В последний день своей жизни Моше собирает весь народ для прощального напутствия. Он говорит, что союз с Б-гом заключило не только поколение пустыни, но и евреи всех грядущих эпох, и вновь предостерегает сынов Израиля от увлечения идолами. Моше знает, что даже отвращение к египетским «гнусностям» не помешает им экспериментировать с чужими философскими концепциями, ведущими к моральной распущенности. Он описывает разорение, которому подвергнется Страна Израиля. Потомки и чужеземцы удивятся ее бедствиям и поймут, что это наказание евреям за измену Б-гу и Торе. Но Моше обещает, что со временем, после исполнения всех благословений и проклятий, евреи раскаются. Как бы ни подражали они другим народам, как бы ни пытались ассимилироваться, Б-г вернет их в Эрец Исраэль. Моше напоминает им, что Тора не удалена от них — исполнение ее законов доступно каждому человеку. Раздел завершается ярким описанием духовно-нравственного выбора, который представляет собой, по существу, выбор между жизнью и смертью. Пророк заклинает евреев: «Избери же жизнь» — жизнь по Торе.
«Вы стоите сегодня все пред Б-гом…» (29:9).
Описание страшных кар и проклятий в предыдущем разделе «Ки таво» произвело тягостное впечатление на евреев. Желая подбодрить их, Моше начинает заключительную часть своего предсмертного обращения на бодрой, оптимистичной ноте: «Вы стоите сегодня все пред Б-гом», чтобы вступить с Ним в союз. С точки зрения абсолютной справедливости, за неоднократное нарушение договора со Всевышним нам полагается немедленное и необратимое наказание. Но мы не выдержим такого удара, погибнем, исчезнем с арены истории. Поэтому, говорит Моше, даже после того, как евреи изменят Творцу, увлекутся другими богами, философиями и идеологиями и в наказание будут рассеяны по свету, подвергнутся мучительным преследованиям в галуте, не стоит все же отчаиваться, еще не все потеряно. Нам предоставляется уникальная, поистине бесценная возможность вернуться к Б-гу, и Он нам в этом поможет.
Таково одно из условий Синайского договора. Здесь переплетаются концепции физического и духовного возвращения.
Ассимилированный русский еврей, потерявший свои корни и сохранивший крохи национального самосознания лишь благодаря антисемитам, приезжает в Эрец Исраэль, где неожиданно для себя открывает Тору, подлинную и единственную правду жизни. Теперь его судьба и вся история выстраиваются в стройную цепочку. Он видит свое истинное призвание, свое место в мироздании. Таков идеал возвращения.
Но в состоянии ли мы соблюдать свою часть договора? Ведь Тора столь возвышенно духовна, столь глубока и необъятна. Разве дано простому смертному стать вровень с ней? Ответ столь же красноречив, сколь и убедителен: «Ибо заповедь эта (речь идет как о мицве “тшува”, возвращении к Б-гу, так и обо всей Торе), которую Я заповедую тебе сегодня, не загадочна она. Не на небесах она, чтобы сказать: кто поднялся бы для нас на небеса, и принес бы ее нам, и возвестил бы ее нам, чтобы мы исполняли ее? И не за морем она, чтобы сказать: кто бы отправился для нас за море, и принес бы ее нам… Но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (30:11–14). Известные слова, классика иудаизма. Комментарии, как говорят, излишни.
Сокрытое и открытое
Раздел «Ницавим» содержит немало таких глубоких, афористичных фраз, дающих большую пищу для размышлений и самоанализа в канун «грозных дней» Небесного Суда, периода между Рош Хашана и Йом Кипур. Рассмотрим одну из них: «Сокрытое — Б-гу, а открытое — нам и сыновьям нашим навечно, чтобы исполнять все слова учения этого» (29:28).
