Профанация науки

Пример заразителен. Исходящий от первого лица государства – тем более. Вслед за Владимиром Путиным когорту российских кандидатов экономических наук пополнил глава правительства Чеченской республики и президент футбольного клуба «Терек» Рамзан Кадыров. Догнал-таки президента России. В чем-то, впрочем, и перегнал: тот герой Чечни, а Рамзан уже давно Герой России! В октябре ему исполнится 30 лет, тогда станет президентом своей республики. Стал бы и раньше, да кто-то придумал возрастное ограничение. Ну да ладно, недолго ждать. Тогда, кстати, и докторская диссертация подоспеет. Ее уже, наверно, кто-то пишет.

Интересно, что незадолго до защиты диссертации, когда по случаю истечения 100 дней на посту премьера Чечни Рамзана Кадырова в его резиденции посетил корреспондент журнала «Русский Newsweek», о предстоящей защите и речи не было. «Он попозировал со своими кавказскими овчарками Тарзаном и Тайсоном, с фазаном и страусом, покормил коз и рассказал о будущем Чечни и своих личных планах». Научная карьера в его планах не значилась, он говорил, что станет президентом Чеченской республики, причем сказано это было в форме, достойной цитирования: «Если поддержат меня, то, значит, поддержат политику Кремля, потому что я человек команды президента. Если президент предложит мне принять смерть – я готов, потому что я человек его команды. А если народ предложит мне быть президентом, то я соглашусь».

Итак, человек готовится стать президентом, и его делают кандидатом экономических наук, будто без этой ученой степени отдел кадров его в президенты может не пропустить. Когда весть об успешной защите дошла до Москвы, Рамзану по-приятельски позвонил корреспондент «Комсомольской правды» Александр Гамов. Прошу прощения за длинную цитату (хотя передаю их диалог в сокращении), но думаю, что прямая речь лучше выразит образ героя, чем мой пересказ.

«– Все агентства пишут, что вы защитили кандидатскую диссертацию…

– А что, ты сомневался, что ли?

– Нет, абсолютно не сомневался. Думал, что вы докторскую уже должны…

– Ты всегда, как обычно, с подколами, да?

– Какие подколы, Рамзан? Всё очень серьезно. Как называется диссертация?

– «Оптимальное управление договорными отношениями между основными участниками строительного производства».

– Что это значит?

– А то и значит…

– Понял. Долго вы над ней работали?

– Конечно, долго. Но я на деле доказывал, что надо по-другому вести договоры с подрядчиками и требования должны быть другие… Как доказывал? Вот строил Гудермес, Аргун, Грозный.

– Кто-нибудь помогал писать диссертацию?

– Ну, если бы сказать, что не помогал, – неправильно. Да, помогали. Один товарищ мой, советовались мы с ним. Помощник…

– Так как насчет докторской?

– Ты в скором времени увидишь – я на практике, не на показах, буду доказывать и буду защищать докторскую.»


Итак, он на практике доказал свое право на ученую степень, но где, кому и как? Одни СМИ местом защиты диссертации называют Махачкалинский институт бизнеса и права, другие – бизнеса, управления и права, а Газета.ru, которой удалось встретиться с ректором этого института Аликбером Аллаховердиевым, дает несколько другое название: финансов и права. Думаю, ректор название своего института лучше знает, непонятно, однако, отчего у других такой разнобой – институт-то, видно, более чем солидный, раз там, как пишут, защита проходила в присутствии 13 докторов экономических наук! Не знаю, есть ли в Москве институт с такой концентрацией экономистов высшей квалификации, как в этом Махачкалинском. Удивительно: экономики нет, науки нет, а докторов экономических наук – хоть пруд пруди!

Ректор этого замечательного вуза много интересного рассказал. Оказывается, защита проходила не в Махачкале. У Рамзана Кадырова вроде бы появилась информация о возможном покушении на него, и он «решил в Махачкалу не ехать, а вызвать профессоров в Гудермес». Как говорят на Востоке, если гора не идёт к Магомету… то есть коль соискатель не едет в Махачкалу, то диссертационный совет Махачкалинского института едет к соискателю.

Такого еще нигде и никогда не было. Отчего это? А дело в том, что Рамзан – гордость института, его славный выпускник. Неясно только, когда он закончил институт. Новостные агентства со ссылкой на пресс-службу правительства Чечни сообщили, что в 2002 году, а ректор института говорит, что два года назад, то есть в 2004-м. Тут я опять склонен больше верить ректору. По его словам, семейство Кадыровых с его институтом имеет давнюю связь. Его выпускником был и папа Рамзана, покойный президент Чечни Ахмад Кадыров. Это он, очевидно, закончил институт в 2002 году – не мог же сын опередить отца – а значит, в пресс-службе даты перепутали. Это подтверждается и тем, что в одном из интервью 2004 года Рамзан Кадыров сказал, что заканчивает институт и пишет дипломную работу. «На какую тему?», – спросили его, а в ответ: «Тему записал, но забыл. Событий сейчас много».

Событий действительно много. Управлением договорными отношениями в строительном производстве Рамзан Кадыров, допустим, занимался каких-то 100 дней, да и то частично, между другими президентскими делами. До этого он был вице-премьером по безопасности и не строительством ведал, а со своими ребятами рыскал по горам, переманивая к себе боевиков. На привалах, значит, доставал из рюкзака листки и писал диссертацию?

А до того, говорят, закончил институт. Чтобы закончить, надо сначала поступить в институт, а потом еще долго учиться. Относительно этих выпускников – отца и сына – в такое не верится. По Интернету ходит анекдот о научной карьере «повелителя Чечни»: совсем недавно он стал академиком, теперь вот защитил кандидатскую, и если дело так дальше пойдет, то не сегодня-завтра поздравим его с успешным окончанием средней школы.

Академиком он стал в январе этого года. Да не простым, а почетным. В Российской академии естественных наук (РАЕН). Странная академия: в ней состоят и настоящие ученые в области естествознания, и далекие от естественных наук М. С. Горбачев, А. И. Солженицын, и такие шарлатаны, как Григорий Гробовой, называющий себя новым Христом и прославившийся тем, что обманул бесланских матерей обещанием воскресить их погибших детей.

Как опошлили в нынешней России высокие понятия! Был академик Капица, был академик Сахаров. Академики! А теперь кто? Теперь академик Гробовой, академик Кадыров… Была одна Академия Наук, теперь там, говорят, уже около 80 разных «академий», в которых звание академика недорого можно купить. Или профессора. Как стало известно, за несколько дней до защиты кандидатской диссертации Рамзан Кадыров получил письмо из Современной гуманитарной академии (СГА), которая в 2003 году присвоила звание почетного профессора его отцу, а теперь готова присвоить его и сыну, для чего просит посетить академию, где ему вручат орден и мантию почетного профессора СГА. Не знаю, поедет туда Кадыров или вызовет вручателей к себе в Грозный.

«Рамзан Кадыров, Вы большой ученый? Вы в экономике познали толк?» – Познал, отвечает. Ведь столько денег, сколько перекачивается ему из российского бюджета, никому из его предшественников и не снилось, так что экономически он вполне образован. За один только год проверками выявлено нецелевое использование выделенных ассигнований на сумму более 700 миллионов рублей. Однако, как пишут авторы статьи на сайте Газета.ru, «серия докладов Счетной палаты РФ о том, как разворовывались средства, направленные на восстановление чеченской столицы, на успех молодого ученого не повлияла».

Успех, однако, еще неполный. Мало защитить диссертацию, надо еще, чтобы решение тех тринадцати докторов экономических наук было утверждено в ВАКе – Высшей аттестационной комиссии. Между тем, как сообщило «Эхо Москвы» со ссылкой на главу ВАКа Михаила Кирпичникова, с 15 июля ужесточаются требования к кандидатским и докторским диссертациям. С 15 июля, а Рамзан Кадыров защитился 24 июня – значит, проскочил? Это неизвестно, утвердить-то, наверно, еще не успели. Но мне что-то не верится, что ВАК решится махачкалинское (гудермесское) решение не утвердить. Жириновскому докторскую степень, минуя кандидатскую, утвердили, а Кадырову даже в кандидатской откажут? Что же тогда с остальными делать? По словам Кирпичникова, примерно 10 тысяч диссертаций ежегодно пишутся за деньги. За 10 лет, значит, тысяч сто уже защищены и утверждены.

О каком же ужесточении теперь идет речь? Как сообщил журналистам глава ВАКа, оценивать и рассматривать эти работы отныне будут «под лупой». А раньше, выходит, их рассматривали «под мухой»? Далее: «будущие доктора и кандидаты теперь обязаны публиковать свои рефераты в научных журналах ВАКа, которые читает всё научное сообщество». Раньше рефераты тоже рассылались научным организациям по профилю диссертации, а кроме того, требовалась предварительная публикация основных результатов работ в доступных научной общественности изданиях. Где же, интересно, теперь можно прочитать научные труды Кадырова?

Кирпичников, сообщает «Эхо Москвы», надеется, что такие меры заставят лишний раз задуматься людей, которые покупают диссертации. Особое внимание, он говорит, будет уделяться научным работам чиновников и представителей бизнеса, многие из которых рассматривают кандидатскую и докторскую степень как дополнительный фактор престижа. Чтобы это пресечь, глава ВАКа, кроме мер своего ведомства, предложил принять против авторов и заказчиков «диссертаций под ключ» и более жесткие меры – привлекать их к административной и даже уголовной ответственности. Ну, авторов, исполнителей, за деньги пишущих диссертации, возможно, привлечь смогут, а вот заказчиков – вряд ли.

Рамзан Кадыров сам по себе человек маленький, но в капле воды, бывает, отражается весь мир. То, что этот пример демонстрирует, печально: ученые степени и звания в современной России теряют престиж, теряет престиж и наука, а без престижа наука гибнет. Профанация науки – это симптом нехорошей болезни России, вроде СПИДа.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора