В обзоре британских газет:
Миграционный кризис — результат недоверия Запада Путину
Украина – инструмент сдерживания амбиций России
Путин, Эрдоган, Сиси — добро пожаловать в клуб «секюрократов»
Обзор подготовила Анна Белевская
BBC
Миграционный кризис — результат недоверия Запада Путину
Guardian публикует материал, основанный на высказываниях бывшего президента Финляндии и лауреата Нобелевской премии мира Марти Ахтисаари, который напоминает, что еще три года назад Запад проигнорировал предложение России об уходе Асада с поста президента Сирии. С тех пор погибли десятки тысяч человек, миллионы потеряли крышу над головой, создав крупнейший со времен Второй мировой войны кризис с беженцами.
В феврале 2012 года, напоминает газета, Ахтисаари вел переговоры с представителями пяти постоянных членов Совета безопасности ООН от имени так называемой группы «Старейшин», в которую входили Нельсон Мандела, бывший американский президент Джимми Картер и бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. В кулуарах этих переговоров, на частной встрече, рассказывает он, российский посол при ООН Виталий Чуркин предложил состоявший из трех пунктов план, подразумевавший уход Асада от власти после начала переговоров между режимом и оппозицией.
Три пункта в предложенном Чуркиным плане состояли в следующем: Запад должен прекратить поставки оружия оппозиции, диалог между оппозицией и Асадом должен начаться немедленно, и должен быть найден «элегантный» способ ухода Асада от власти.
Чуркин тогда только вернулся из Москвы, и не было сомнений, считает Ахтисаари, что свое предложение он делал от имени Кремля.
Ахтисаари передал российское предложение представителям США, Великобритании и Франции, но «ничего не произошло: они, как и многие тогда, были убеждены, что в течение ближайших недель Асад и так будет свергнут, без каких бы то ни было условий».
Спустя несколько дней после визита Ахтисаари в Нью-Йорк тогдашний госсекретарь США Хилари Клинтон назвала Асада военным преступником.
Далее, рассказывает Ахтисаари, специальным посланником ООН и Лиги арабских государств в Сирии был назначен Кофи Аннан. В июне 2012 года, на мирных переговорах в Женеве под его председательством был согласован мирный план, по которому по «взаимному согласию» должно было быть сформировано переходное правительство в составе представителей режима и оппозиции. Однако и та, и все последующие мирные инициативы тормозятся из-за разногласий о личной судьбе Асада.
Сэр Джон Дженкинс, бывший глава департамента Ближнего Востока британского МИДа, а теперь глава ближневосточного подразделения Международного института стратегических исследований, комментируя заявление Ахтисаари, сказал: «Самое слабое звено в его словах – утверждение о том, что Чуркин выступал от имени Кремля. Мы хотели услышать такие слова из уст Путина. Но даже если бы Путин их и произнес, нам нужно было быть уверенными в том, что это не очередной трюк в попытке сохранить режим даже без Асада».
Еще один базировавшийся в 2012 году в регионе европейский дипломат вспоминает: «Тогда все были одержимы одним – устранением Асада, как будто это было началом и концом стратегии, после чего все само собой встанет на места. Россия постоянно утверждала, что дело не в Асаде. Но в то же время я сомневаюсь, что США, Британия и Франция отвергли подобное предложение. Дело было, скорее всего, в последовательности событий и в сомнениях в способности России добиться ухода Асада от власти».
Во время визита Ахтиссари в ООН, напоминает Guardian, число жертв сирийского конфликта составляло 7500 человек. В начале нынешнего года, по данным ООН, оно перевалило за 220 тысяч и продолжает расти. Свыше 11 миллионов сирийцев были вынуждены покинуть свои дома.
«Мы могли и должны были предотвратить эту катастрофу. Мы расплачиваемся теперь за собственные ошибки», — считает Ахтисаари.
Украина – инструмент сдерживания амбиций России.
«Украина идет по стопам Греции, но ставки на сей раз еще выше» — так озаглавил свою статью экономический редактор Times Филип Олдрик.
Как и Греция, пишет он, Украина имеет значение, далеко выходящее за ее собственные границы. Если Афины находятся в центре усилий по сохранению еврозоны, то Украина – инструмент сдерживания экспансионистских амбиций России.
Дело, однако, не только в битве Киева за Крым и за восток своей страны. Дело в стремлении уйти от экономической зависимости от Москвы. Для этого Киев предпринимает огромные экономические реформы, по сравнению с которыми трудности Греции выглядят как увеселительная прогулка по Средиземному морю.
Годами Украина упорствовала в политике, которая, в конечном счете, привела к обнищанию страны. Зафиксированный курс гривны и рост зарплат устраивал политиков, но сделал экономику неконкурентоспособной. Еще одной катастрофой была энергетическая политика – лишь 11% цены энергоносителей оплачивали потребители, остальное покрывал раздутый до огромного дефицита госбюджет.
Все это вело к коррупции гигантских размеров. Бывший премьер-министр Павло Лазаренко отсидел шесть лет в американской тюрьме за выкачивание 200 млн долларов из газового сектора страны. Коррупция и низкие цены не способствовали инвестициям в газовую отрасль, и Украина все больше и больше зависела от российских поставок. В результате на протяжении всех 25 лет независимости в стране один из самых низких в Восточной Европе экономический рост.
В этом году Киев решился на меры, на которые не решалось ни одно предыдущее правительство. Гривна была пущена в плавающий курс, в результате чего цена ее упала на 70%. Также были отменены субсидии на энергоносители, что привело к их трехкратному удорожанию.
Инфляция составила 61%, потребительский рынок охватила паника – люди ринулись скупать все что можно. За первые три месяца нынешнего года экономика в переводе на годичное исчисление сократилась на 17,2% — все это на фоне военного и пропагандистского противостояния с Россией.
МВФ, однако, памятуя о прошлом, требует от Украины большего и настаивает на реструктуризации внешнего долга. В августе Украина добилась списания 20% своего 18 миллиардного долга, что должно к 2020 году сократить объем ее внешнего долга с 94% ВВП до требуемого МВФ уровня в 71%.
«Впервые с начала взаимодействия с МВФ Украина выполнила поставленные перед ней условия», — заявил, выступая в Раде на этой неделе, президент Порошенко. Тревожит, однако, растущее сопротивление начатым им болезненным реформам.
В таком же положении в декабре прошлого года была Греция накануне начавшейся с приходом к власти партии «Сириза» рецессии. Как и в Греции тогда, самые худшие из экономических трудностей Украины, как кажется, позади. Инфляция снизилась до 13%, на будущий год прогнозируется экономический рост в 2%, инвестиционная уверенность растет.
От Украины зависит куда больше, чем от Греции. После успеха в Крыму Россия может решиться испытать прочность НАТО в странах Балтии. Если Украина сумеет избавиться от экономических пут России и в то же время поднять уровень жизни, это нанесет серьезный удар по пропагандистской машине Кремля и поможет приостановить опасное наступление Москвы, пишет Times.
Путин, Эрдоган, Сиси — добро пожаловать в клуб «секюрократов»
Times публикует статью журналиста и писателя Роджера Бойса, рассказывающую о модели безжалостного подавления любого инакомыслия, применяемую властями России и Турции. Теперь ее взял за образец и президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси.
Эти автократы выступают в роли общенациональных пастухов, поскольку упорно воспринимают своих граждан как стадо овец, пишет автор. Президентов этих стран объединяет то, что они воспринимают независимых журналистов как системную угрозу, как черных овец в своем стаде.
Глядя на Турцию — члена НАТО и на Путина, выдвинувшего себя на первый план на саммите стран БРИКС, президент Египта, вероятно, считает, что оказался в хорошей компании. С тех пор как Эрдоган был избран на пост президента в прошлом году, 236 человек были обвинены в его оскорблении. А социальные сети, по мнению турецкого лидера, «вкладывают нож в руки убийц».
В то же время представители путинской службы госбезопасности предложили запретить публичный доступ к регистрам имущества, чтобы блокировать блогеров, которые узнают, кому из представителей элиты принадлежат дорогая недвижимость. Эти лидеры превратили свои страны в «секюрократии», выдавливая кислород из СМИ на том основании, что журналисты помогают врагам. Эти лидеры считают, что делают жизнь своих граждан безопаснее, дисциплинируя журналистов. На самом деле они заботятся лишь о собственной безопасности.
Такова природа «секюрократов» – они хотят править вечно. И Эрдогану, и Путину в значительной степени наплевать на критические публикации в прессе, они уже поставили рекорды политического долголетия. Сиси все еще «юнец» в этой команде, но тоже делает ставки на то, чтобы остаться у власти на долгие годы.
Миграционный кризис — результат недоверия Запада Путину. Украина – инструмент сдерживания амбиций России.
Путин, Эрдоган, Сиси — добро пожаловать в клуб «секюрократов».
Увы, если бы всё было так просто! Запад проигнорировал предложение России об уходе Асада с поста президента Сирии. С тех пор погибли десятки тысяч человек, миллионы потеряли крышу над головой, создав крупнейший со времен Второй мировой войны кризис с беженцами.
И как результат , прямо скажем, идиотского политики Обамы и его команды, активно поддержанной страна-ми ЕС, мир имеет сейчас то, что имеет!
Это очень плохо, когда люди не хотят или не могут мыслить здраво и, как шахматисты, просчитывать результат своих действий хотя бы на несколько шагов…