Большим литературным событием полвека назад стала повесть польского писателя Ежи Ставинского «Час пик». Юрий Любимов превратил её в замечательный спектакль своего театра на Таганке.
История там такая: герой повести, начальник среднего ранга, узнаёт, что смертельно болен. Он, готовясь к уходу, открыто объясняется со своим начальником, с подчинёнными, с женой, любовницей, дочерью. Трагикомедия заключается в том, что, когда герой приготовился умереть честным человеком, выяснилось, что произошла врачебная ошибка, и ему придётся честным человеком жить. А к этому он никак не готов.
Похоже Ставинский, человек, прошедший партизанскую войну, плен, глядевший в лицо смерти, полагает, что человек стремится умереть чистым. Почему? Наверное, во многих людях живёт чувство, что уход из этого мира — это не конец существования души, а просто кардинальная перемена. Я слышал от своего товарища, перенёсшего во время сложнейшей операции клиническую смерть, какой восторг испытывала его душа, освободившаяся от тела и наблюдавшая со стороны, как врачи трудятся над этим телом.
Редко душе удаётся вернуться в своё старое тело. Идея реинкарнации — возвращения души в новом теле — присутствует в нашем мире так долго, как существует, наверное, мир. Обзору научных исследований детских воспоминаний о прошлой жизни души я посвятил полтора года назад эссе «Мы с вами где-то встречались» (http://evreimir.com/89844/%D0%BC%D1%8B-%D1%81-%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B3%D0%B4%D0%B5-%D1%82%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C).
Тема реинкарнации важна для религий. Еврей трижды в день благодарит и благословляет Творца, «который умерщвляет и оживляет»: «…Исполняющий своё обещание возвратить жизнь покоящимся в земле» (кремацию иудаизм, возможно, поэтому не разрешает). На теме реинкарнации зиждется буддизм, а центральная догма христианства — это второе пришествие в наш мир распятого римлянами проповедника Иешуа Га-Ноцри, как называет его в своём романе Булгаков.
Сложность с этой христианской догмой: как вернувшийся будет узнан? Это тревожило мистически одарённого Александра Блока:
Предчувствую Тебя. Года
проходят мимо —
Всё в облике одном
предчувствую Тебя…
И молча жду — тоскуя и любя…
Но страшно мне:
изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные
черты.
В дни и месяцы непосредственно после распятия ученики ожидали возвращения Иешуа в том теле, в котором он был распят. Но этого не произошло. А за две тысячи лет любое тело, особенно пострадавшее перед и во время варварской казни римлянами, наверняка «сносилось бы». Да и не осталось людей, которые видели и могли бы опознать Га-Ноцри.
В мирах, в которых пребывают души, места для материальных тел нет. Всевышний возвращает души в тела, когда желает, реинкарнацией. То есть опасение Блока, что он не узнает в новом теле душу еврея-проповедника Иешуа Га-Ноцри, распятого римлянами почти 19 столетий назад, было более чем обоснованно. Более того, очень вероятно, что за два тысячелетия душа Иешуа уже не раз спускалась в этот мир.
Профессор Я. Стевенсон в двухтомнике «Реинкарнация и биология» сообщает, что его исследование показало: обычно зазор между реинкарнациями души составляет несколько лет.
Если гениальный Блок опасался не узнать Га-Ноцри, трудно предположить, что простые христиане могли бы узнать его. К тому же при новых реинкарнациях Га-Ноцри почти наверняка оказывался среди родственных ему евреев, которых тема второго пришествия не интересовала.
Впрочем, одну встречу с христианами, также летальную для очередной реинкарнации Иешуа, вообразил себе Достоевский в его «Легенде о Великом инквизиторе». Дошлый Великий инквизитор, в отличие от остальных, распознал Га-Ноцри… и приговорил к смерти.
Так что, возможно, мятежного носителя души, которую христиане так долго ждут, «тоскуя и любя», они вновь и вновь распинали: его обезглавливали крестоносцы, сжигала инквизиция, топили казаки Хмельницкого, убивали погромщики. Последнего носителя души Иешуа, возможно, удушили газом или сожгли во время Холокоста либо замучили в ГУЛАГе. А может быть, последней реинкарнацией Га-Ноцри был Ицхак Имас, организовывавший восхождения евреев на Храмовую гору и убитый за это вместе с женой Тальей 31 августа 2010 года арабами. Его душа определённо была связана с этим святым местом, с Храмовой горой, важной и для евангельского нарратива.
Идея реинкарнации сущностна и для понимания трагедии Холокоста. Я слышал мнение, что все родившиеся после Холокоста евреи являются реинкарнацией погибших. Мы не знаем точно, сколько их было убито за то, что они евреи. Официальная цифра — 6 миллионов, но некоторые исследователи повышают её до 12. То есть, возможно, ещё не все души замученных евреев были обеспечены телами для возвращения в этот мир. Так что лучший ответ на Холокост — не новый мемориал в странах, где евреев убивали, а рожденные еврейские дети.
Социалист Исаак Табенкин в Иерусалиме в 1964 году, на 26-м Сионистском конгрессе, заявлял: «Я боялся Холокоста… Я боялся ассимиляции даже больше. Что может быть хуже, чем уничтожение евреев? Ассимиляция — это один из видов уничтожения евреев. Еврей, которого убили, уже не ассимилируется». Я понимаю это так, что душа убитого еврея может вернуться в этот мир. Но душа еврея, отказавшегося от еврейства, как и души его детей, бесследно исчезают для еврейства. Поэтому стремительная ассимиляция американских евреев, происходящая последние десятилетия, уже обрела прозвище «бескровный Холокост».
Существует каббалистическое мнение, которое я слышал от хабадников, что, поскольку всё предсказанное Танахом уже осуществилось и евреи вернулись в Землю Израиля, мы в наши мессианские времена проходим через последний «гилгул» (каббалистический термин для реинкарнации).
Профессор Ариэльского университета Эдуард Бормашенко в эссе «Шавуот» предполагает такое понимание: «Для того чтобы раскручивание спирали (истории) имело смысл, оно должно быть конечным. Развертывание в бесконечность обессмысливает историю… Столетиями человечество напряженно ждало конца света. Сейчас вроде бы не ждет, что наводит на печальные мысли, ибо финишная ленточка имеет неприятное свойство показываться, когда ее менее всего ждут».
Не знаю, почему эта мысль «печальна». Возможно, нам надо спешить, как герою Ежи Ставинского. «Час пик», может быть, уже настаёт. Если же нет — будем жить как честные люди.
Книги Бориса Гулько
Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. Стоимость $26, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея
Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. Стоимость $20, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com.
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.
Лихо закручено. А как быть с евреями — атеистами, они — то являются предметом достойным реинкарнации, или нет? Выходит, что по их вине, где — то мечутся невостребованные еврейские души? А может атеизм — это и духовная ассимиляция, не менее преступная, чем переход еврея в другую веру? Какие только страшилки ни городят священно служители, чтобы как — то объяснить необъяснимое, как например уничтожение невинных детей в период Холокоста. Ведь Творец всегда справедлив!
Честный служитель культа, когда не знает ответа, признается в том, что есть вещи выше его понимания, а тот, кто живет за счет религии, то во имя личного рейтинга, будет выкручиваться и даже лгать.
Борис Гулько нам намекнул, что конец света — еще не завтра, но на всякий случай, «надо жить, как честные люди». Но он никого не привел нам в пример? А для меня люди чести — это те, что является достойными членами общества. Может у кого — то есть другие примеры?
Согласно христианской догме, существовали случаи, когда христиане вполне прилично, без насилия, встречали и опознавали Йошуа. Два года назад я посетил Тур, город, где родился Оноре де Бальзак. Первым епископом Тура был Martinus или Мартин Турский, который опознал Йошуа в бездомном попрoшайке и даже разделил с ним свой плащ, разорвав его надвое.
Профессор Пинхас Лапид, замечательный знаток Библии и экзегет, заметил, что по сути не существует противоречий между иудейским понятием Мессии и христианским: Если Мешиах принесет Шалом и будут выполнены все предсказания пророков (особенно Исайи), и его будут даже звать Йошуа из Галилеи, то евреи согласятся это акцептировать.
Мартин Бубер также написал по этому поводу, надеясь всей душой на диалог с христианами:»Мы все ждем Мессию… Вы думаете, что он уже приходил, снова ушел и когда-нибудь снова придет. Я думаю, что он до сих пор не пришел, но когда-нибудь придет. Поэтому я предлагаю: Давайте ждать вместе. Когда он придет, спросим его просто: Был ли ты уже здесь? И затем, надеюсь, находясь совсем рядом с ним, тихонько прошептать ему в ухо:»Не отвечай!»