Все будет хорошо!

Рабби Исраэль Салантер
Рабби Исраэль Салантер

– В чем секрет успеха евреев? — спросил меня как-то российский бизнесмен.
– Они умеют держать удар!
– В чем секрет существования еврейского народа, который сумел пережить тысячелетия преследований и гонений?
– В неистребимой вере в будущее!

– Почему люди отнюдь не всегда получают то, во что верят? — спросил однажды ученик рабби Исраэля Салантера (рабби Зеэв-Вольфа Липкина, 1810–1883), основоположника этического движения «Мусар».
– Не все, кто говорят, что верят, действительно верят.
Ученик не удовлетворился ответом учителя и предложил ему эксперимент:
– Ну, поверьте в то, что вы неожиданно получите золотые часы, — и убедитесь, что это не работает!
Спустя несколько минут в комнату вошел человек и обратился к реб Исраэлю:
– Я только что вернулся из Кенигсберга, где был на ярмарке. Увидев там золотые часы, решил, что они будут прекрасным подарком для ребе…

Вы улыбнулись, прочитав эту историю? Сочли ее наивной, нереальной, чудесной? Впрочем, не только рабби Исраэль Салантер, но и мудрецы Талмуда считали, что сокровенная суть Торы выражается словами пророка: «Праведник верой своей будет жить!» (Хабакук, 2:4). То есть праведник удостаивается того, что его вера реализуется в жизни.
Наша недельная глава называется «закрытой», потому что начинается с той же строки, которой завершается предыдущая, и даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей.
«Почему же наша глава “закрытая”? — спрашивает Раши, открывая нам духовный смысл названия. — Потому что вскоре после смерти Яакова “закрылись” глаза и сердца евреев из-за страданий в рабстве. Другое объяснение: эта глава “закрытая”, потому что Яаков пожелал раскрыть своим сыновьям время конца страданиям, но это было “закрыто” от него».
Эти два ответа Раши не противоречат, а дополняют друг друга. В соответствии с первым ответом, наша глава «закрытая», потому что знаменует начало египетского рабства. А в соответствии со вторым — Яаков потерял пророческий дар, решив раскрыть сыновьям тайну конца египетского рабства.
Но почему в начале изгнания Яаков решил говорить об избавлении? Яаков открыл сыновьям секрет: тьму можно преодолеть лишь верой в свет, а изгнание — верой в избавление!
«Не бойся спуститься в Египет, — обратился Всевышний к Яакову. — Я сойду с тобой… и Йосеф закроет твои глаза!» (Берешит, 46:1–4).
«Это не только обещание Яакову, что, когда он умрет, его любимый сын, исчезновение которого он оплакивал двадцать два года, закроет ему глаза. Это также обращение ко всем потомкам Яакова никогда не отчаиваться! — писал Хафец-Хаим. — Если человек теряет надежду и силы из-за тяжести страданий, то пусть вспомнит о чудесном освобождении Йосефа из тюрьмы и его возвышении в Египте, и пусть сердце его наполнится верой в разрешение стоящих перед ним проблем!»
«И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет» (Берешит, 47:28), — так начинается наша глава. Яаков преодолел четыре испытания в своей жизни: ненависть Эсава, обман Лавана, плен Дины и продажу Йосефа. Эти четыре испытания Яакова являются пророческими символами четырех изгнаний, которые придется преодолеть его потомкам: Вавилон, Персия, Греция и Рим.
Последние семнадцать лет жизни Яакова — это пророческий символ грядущего триумфа добра над злом и прихода Машиаха. Дело в том, что число 17 является суммой цифрового значения букв слова «тов» — «хорошо» («т» — 9, «о» — 6, «в» — 2). Этим Тора намекает, что не только Яаков, но и его потомки преодолеют испытания изгнания, страданий и в конце концов все будет хорошо!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора