Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Владелец участка, знатный хетт Эфрон, предлагает отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населяющих Эрец Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров!) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость свидетельствует о том, что Ривка — подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам «уходит на покой». Он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя Кетура, и у них рождаются шесть сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет. Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела.
«И отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором слышали хетты, — четыреста шекелей серебра… И стала земля Эфрона в Махпеле… собственностью Авраама» (23:16–17).
Рассказ о том, как Авраам покупал «двойную пещеру» и прилегающий земельный участок для погребения Сары, имеет прямое отношение к нынешней борьбе за сохранение еврейского присутствия в Хевроне. Не случайно в шаббат, когда читается раздел «Хаей Сара», в еврейский квартал этого города съезжаются сотни людей со всех концов Израиля, и чтение этого раздела обставлено особенно торжественно в хевронских синагогах.
Владелец Маарат а-Махпелы Эфрон предлагал это место в подарок Аврааму, но тот настаивал на покупке за полную сумму — четыреста шекелей серебром, и хозяин охотно уступил этому требованию. Тора с протокольной точностью сообщает о ходе переговоров. Сделка была заключена в присутствии местных старейшин, и Авраам тут же заплатил наличными. «И стало поле и пещера, которая в нем, собственностью Авраама». И, добавим, собственностью его потомков, всего еврейского народа на вечные времена.
Другими словами, утверждая наше право на Эрец Исраэль, мы опираемся не только на обещания, полученные праотцами от Всевышнего в пророческих видениях. Мы обладаем чисто юридическим правом собственности на многие участки Святой Земли, купленные евреями за деньги в разные эпохи. Ведь частная собственность остается в силе при любой власти. Как бы ни складывалась политическая конъюнктура, Маарат а-Махпела (как и вся Эрец Исраэль) принадлежит нам и больше никому. Факт покупки этой усыпальницы и земли, на которой она расположена, записан в Библии, истинность которой признают большинство ныне живущих людей.
Если же нам возразят, что, мол, Ишмаэль, родоначальник арабов, тоже сын Авраама и, значит, вправе претендовать на его наследство, то опровержение можно почерпнуть здесь же, в разделе «Хаей Сара», в конце которого сказано: «И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку (праотцу евреев), а сынам наложниц, что у Авраама, дал он подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток, в страну Восточную» («…кадма, эль-Эрец Кедем»). В переводе на арамейский (Таргум Онкелос) это звучит так: «Кидума Лаара Мадинха».
Иначе говоря, Ицхак получил в наследство Эрец Исраэль и духовную миссию отца, а Ишмаэль — страну Восточную со священными для мусульман городами Медина (Мадинха) и Мекка.
Доброта в квадрате
«Вот я стою у источника воды, и дочери жителей города идут за водой. Пусть девица, которой я скажу: “Наклони кувшин твой, и я напьюсь”, и она ответит: “Пей, я и верблюдов твоих напою”, — окажется суженой слуге твоему Ицхаку…» (24:12–14).
Желание Элиэзера было полностью исполнено. Ривка оказалась именно той девушкой, которую он хотел. Она произнесла именно те слова, которые он загадал.
Слуга Авраама хотел найти не просто добрую, отзывчивую девушку, а добрую в квадрате, готовую не только проворно выполнить просьбу незнакомца, но и предугадать его невысказанные желания, приложив максимум усилий для их выполнения. В самом деле, попробуйте напоить десять верблюдов. Ибо доброта высшей пробы заключается в умении помочь человеку, даже если он не высказывает вслух свою просьбу…
Однажды к Раву из Бриска пришел бедный еврей и сказал, что он не сможет выпить обязательные четыре бокала вина на пасхальном седере и поэтому просит разрешить ему заменить вино молоком. Рав строго велел бедняку пить именно вино в ночь седера и попросил свою жену дать ему столько денег из общинного благотворительного фонда, чтобы тот мог купить себе на праздник вино и мясо.
Когда бедняк ушел, ребецин спросила мужа, почему он дал ему деньги и на мясо, ведь речь шла только о вине. Рав ответил: «Если этот человек намеревался пить четыре бокала молока во время седера, значит, он был готов обойтись без мяса, на которое у него, по-видимому, тоже нет денег».
Подобно Раву из Бриска, Ривка умела «вычислять» нужды людей: «Пей, господин мой… и для верблюдов твоих начерпаю тоже». Такая девушка была достойна стать женой Ицхака и праматерью еврейского народа.
Для полного счастья
В сегодняшнем разделе сказано: «И благословил Господь Авраама во всем» («ба-коль»). Что еще хорошего может получить человек в жизни, кроме долголетия, здоровья, богатства и удачи, которыми Авраам обладал сполна? Комментаторы по-разному объясняют слово «ба-коль».
Гематрия (цифровая сумма букв) «ба-коль» — бейт + каф + ламед — составляет 52. Такая же гематрия и у слова «бен» — «сын». Авраам был благословлен тем, что у него родился сын Ицхак, достойный продолжатель его миссии.
Рабби Меир считает, что дополнительное благословение состояло в том, что у Авраама не было дочери. Ведь Авраам жил среди язычников и вряд ли подыскал бы ей достойного жениха.
С этим мнением не согласен рабби Иегуда. Он говорит, что Авраам был благословлен именно тем, что у него была дочь (те из нас, кто имеет дочерей, согласятся с этим мнением). В некоторых источниках сказано, что эту дочь так и звали — Баколь и она умерла вместе со своей матерью Сарой. На это указывает маленькая буква «каф» в слове «ве-ливкота»: «…И пришел Авраам справить траур по Саре и оплакать ее» (23:2). Если изъять эту букву, то получится «у-ле-вита»: «…справить траур по Саре и по ее дочери».
Еще несколько объяснений слову «ба-коль» (благословен «во всем»). Рабби Элиэзер ха-Модаи говорит, что Авраам был непревзойденным экспертом в области астрологии и с ним консультировалась вся знать древнего мира. Рабби Шимон бар Йохай утверждает, что Авраам владел драгоценным камнем, обладавшим уникальными лечебными свойствами: одного взгляда на него было достаточно, чтобы полностью исцелиться от любой болезни. Эти два мудреца считают, что благословение «ба-коль» включает в себя видное положение в мире. Вполне подходящая «браха» для Авраама, чье имя означает «отец множества народов».
Согласно другим комментариям, благословение «ба-коль» избавило Авраама от семейных неурядиц: при жизни нашего первого праотца его внук Эсав, брат-близнец Яакова, воздерживался от злодейских поступков, а старший сын Ишмаэль раскаялся в грехах еще до его смерти. Каждый, у кого есть дети и внуки, поймет, как это важно для полноты личного счастья.
«Ба-коль» может означать также, что Аврааму еще при жизни открылся Мир Грядущий, и ангел смерти был не властен над ним. Авраам, как и Моше Рабейну, умер от «Б-жественного поцелуя»; его тело не подверглось разложению в могиле.
Так или иначе, Авраам был вполне достоин всех перечисленных благ. Ведь он впервые после Адама и Ноаха восстановил веру в Единого Творца вселенной и заложил духовно-нравственные основы современной цивилизации.