По мнению Раши, речь идет о мере коллективной ответственности за грехи отдельных людей. Б-г говорит: «Если вы спросите Меня: “Что же нам делать, если Ты наказываешь всех за греховные намерения одного? Ведь сказано: может быть, есть среди вас мужчина (то есть один человек)… сердце которого отворачивается от Б-га” (29:17) и затем: “И увидят бедствия той страны” (29:21), то есть бедствия постигнут всех людей, а ведь человек не знает, что в сердце другого! То знайте, что Я не наказываю всех за грехи, совершенные скрытно одним человеком. Этого грешника Я покараю Сам. Но за грехи, совершаемые открыто, вы сами должны наказывать, творя справедливый суд, чтобы искоренить зло из своей среды. А если не будет у вас справедливого суда, то Я накажу всех».
Это классический комментарий. Но есть и другие толкования. Задавая трудные вопросы о жизни: «Почему случилась Катастрофа? Почему гибнут дети? Почему страдают хорошие люди, а злодеи преуспевают?» — мы должны сразу признать, что нам не дано знать все, что мы никогда не получим исчерпывающие ответы. Как бы мы ни были умны, сообразительны и образованны, очень многое в этом мире остается для нас непостижимым и принципиально непознаваемым. Мы далеко не всегда понимаем, чего хочет Б-г. Короче, есть вещи, относящиеся к категории «нистарот», скрытых явлений, тайн. Это не мешает нам, однако, продолжать неустанные поиски ответов. Но, если результаты таких изысканий не удовлетворяют нас, не стоит огорчаться: мы просто не сумели преодолеть барьер Б-жественного таинства.
В области науки и природы мы находим еще одно толкование этого стиха. Сегодня ученые знают о нашем мире гораздо больше, чем 10–20 и тем более 100 лет назад, но еще через 10–20 лет они будут знать несравненно больше, чем сейчас. То, что мы знаем и понимаем в этом мире, относится к категории «ниглот», открытого. В ходе динамичного процесса познавания и научно-технического прогресса «нистарот», сокрытое, быстро преобразуется в «ниглот» — «нам и сыновьям нашим навечно». Однако число скрытых явлений, остающихся исключительным достоянием Творца, не только не уменьшается, а наоборот, возрастает, подстегивая пытливый ум человека, еще сильнее раскручивая карусель интеллектуального поиска.
Иногда люди используют открытия для разрушительных целей, что противоречит моральному императиву, звучащему в конце стиха: «…Чтобы исполнять все слова учения этого (Торы)».
Речь может идти также о системе воздаяния за выполнение мицвот. Мы не знаем, как действует эта система. Только Б-г знает и требует от нас одинаково ревностного исполнения всех заповедей, «трудных» и «легких», «понятных» и «необъяснимых». Завеса тайны приоткрывается только в отношении двух заповедей — почитания родителей и «шилуах а-кэн» («увидев птичье гнездо, отпусти наседку-мать, прежде чем взять птенцов»). За их выполнение нам обещана одинаковая награда: «арихат-ямим», долгая жизнь. Такая странная «уравниловка» (ясно, что почитать родителей бесконечно сложнее и хлопотнее, чем отогнать наседку от гнезда) и отсутствие внешней логики убеждают нас: мы должны выполнять все 613 заповедей с одинаковым усердием, не пытаясь «вычислить» награду. Все равно не получится. Впрочем, главная цель жизни по Торе — не получение награды, а максимальное выполнение воли Творца, приближение к Нему. Это и есть высшее счастье.
И наконец, приведенные слова могут относиться к мессианской эпохе. Точное время прихода Машиаха знает только Б-г. Мы в состоянии ускорить этот день, привести Машиаха даже сегодня, если уберем барьеры с его пути: коллективно, всем народом вернемся к Торе. Вот и получается: «Скрытое (конечное время наступления мессианской эпохи) — Б-гу, а открытое (способ приблизить ее) — нам и сыновьям нашим», но, чтобы приблизить, надо «исполнить все слова учения этого».
Такова бездонная мудрость священного текста. Всего один короткий стих, а сколько в нем глубоких мыслей!