торе — верно. Вот я и верю!