Чтобы встреча состоялась Недельная глава Торы «Микец»

Фараон видит загадочные сны о семи тощих коровах, которые съедают семь тучных коров, и семи тонких колосьях, поглотивших такое же количество крепких и полных колосьев. Во дворец спешно доставляют из тюрьмы Йосефа, и он объясняет эти сны: Египту предстоят семь лет изобилия и последующие семь лет неурожая. Он советует заготовить как можно больше зерна в первую семилетку. Фараон поручает эту задачу самому Йосефу, назначив его управляющим империи. Египет становится всемирной житницей. Тем временем Йосеф женится на Оснат, дочери Поти-Фера (Потифара), и у них рождаются сыновья Менаше и Эфраим. После недолгого процветания во всем регионе начинается засуха. Хлеб есть только в Египте. Яаков посылает туда сыновей из опустошенного голодом Ханаана. Йосеф сурово встречает гостей, обвиняет их в шпионаже. Продав им зерно, он берет в заложники Шимона и требует, чтобы они привели из дома младшего брата Биньямина: лишь тогда он поверит в их благонадежность. На обратном пути братья находят в своей поклаже ранее уплаченные ими деньги. Они растеряны. Выслушав их рассказ, Яаков не соглашается отпустить Биньямина, но голод усиливается, Шимон томится в заточении, и отец вынужден уступить. Перед уходом в Египет Иегуда берет на себя личную ответственность за младшего брата. Йосеф принимает их с почетом, тайно плачет при виде Биньямина, но затем вновь велит слугам подложить братьям перед уходом уплаченные за хлеб деньги, а Биньямину — еще и свой кубок. Посланный вдогонку слуга находит кубок в вещах Биньямина. До сих пор не узнанный Йосеф обвиняет младшего брата в краже и в наказание объявляет его своим рабом. Иегуда предлагает себя вместо Биньямина, но Йосеф отказывается от замены.

***

«И было в конце двух лет, и фараону приснилось, что он стоит у реки» (41:1).
То лето выдалось особенно жарким на Украине. Основатель хасидизма Баал-Шем-Тов медленно брел с группой своих учеников по выжженной солнцем степи. У них кончались запасы воды, а на дрожащем от знойного марева горизонте не было видно никаких признаков жилья или водного источника.
«Учитель, — обратился к Баал-Шем-Тову один из учеников, — что мы будем делать? Нам нужна вода».
«Прежде всего нам нужен “битахон”, уверенность, что Б-г не оставит нас в беде, — ответил Баал-Шем-Тов. — Тогда будет и вода».
На третий день пути им повстречался пастух. Он подошел к еврейским странникам и спросил, не видели ли они его овец. Баал-Шем-Тов прикрыл глаза, через несколько секунд открыл их и уверенно сказал пастуху, указывая взглядом направление: «Твои овцы вон там. Пойдем, я отведу тебя к ним».
Через двадцать минут они подошли к заросшему камышами ручью, где мирно паслось пропавшее стадо. «Спасибо, — сказал обрадованный пастух, — я ищу их уже третий день».
Баал-Шем-Тов мягко кивнул, улыбнувшись.
«Учитель, — спросил его все тот же неугомонный хасид, — ясно, что именно Б-г послал нам этого пастуха, чтобы привести нас к воде. Но одну вещь я не понимаю: почему этому пастуху пришлось блуждать три дня? Почему он не потерял своих овец сегодня?»
«Этот пастух, — ответил Баал-Шем-Тов, — три дня кружил вокруг нас, ожидая, когда мы наконец проявим “битахон”, поверим, что Б-г с нами, что Он выручит нас, даст нам воду. Пастух мог прийти вчера или даже позавчера. Всевышний был готов свести нас с ним в любой момент. Но мы испытывали страх, неуверенность, и только сейчас, когда мы стали по-настоящему уповать на Творца, только от Него ждать спасения, эта встреча состоялась».
Мидраш рассказывает, что фараон видел сны про коров и колосья каждую ночь в течение двух лет, пока Йосеф томился в заточении, но, проснувшись, он их сразу забывал. Лишь по прошествии двух лет египетский правитель запомнил их и был настолько потрясен, что потребовал расшифровки.
Но если вся цель фараоновых сновидений состояла в том, чтобы призвать Йосефа из тюрьмы для их объяснения, зачем ему потребовалось видеть их два года изо дня в день? Почему ему было недостаточно всего раз увидеть их в тот момент, когда пришло время освободить Йосефа?
История с Баал-Шем-Товом подсказывает нам ответ. Йосеф мог выйти из тюрьмы каждый день в течение двух последних лет неволи. Каждую ночь фараон видел одни и те же два сна — благую весть для еврейского раба. Однако все это время Йосефу чуть-чуть не хватало «битахона». Он продолжал надеяться, что не Б-г, а придворный виночерпий, которому он предрек освобождение, вспомнит о нем и в благодарность замолвит о нем словечко перед владыкой Египта. Лишь по прошествии двух лет, когда эта надежда полностью улетучилась, Йосеф стал уповать только на Б-га, и в результате фараон вспомнил наконец свои еженощные сновидения.
Пророк Иермиягу сформулировал эту мысль с предельным лаконизмом: «Благословен человек, полагающийся на Господа, — Господь будет ему опорой» (17:7). Мудрецы говорят, что Машиах уже много лет топчется у нашего порога. Он может прийти каждый день. Агенты Б-жественной «службы спасения» давно здесь; они ходят кругами вокруг нас, ждут, когда избранный народ признает наконец, что только Тот, Кто избрал его, может даровать «вечную свободу», рассеять мрак в казематах духовного рабства, который мы по недоразумению считаем светом.

Там, за поворотом…

«И было в конце двух лет, и фараону снится…» (41:1).
«Он положил конец тьме» (Иов). «Он установил Йосефу точное время — сколько он просидит во мраке в тюрьме. И когда наступил конец, фараону приснился сон» (Мидраш раба).
В современном мире легко перепутать причину и следствие.
Буквальный перевод приведенного выше стиха, первого в сегодняшнем разделе, таков: «И было в конце двух лет, и фараону снится…» Заметьте, не приснилось, а снится. Почему Тора говорит о сне фараона в настоящем времени, хотя все прочие события написаны в прошедшем времени?
Дело в том, что сон фараона был не просто этапом в цепочке событий, приведших Йосефа на вершину власти. Это была вневременная реальность, спущенная сверху. Живая реальность тех двух лет, в течение которые Йосеф томился в заключении, — реальность, наполненная ожиданием того момента, когда Йосеф выйдет на свободу.
Б-г положил конец тьме еще до того, как она началась. Уже тогда ее конец стал реальным фактом.
Недельный раздел «Микец» всегда читается в праздник Ханука. Ханука — это праздник света, который живет в толще мрака. Не случайно мы отмечаем ее в самое темное время года.
Наша эпоха — эпоха мрака. Кажется, что будущее не сулит ничего хорошего еврейскому народу здесь, на Святой Земле, и в странах рассеяния. В последние полвека наше положение постоянно ухудшается и здесь, и там. Однако угрозы, исходящие от современных фараонов, не должны повергать нас в отчаяние. Главный урок сегодняшнего раздела и событий Хануки состоит в том, что, как бы ни складывалась ситуация, Б-г уже приготовил конец нынешней тьме. Этот светлый и радостный конец уже существует. Он здесь, буквально за углом. Время нашего спасения настало, даже если мы его пока не видим.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора