Беседы о национальной музыке

Музыка идишисткая , казачья, кантри. Что общего?

Однажды, в шестидесятых каким то чудом на волне увлечения творчеством Фрэнка Синатры, мне попалась в Москве пластинка Nancy&Lee его дочери — Нэнси.  На этом чудном диске сразу «бросается в ухо» композиция Jackson, записанная, впрочем, как и весь альбом, с продюсером и певцом, обладателем приятного низкого голоса, Ли Хэйзлвудом(Lee Hazlewood). Нэнси, как я выяснил позже, всегда тяготела к музыкальному стилю «кантри»(  возник среди белого населения сельских районов юга и запада США. Кантри основано на песенных и танцевальных мелодиях, завезённых в Америку ранними переселенцами из Европы, и опирается на англо-кельтские народные музыкальные традиции. Эта музыка долгое время сохранялась в почти нетронутом виде среди жителей горных районов штатов Теннесси, Кентукки, Северная Каролина) и,  благодаря  Jackson , приобщился к этому стилю надолго и всерьез. Это уж теперь я знаю:

в Америке действует Country Music Television или CMT — американская кантри-ориентированная сеть кабельного телевидения. Программа передач включает в себя музыку, видео, записанные концерты, фильмы, биографии звёзд кантри-музыки и реалити-шоу. CMT принадлежит и функционирует в компании MTV Networks, которая в свою очередь является дочерней компанией конгломерата Viacom. Штаб -квартира СМТ расположена в центре города Нашвилл, музыкального штата Неннеси, в котором я был в средине апреля 2015 года и находился где-то рядом с его величественным зданием, в Нью-Йорке(не знаю, как в других городах, уверенно принимается кантри -радиостанция FM-94,7);

в Америке есть специальный стадион для проведения кантри -фестивалей как и роскошная гостиница рядом с встроенным в нее внутренним двором(я писал о таком Крытом Дворе в Новочеркасском политехническом) , в котором тоже проходят концерты кантри, есть Музей и Зал славы кантри , расположенный тоже в Нашвилле,  персональные музеи покойного Джонни Нэша и ныне здравствующего Вилли Нельсона, а премия «Грэмми», кроме всех прочих номинаций,  вручается в номинациях «за лучший кантри-альбом», «за лучшее сольное кантри-исполнение», «лучшему кантри -дуэту или группе».

И уже здесь, в Америке, в году так  2010 я услышал имя — «Вилли Нельсона » (Willie Nelson, полное имя William Hugh Nelson, род. 30 апреля 1933 года) — одного из самых известных активистов движения за легализацию марихуаны из мира искусств, суперзвезды кантри, который пережил 100500 арестов (связанных с марихуаной). Это в его честь  город Остин решил установить статую певца, который продал более 40.000.000! альбомов за свою карьеру и получил 10 премий Грэмми (в том числе в номинациях «Музыкальная легенда» (1990) и «За жизненные достижения» (1999). К этому времени исполнитель получил весьма широкое признание за пределами кантри-индустрии. Вот уже 40 лет Вилли Нельсон играет на акустической гитаре Martin N-20 с нейлоновыми струнами. Инструмент получил название «Trigger» (англ. «курок») в честь лошади Роя Роджерса(певец, актер в вестерн-фильмах). Поскольку на классической гитаре нет пикгарда, защищающего корпус от ударов медиатором, на деке со временем образовалась приличных размеров дыра. «Когда «Trigger» развалится, я перестану выступать», — заявил как-то Нельсон.Отсчёт музыкальной карьеры Нельсона начинается с 1956 года. На первых порах его собственные записи отвергались звукозаписывающими компаниями из за немодного, слишком «сырого» звучания. Поэтому Нельсон часто отдавал свои новые песни другим исполнителям, как, например, ставшую впоследствии едва ли не самой популярной в истории кантри, балладу «Crazy», и «Night Life» , которую называют наиболее перепеваемой кантри-мелодией в истории жанра. Продвижению собственной карьеры Нельсона мешали пристрастие к алкоголю, азартные игры, курение марихуаны и то, что в общественных местах он зачастую носил нелицензированное оружие. Устав от проблем с законом, он в 1965 году переселился в техасский  город  Остин, который был в те времена известен своими свободными нравами. Тут его музыка приобрела нестандартное звучание, впитав влияния рок-н ролла, вестерн-свинга, джаза и фолк-рока. Сам певец пристрастился к утренним моционам и стал вести здоровый образ жизни. В начале 1970-х Нельсон и Вэйлон Дженнингс отрастили бороды лопатой и надели тёртые джинсы, тем самым объявив войну боссам кантри-индустрии, в которой тогда господствовали лощёные эстрадные исполнители в пиджаках безупречного покроя. В ходе так называемого outlaw movement они отстаивали возвращение музыки кантри к своим ковбойским истокам, пытались вернуть жанру потерянную энергетику. Одним из основных вех этого направления был альбом Нельсона «Red Headed Stranger» (1975, «Рыжеволосый Незнакомец»). Самыми успешными за всю его карьеру стали вышедшие в этот период синглы «Blue Eyes Crying in the Rain» (1975) и «On the Road Again» (1980). В 1980-е годах Нельсон стал много сниматься в кино. В музыкальном отношении для него наступила пора дуэтов. Характерный пример — песня «To All the Girls I’ve Loved Before», записанная вместе с  Хулио Иглесиасом.   Вместе с Вэйлоном Дженнингсом, Крисом Кристофором и Джонни Кэшем он создал успешную группу «Hithwayman» .В 1990 году Нельсону пришлось потягаться в суде с налоговой службой, которая обвинила его в систематическом уклонении от уплаты налогов. Поскольку недоимки превысили 16 миллионов долларов, значительная часть имущества певца ушла с молотка. Для погашения задолженности он даже записал особый двойной альбом. По окончании судебной эпопеи Нельсон выпустил в 1993 году альбом дуэтов со звёздами других жанров, среди которых оказались Боб Дилан, Пол Саймон и Шинейд О’Коннор . Во второй половине 1990-х популярность Нельсона (как и других исполнителей старой школы) стремительно снижалась. Не способствовала улучшению его имиджа и активная борьба престарелого певца за легализацию марихуаны (в одном из ток-шоу он с гордостью объявил, что курил «травку» на крыше Белого Дома во время приёма, устроенного там президентом  Джимми Картером). Пытаясь привлечь внимание молодого поколения слушателей кантри, Нельсон записал альбом с ярко выраженными вкраплениями регги. В 2006 году он впервые за многие годы вернулся на вершину кантри-чартов, а за год до этого выпустил синглом скандальную песню «Cowboys Are Frequently Secretly Fond of Each Other» (буквально: «Ковбои зачастую тайно влюблены друг в друга»), что является отсылкой к фильму «Горбатая гора». Остается только уважительно склонить голову перед тысячами энтузиастов, музыкантов, поэтов, композиторов, продюсеров, звукозаписывающих компаний,  которые делают все, чтобы стиль кантри сохранялся и развивался .  Город же Нашвилл , без сомнения — мировая столица кантри. Мне представляется этот американский опыт очень важным для мировой культуры в сохранении , повторюсь, народных музыкальных традиций. На фоне достижений кантри в Америке, состояние идишеской музыкальной,культуры или колоритного  песенного наследия казачьей музыки  в Израиле или в России несравненно слабее. Еврейская бытовая, светская и культовая музыка, a также творчество композиторов-евреев, пишущих на основе еврейского музыкального, местечкового  фольклора развивалась неравномерно, но начале прошлого века она пережила стремительный подьем. В это время появились, например, блистательные сёстры Бэрри., позже Эмиль Горовиц., к счастью с одной из сестер Клэр(недавно ушедшей) я был знаком, общался и с ныне покойным Эмилем.  .. Со временем началось интенсивное влияние еврейской музыки на музыку тех стран, где евреи поселились и, в свою очередь, местная музыка также влияла на развитие музыки евреев. Это развитие определялось историческими условиями жизни и быта евреев Только в Нью-Йорке на Второй Авеню функционировали десятки еврейских музыкальных театров и концертных залов, их было несколько и в России В настоящее время наблюдается упадок идишиской музыки. Музыкальных театров не осталось ни одного, есть театр «Фолксбине», но у него нет даже своего здания. Нет ни одного стоящего музыкального коллектива за исключением московского хора Александра Цимбалюка. Хор Михаила Турецкого национальным идишиским считать уже нельзя -это коммерческий, «многоотраслевой» хор. В столице Донского казачества в Новочеркасске , в Ростове, в Краснодаре тоже , кроме пары казачьих хоров, особых достижений в развитии казачьей национальной, бытовой музыки нет. Прекрасно писал и исполнял казачьи песни самобытный музыкант Олег Миронов, но его не поддержали ни власти, ни спонсоры.( Олег рано ушел из жизни) А ведь евреи в местечках, казаки в станицах, -это те же американские ковбои. Это люди, трудящиеся на сельхоз работах, живущие в простых домах, со своим национальным укладом жизни, но имеющие свои песенные , музыкальные традиции, которые , если так будет продолжаться просто потеряются. Поэтому  , если и проводятся какие то фестивали то ли идишиской, клезмерской музыки, или казачьей песни, то — они формальны, малопривлекательны и слабо организованы. И как это все непохоже на прекрасное состояние кантри музыки в Америке, в Канаде! Разве то, что я сейчас Вам сообщаю, уважаемые читатели, является для Вас новостью? Давайте обсудим, что можно сделать, чтобы изменить положение в лучшую сторону и чтобы столицей идишиской, клезмерской музыки стал Иерусалим, а казачьей — Новочеркасск.

Анатолий Ясеник

Фото автораIMG_1336 nelson-3
Call Now: 800-991-9618

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Анатолий Ясеник

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора