Карли Фиорина, в девичестве Снид, которой 6 сентября исполнится 61 год, вступила в предвыборную борьбу республиканцев 4 мая и плелась в хвосте 17 претендентов, на 14-м месте, в лучшем случае набирая 2% голосов потенциальных избирателей, а больше 60% американцев вообще не знали, кто она такая.
Звездный час Карли Фиорины настал днем 6 августа в Кливленде, на дебатах семи претендентов «второго сорта», которые не добрались до топ-десятки, когда она, по смелой метафоре корреспондента Fox News Джона Робертса, «вытерла пол» соперниками Риком Перри, Риком Санторумом, Бобби Джиндалом, Линдси Грэмом, Джимом Гилмором и Джорджем Патаки. Мало того, Фиорина вторглась в топ-десятку, по результатам разных опросов заняв там место в первой пятерке.
До баламута Дональда Трампа ей, конечно, далеко и по имиджу, и по задору, и по деньгам, но в прошлую пятницу, 14 августа, Карли Фиорина с успехом выступила перед сторонниками в Айове, после чего сказала Робертсу, что не нужно нервничать, когда, с одной стороны, тебя не знают, а с другой — вдруг говорят, что ты горишь. По-английски это звучит you are on fire, и в компании опросов PPP (Public Policy Polling), которая тяготеет к демократам, успех Карли мигом окрестили Fiorina On Fire, возможно, намекая на детский стишок про врунишку, на котором горят штанишки.
По мнению Джона Робертса, избирателям в ней нравится многое, «будь то ее статус политического аутсайдера или упрямство выступить против закаленных политиков-профессионалов», которыми Америка сыта по горло.
Карла Карлтон Снид родилась в Техасе в семье профессора права, окончила пару университетов и начала карьеру в компании AT & T, став там первой женщиной вице-президентом, а завершила — руководителем гигантской компании Hewlett-Packard, откуда ее, впрочем, попросили уйти в 2005 году из-за рабочих разногласий с советом директоров. В 2006 году она написала мемуары «Трудный выбор».
В 2008 году Фиорина была советником избирательной кампании республиканца Джона Маккейна, а в 2010 предложила свою кандидатуру в Сенат, но проиграла демократу Барбаре Боксер, отстав от нее всего на 10%.
В 1977 году Карли Снид вышла замуж за своего сокурсника по Стэнфордскому университету Тодда Бартлема, через 8 лет они развелись, и вторым ее мужем стал Фрэнк Фиорина из компании AT & T, с которым она живет в городке Мейсон-Нек, в Вирджинии, и возглавляет некоммерческую благотворительную организацию Good360.
В борьбе за Белый дом Карли Фиорина позиционирует себя как бизнесвумен, то есть деловая женщина, которая не уступит ни «деловому мужчине» однопартийцу Трампу, ни тем более сопернице-женщине от Демократической партии Хиллари Клинтон. По поводу Трампа она выразила сомнение в том, что он вообще республиканец, поскольку перед началом дебатов в Кливленде нью-йоркский «золотой мальчик» отказался поддерживать кандидата своей партии, если это будет не он.
«Он (Трамп) менял мнение по весьма важным вещам, — сказала Фиорина в интервью Fox News. — Мне бы хотелось знать, что он все же думает об амнистии (нелегалов), какова его реальная позиция по вопросу всеобщего медицинского страхования, как он относится к абортам. Всё это имеет значение для меня и для всех избирателей-республиканцев».
Хиллари Клинтон досталось от Карли Фиорины не только за уничтоженные служебные «емельки» и за вранье по поводу трагедии в Бенгази, в чем мадам бывшего госсекретаря обличают все претенденты-республиканцы. После дебатов Фиорина сказала, что Клинтон ничуть не лучше Трампа, заявляя, будто комментарии, которые Трамп позволил себе в адрес ведущей Fox News Мегин Келли (одной из трех ведущих дебатов в Кливленде), доказывают, что кандидаты республиканцев против женщин. «По-моему, Хиллари Клинтон виновна точно так же, — сказала Фиорина в интервью Fox News. — Все, кто мажет такими оскорблениями малярной кистью, виновны так же, как Дональд Трамп. Смешно, когда Хиллари Клинтон говорит, будто Республиканская партия воюет с женщинами».
В равной степени Карли Фиорина опровергла утверждение в газете New York Times, будто в этой избирательной кампании республиканцы сделали ее своим орудием, отбивая обвинения демократов в женофобии. Себя Фиорина назвала «лидером с доказанным списком решения проблем», которому «случилось быть женщиной».
Можно вспомнить, что в 2009 году у Карли Фиорины диагностировали рак груди, ампутировали обе молочные железы и провели химиотерапию, а затем радиотерапию, отчего она на время облысела. Выдвинув свою кандидатуру в Сенат, она пошутила, что «после химиотерапии поняла, что Барбара Боксер не так уж и страшна». Это было похлеще стигматов на теле Мегин Келли, на которые намекнул Дональд Трамп, но что можно о себе женщинам, приличным мужчинам нельзя.
Подобные смелости Карли Фиорина позволяла себе и в прошлом: баллотируясь в 2010 году в Сенат, она заявила избирателям в Калифорнии, что «молоток (лидера демократов Палаты представителей) Нэнси Пелоси — колоноскопия нового здравоохранения». Тогда же Фиорина сказала: «Дайте там свободу, а не долги!» — и знала, к кому обращается в городке Плезантон под Сан-Хосе на митинге Чайной партии. Как написала тогда New York Times, «Фиорина отбарабанила дробь стратосферических цифр о национальном долге и привела пример за примером того, что она считает перегибом правительства, под аплодисменты, заявив, что оно не создает, а наверняка может уничтожить американскую мечту. «Знаете, — сказала Карли Фиорина дрогнувшим голосом 5 лет назад и наверняка повторит сейчас, — я жила американской мечтой».
В дебатах 6 августа бывший техасский губернатор Рик Перри сделал ей комплимент, заявив, что на переговорах с Ираном он предпочел бы видеть нашим госсекретарем Карли Фиорину, а не Джона Керри. Фиорина, в свою очередь, сказала, что, став президентом США, в первый день она сделает два звонка из Овального кабинета: «Первый — моему хорошему другу Биби Нетаниягу, чтобы уверить его, что мы остаемся с Израилем, а второй — верховному лидеру Ирана». «Возможно, он не подойдет к телефону, — заявила Карли Фиорина, — но ему передадут: “Пока вы не откроете все ядерные и военные объекты для подлинных инспекций в любое время и везде, мы предельно затрудним движение ваших денег в глобальной финансовой системе”». Прозвучало это несколько по-детски, но Карли знала, к кому обращается.
Политический багаж «принятия решений», о которых упомянула Карли Фиорина, включает, например, право родителей на вакцинацию детей. Когда Карли заявила об этом на встрече с избирателями в Айове, левый сетевой журнал Slate написал, что она «за то, чтобы дети болели корью», а ее однопартиец, бывший губернатор Нью-Йорка Джордж Патаки, в своем твиттере написал, что Фиорина отрицает «достижения науки, которые ликвидировали такие заболевания, как оспа и полиомиелит». Английское название оспы smallpox Патаки написал в два слова, но мы выбираем президентов не за грамотность, а за удаль молодецкую, и Карли Фиорина сказала корреспонденту Fox News, что Патаки пытается привлечь к себе внимание, не слишком задумываясь о том, что несет.
«Мы говорим об инфекционных заболеваниях, — пояснила она, — и я решительно призываю родителей вакцинировать детей. Но я уважаю религиозные возражения против прививок и поддерживаю право школы сказать таким родителям, что, если они не желают, чтобы их детям делали прививки от инфекционных болезней, у государственной школы есть право не допускать таких детей к занятиям».
Чем громче заявляет о себе Карли Фиорина, тем больше у нее критиков, что типично для любой политической кампании. Ее называют первой женщиной, возглавившей компанию, которая входит в список Fortune 500. Однако 14 августа журнал Fortune поспешил заявить, что этот титул принадлежит покойной Кэтрин Грэм, главе концерна Washington Post, а затем такими «первыми» были еще с пяток женщин, включая Марту Стюарт и Опру Уинфри.
Вдобавок за Карли Фиориной вспомнили грешок, что, когда она возглавляла Hewlett-Packard, там в 2002 году в результате слияния были уволены 30 тысяч американцев, а к 2005 акции компании подешевели примерно наполовину по сравнению со временем, когда она туда пришла.
На все это у Фиорины есть ответы, которые она бережет до следующих дебатов топ-десятки республиканцев. Эти дебаты уже в обновленном составе пройдут 16 сентября в Рейгановской мемориальной библиотеке в Сими-Вэлли, по месту жительства покойного президента в Калифорнии. Спонсорами будут телекомпания CNN и местное Salem Radio, а ведущим — 46-летний Джек Таппер, глава вашингтонского корпункта CNN, и ожидается, что он поведет себя агрессивнее троих добряков из Fox News.
Карли Фиорина прекрасно начала, выбившись в первую пятерку претендентов на первых дебатах, но, как заметил симпатизирующий ей Джон Робертс из Fox News, избиратели ждут, что, «вытерев пол» оппонентами один раз, их кандидат повторит это.
Первые выборы, а точнее «кокусы» в кампании республиканцев пройдут 1 февраля 2016 года в Айове. По прогнозам вашингтонского издания The Hill, к этому времени из предвыборной обоймы выпадут Рик Перри, Рэнд Пол, Бобби Джиндал, Рик Санторум, Линдси Грэм, Джим Гилмор и Джордж Патаки, у которых истощатся либо деньги, либо нервы. Карли Фиорина может дотянуть, хотя неясно, станет ли она звездой или очередным метеором Республиканской партии.