Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди. Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены. «Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до завтра. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую. «Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять птенцов или яйца». Крышу дома следует обнести перилами. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна (шаатнез). Мужская четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей — цицит. Приведены законы о запрещенных отношениях между полами. В военном стане надо соблюдать правила ритуальной чистоты. Беглого раба нельзя насильно возвращать хозяину. Строго запрещена проституция. Нельзя брать с еврея проценты за ссуду. Следует избегать клятв и обетов. Наемному работнику разрешено есть плоды во время сбора урожая, но нельзя брать их с собой. Сообщаются правила развода и повторного брака. В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы. «Когда даешь взаймы деньги, то не бери в залог орудия труда должника». Похищение людей карается смертью. Запрещено удалять с тела признаки проказы (цараат). Даже в случае просрочки ссуды кредитор должен вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать плату наемного работника. Родственники преступника не несут за него наказание. Прозелиты и вдовы пользуются особой защитой. Неубранные с полей остатки урожая надо оставлять беднякам. Суд может приговорить человека к телесному наказанию (не более 39 ударов палкой). «Не заграждай рта быку, когда он молотит». На бездетной вдове должен жениться брат ее покойного мужа. Описана процедура освобождения от этой обязанности. Меры и гири должны быть верными. Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».
«Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Б-г Всесильный твой в руки твои…» (21:10).
Иногда слова Торы буквально сходят со страниц, гармонично вписываясь в реальные события. Они так точно отражают их, что не требуют никаких пояснений и комментариев.
Нынешний год — особый: седьмой год, шмита, когда в Стране Израиля прекращаются (должны прекращаться) все сельскохозяйственные работы, когда Святая Земля отдыхает, как евреи отдыхают в субботу.
Годом раньше группа евреев из Бней-Брака, объединившихся для выпечки мацы, — хабура — искала пшеничное поле, которое могло дать такое количество зерна, которого хватило бы для мацы на два ближайших года. Им требовалась очень зеленая пшеница, посеянная в конце сезона и политая поздними весенними дождями. И вот наконец они нашли такое поле — в кибуце Суфа, у самой границы с сектором Газы: 2000 дунамов (почти 500 акров) зеленой пшеницы, которую засеяли в середине января, что бывает крайне редко. Но именно это им и было нужно.
Члены хабуры с большим энтузиазмом приступили к работе. Однако их появление не прошло не замеченным для военной полиции. Стражи границы с удивлением наблюдали, как бородатые раввины с развевающимися пейсами в разгар военной операции «Могучий утес» лихо разъезжают на зерноуборочных комбайнах на виду у хамасовских ракетчиков.
Положение было опасное, но эти люди не прекращали сбор урожая, даже когда раздавалась сирена и местная публика неслась опрометью в убежища. Их спокойствие объяснялось верой, простой и чистой, что с ними ничего плохого не может случиться, поскольку они выполняют святую работу на благо своей общины…
Через неделю тринадцать до зубов вооруженных арабских террористов пробрались через туннель под разделительным забором и вышли на поверхность прямо посреди поля, где трудились энтузиасты из Бней-Брака. Арабы были уверены, что 2000 дунамов колосящейся пшеницы надежно прикроют их вылазку. Но им не повезло. Пшеницу, на которую они рассчитывали, уже везли в Бней-Брак. Поле было чистое и голое, как мужская лысина. Террористов сразу заметили, и они стали легкой мишенью для артиллерийского и ракетного огня израильской армии. Ни один из них не ушел живым. Трудно даже представить, сколько еврейских жизней было в результате спасено по милости Всевышнего.
«Иегуди» означает «благодарный»
«Да не войдут амонитяне и амовитяне в собрание Б-га, и десятое поколение их да не войдет в собрание Б-га вовеки — за то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вышли вы из Египта, и за то, что он нанял против тебя Билама… чтобы тот проклял тебя… Не желай им мира и благополучия во все дни твои, вовеки!» (23:4, 5, 7).
Чем объясняется такая непримиримость? Что такого ужасного сделали Амон и Моав сынам Израиля? Ну не бросились встречать их при Исходе с хлебом-солью и прохладительными напитками. Ну наняли Билама, лучшего специалиста по проклятиям, — не сами же проклинали и тем более меча не заносили.
Далее Тора повелевает «не гнушаться» эдомитянами и египтянами — «третье поколение их» может переходить в иудаизм и родниться с евреями. А ведь древние египтяне проводили политику геноцида в отношении еврейских рабов, замуровывали детей в стены своих дворцов и мавзолеев, топили мальчиков в Ниле.
Но мы помним, что вначале египтяне проявили гостеприимство, приняв семью Яакова из пораженного засухой Ханаана, отвели им лучшие земли и лишь спустя много лет закабалили «гостей». В Торе так и сказано: «Не гнушайся египтянами, ибо пришельцем был ты в стране их». Мы должны учитывать даже тот минимум доброты, который получали от наших мучителей и преследователей.
Так почему же мы так суровы к амонитянам и моавитянам, не сделавшим нам и сотой доли зла, причиненного египтянами? Почему они «вовеки», то есть никогда не могут присоединиться к еврейскому народу?
Нет, это не месть за плохой прием. Тора не мстительна. Дело в том, что эти два народа самим своим появлением обязаны евреям. Наш праотец Авраам спас своего племянника Лота от верной смерти во время разрушения Сдома. От связи Лота с его двумя дочерьми произошли Амон и Моав. Короче, если бы не Авраам, не было бы ни амонского, ни моавского народа. Не оказав помощи евреям, строя козни против них, Амон и Моав проявили главную черту своего национального характера — черную, если хотите, свинскую неблагодарность.
Неблагодарность не должна проникнуть в генетическую структуру еврейского характера. Тора не может этого допустить, ибо мы — евреи, «иегудим» — от слова «легодот» — «благодарить». Так, наша праматерь Лея назвала своего четвертого сына Иегуду в благодарность Б-гу за то, что она удостоилась родить Яакову, основателю колен Израилевых, такое количество сыновей, которое превышало ее «расчетную квоту»: больше, чем у второй жены Рахели и двух служанок.
Признательность — исконная еврейская черта. Мы всегда стремимся благодарить других за совершенное добро и даже за обычную порядочность. Поэтому мы ввели почетное звание Праведника народов мира для людей, спасавших евреев во время Катастрофы. Народы мира нас притесняли и уничтожали, а мы ищем среди них праведников, пусть даже одного-двух из миллиона. Ибо быть евреем — значит быть «иегуди» — благодарным.
Традиция велит уделять особое внимание этому качеству при выборе спутника жизни. Хронически неблагодарный человек не может быть хорошим мужем или женой.
Неблагодарного невозможно сделать счастливым. Он будет всегда недоволен, и все ему будут должны. И наоборот, человека, для которого все хорошее в жизни становится ценным даром, который всегда излучает благодарность и радость, легко осчастливить. Более того, с таким человеком легко самому быть счастливым.