Бунт, которому нет оправдания Недельная глава Торы «Корах»

Когда читаешь главы, в которых рассказывается об Исходе и пребывании сынов Израиля в пустыне, невольно думаешь, что евреи только и делали, что бунтовали против Б-га и своего вождя Моше с перерывами на получение Торы и строительство переносного Храма.

300199

Действительно, в книге «Шмот» и в начале книги «Бамидбар» мы узнаем о трех крупных смутах: поклонении золотому тельцу, отказе есть манну (ностальгия по египетским «горшкам с мясом») и грехе разведчиков, не считая мелких волнений и недовольств.
У некоторых может сложиться превратное мнение, что поколение Исхода не доросло морально и духовно до своей грандиозной исторической миссии, что вот если бы мы были на их месте, то смотрели бы Моше в рот и исполняли бы все его указания, а бунтовать ни-ни. А те как были рабами, так ими и остались.
На самом деле поколение Исхода и дарования Торы стояло на высочайшем уровне духовности. Еще в египетском рабстве оно проявило стойкость, пережив частичный геноцид (указ фараона об истреблении новорожденных еврейских мальчиков) и преодолев соблазны ассимиляции. Когда Моше призвал их бежать в пустыню, всем вместе, с детьми, стариками и движимым имуществом, они беспрекословно отправились за ним в неизвестность, рискуя самой жизнью. На самом деле в Исходе участвовала лишь пятая часть евреев; остальные предпочли не участвовать в «авантюре» и остались в Египте. Тем большего уважения заслуживают смельчаки, ушедшие в пустыню.
При переходе через Красное море евреи удостоились такого Б-жественного озарения, что, по словам мудрецов Талмуда, «раа шивха ба-ям ше-ло раа Ехезкель бен Бузи» («служанка поколения Исхода видела на Красном море больше, чем видел в своих пророчествах Йехезкель, один из величайших пророков истории»).
Евреи с воодушевлением приняли Тору, произнеся магическую клятву верности Б-гу: «Наасе венишма» («Сделаем и услышим»). Их не зря называют «поколением знания». Все бунты, о которых шла речь в предыдущих и этом разделе, произошли в первый год после Исхода, в самый болезненный период становления нации и привыкания к новым, прямо скажем, противоестественным условиям жизни в пустыне, в состоянии неопределенности, страха, отсутствия привычных условий оседлой жизни.
Последний, сороковой год, когда евреи готовились вступить в Эрец Исраэль, тоже выдался неспокойным: волнения у «вод раздора», поклонение идолу Баал-Пеору и т. д. Зато остальные 38 лет скитаний сыны Израиля вели себя образцово: не ссорились, не капризничали, не бунтовали. Освобожденные от всех материальных забот, от бытовой «текучки», они вели исключительно духовный образ жизни: наслаждались близостью Шехины (Б-жественного присутствия) и учили Тору из уст ее величайшего знатока Моше Рабейну.
К бунтам первого года тоже нельзя подходить с нашими привычными мерками. Да, евреи грешили, но эти грехи были, если можно так выразиться, очень высокой пробы, и их практически невозможно было избежать в тех условиях. Каждый из нас, будь он там, наверняка оказался бы среди бунтовщиков. Вступаясь за свой народ перед Всевышним, Моше всегда находил убедительные оправдания его действиям и неизменно добивался прощения у Б-га.
В истории с золотым тельцом он утверждал, что в намерения евреев не входило идолопоклонство, что они лишь пытались получить нового предводителя, когда решили, что Моше погиб или оставил их навсегда. Мяса, а также «рыбу, которую ели в Египте даром (помните “рыбные дни” в бывшем СССР), огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» они требовали, потому что невозможно сорок лет питаться одной манной, прекрасной пищей, но готовой, «синтезированной», напоминающей таблетки «Гербалайф». Любому человеку хочется настоящей пищи, горячей, с ароматом, разрезать бифштекс ножом и вилкой, очистить апельсин или банан либо просто умять горбушку с соленым огурцом… Говорят, даже космонавтам тюбики с пюре скоро заменят полноценными блюдами. А тут целую жизнь на одной манне небесной. Изо дня в день, из года в год. Поневоле взбунтуешься.
Наконец, с Эрец Исраэль вышла заминка, потому что разведчики и народ боялись оказаться недостойными святости этой земли. Они опасались, что им не хватит заслуг отвоевать ее у местных жителей-великанов. К тому же в пустыне они жили, как в пятизвездочном отеле: все их потребности удовлетворялись, никаких забот, знай только себе расти духовно, блаженствуй под сиянием Шехины и учи Тору, получай высшее интеллектуальное наслаждение. С приходом в Эрец Исраэль такая идиллия кончилась бы. Когда возвращаешься домой с курорта, тебя тут же охватывают повседневные заботы и проблемы: надо завоевывать страну, потом делить ее между коленами, да так, чтобы обошлось без обид и претензий, затем строить, пахать и сеять — короче, осваивать. Не лучше ли оставаться в пустыне на всем готовом, духовненьком? Нельзя ли обойтись без прозы жизни?
Короче, все перечисленные бунты можно было оправдать и в конечном итоге простить, что и сделал Всевышний. Гораздо сложнее обстояло дело с бунтом Кораха, описанном в сегодняшнем разделе. В его основе лежали не объективные трудности роста, а личные амбиции, неудовлетворенное тщеславие кучки людей, личный и групповой эгоизм.
Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, человек умный, богатый и уважаемый, пытался осуществить «дворцовый переворот». На бунт он подбил еще двести пятьдесят человек, «вождей общества», жонглируя дешевыми, популистскими лозунгами, обвиняя сыновей своего дяди Амрама в узурпации власти и ее злоупотреблении: «Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?!» Иными словами: «Долой диктатуру, даешь демократию!»
Моше пытался решить конфликт мирным путем. Он сразу дал понять, что бунт направлен не столько против него лично, сколько против воли Творца, чьим назначенцем он является, что власть и функции в колене Леви, к которому принадлежал сам Корах, были распределены по указанию Свыше. Поэтому требовать изменений глупо, преступно и, значит, опасно.
Увещевания не помогли, смутьяны шли до конца. В результате они понесли страшное наказание. Кораха и его ближайших сообщников с семьями живьем поглотила разверзшаяся земля; других бунтовщиков уничтожил огонь, сошедший с неба. Сверхъестественный характер казней не оставлял сомнений в том, Кто стоит за ними. Но гнев Всевышнего поразил не только участников заговора. Лишь решительное вмешательство Аарона остановило мгновенно вспыхнувшую массовую эпидемию, грозившую истребить весь «избранный народ».
А теперь сравните. Золотой телец обошелся евреям в три тысячи жертв. Погибли только зачинщики; народ был в целом прощен. За грех разведчиков были казнены только они сами — десять из двенадцати. Народ и в этот раз уцелел, несмотря на плач и отказ идти в Эрец Исраэль. Массовая поддержка бунта, устроенного Корахом, привела к повальному мору и гибели 14 700 человек. Могло быть и хуже.
Комментаторы выводят из этого чрезвычайно важный для нас урок. Б-г охотнее прощает грехи, совершенные против Него, чем против других людей. Корах не был атеистом, он признавал и почитал Творца, но был несправедлив к Моше, и за это не только сам погиб, но и чуть не погубил весь народ. Такова цена внутренних распрей. Вспомним, что Второй Храм был разрушен не потому, что евреи плохо соблюдали заповеди, а из-за их беспричинной ненависти друг к другу.

Call Now: 800-991-9618

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора