Свет мой, зеркальце, скажи… Недельная глава Торы «Шлах»

По настоянию евреев и с разрешения Б-га Моше посылает в Землю Обетованную двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись через сорок дней в походный стан, разведчики принесли с собой образцы необычайно крупных плодов. Десять из них заявили, что эту «хорошую страну, текущую молоком и медом», невозможно завоевать, поскольку в ней живут люди-исполины под стать принесенным плодам. Деморализованные таким пессимистическим сообщением, евреи впали в отчаяние и потребовали немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика Иегошуа и Калев пытались убедить их, что Эрец Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Всевышнего. Б-г разгневался на паникеров и решил уничтожить строптивый народ. Лишь страстная молитва Моше спасла евреев от немедленной гибели. Всевышний приговаривает их к 40-летнему блужданию по пустыне — только следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся бунтарей бросается на штурм Эрец Исраэль вопреки предостережению Моше и терпит полный разгром при столкновении с амалекитянами и хананеями. В утешение Б-г сообщает евреям порядок принесения храмовых жертв на Святой земле (когда они войдут туда) и заповедь отделения халы от теста. Тора перечисляет жертвы, которые надо приносить в Храм для искупления непреднамеренных грехов, индивидуальных и коллективных. Лишь умышленное оскорбление Имени Всевышнего не подлежит искуплению: душа виновного «отсекается» от его народа. Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шаббат и был казнен за это. В конце раздела дана заповедь цицит — ношения кистей из нитей на краях одежды. Эта заповедь включена в текст ежедневной молитвы «Шма, Исраэль».

shlach1

***

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: “Пошли от себя людей, чтобы высмотрели они страну Кнаан”» (13:1–2).
В художественной фотографии действует аксиома, что фотограф снимает не то, что видит, а то, что он сам собой представляет. Стремление запечатлеть какое-то событие, или пейзаж, или лицо на фотопленке или в пикселях выражает наше внутреннее состояние, отраженное в реалиях окружающего мира.
Искусство ищет парадигмы внутренних переживаний и ощущений человека в конкретных образах. Так рождаются шедевры творчества. Однако источник этой концепции гораздо древнее фотографии и других видов искусства.
Основателю хасидизма Бааль Шем Тову приписывают такую сентенцию: «Все окружающее — это нечто вроде зеркала, в котором отражаемся мы сами». Другими словами, Б-г показывает нам нас самих через то, что мы видим.
В мидраше «Бамидбар раба» задается вопрос: почему грех разведчиков, с которого начинается раздел «Шлах», идет сразу вслед за наказанием Мирьям (в конце предыдущего раздела «Бехаалотха») за то, что она неуважительно говорила о своем младшем брате Моше Рабейну? Ведь, на первый взгляд, эти два эпизода никак не связаны между собой.
Мидраш отвечает, что Мирьям была наказана за «лашон а-ра» — злоречие, несправедливые обвинения в адрес Моше. Разведчики, которых Моше отправил высмотреть Эрец Исраэль, видели, как пострадала Мирьям, но не извлекли для себя важного урока и в результате принесли пессимистический отчет об увиденной стране, по существу, оклеветали ее. Они не поняли, что Всевышний поставил их перед зеркалом.
Тора называет их «рашаим» — злодеями. Но почему «рашаим»? Ведь до того они считались праведниками, лидерами нации.
Поколение пустыни находилось на высочайшем уровне святости и пророчества, уступая лишь уровню первого человека Адама. Они должны были понять, что Б-г показал им наказание Мирьям неспроста, а для того, чтобы они сделали для себя нужные выводы. Ведь они тоже были подвержены греху «лашон а-ра» и поэтому должны были особенно тщательно остерегаться его.
Точно так же и в разделе «Насо», который мы читали две недели назад, Тора ставит рядом грех «сота» — жены, заподозренной в неверности своему мужу, и «назира» — человека, который берет на себя ряд ограничений, в первую очередь зарок не пить вина. Всякий, кто видит, какому суровому наказанию подвергается «сота», должен хотя бы временно отказаться от вина, из-за которого человек может потерять контроль над своими поступками. Ибо окружающий нас мир, все, что происходит в нем, — это зеркало, отражающее нас самих.

С лучшими намерениями

«И распускали они злую молву о стране, которую высмотрели» (13:32).
На первый взгляд, кажется, что разведчики честно выполнили свой долг. Они дали точный, исчерпывающий отчет, предъявив вещественные доказательства — гигантские плоды той земли. Но почему Тора столь резко осуждает их?
Разведчики виноваты не в самом отчете, а в том выводе, который они сделали: «Не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас» (13:31). А потому идем обратно! В рабовладельческий Египет! После всех чудесных событий: побега из рабства, перехода через Красное море, дарования Торы и клятвы: «Наасе ве-нишма!» («Сделаем и услышим!»). Разведчикам не хватило веры, убежденности. Неужели Всевышний, приведя сынов Израиля в Землю Обетованную, бросит их там на произвол слепой судьбы и грозных туземцев? Неужели не совершит для них очередное чудо, не даст им победу над превосходящими силами врагов? Ведь Он обещал!
И все же странно. Ведь согрешившие разведчики были выдающимися людьми, руководителями «поколения знания», достигшего высот пророческого озарения. Может быть, дело не в вере, точнее, не в ее отсутствии?
Рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, главный раввин Иерусалима в конце XIX — начале XX века, дал такое объяснение. Когда эти великие люди пришли в Эрец Исраэль, им открылась картина будущего. Они увидели все поколения евреев, которым предстояло жить на этой земле, включая грешников, осквернявших Святую землю и навлекших тяжкие бедствия на свой народ: войны, массовую гибель от рук врагов, изгнание…
Видели они и современное поколение «просвещенных» вождей и идеологов, стремившихся искоренить Тору из среды евреев, превратить их в «нормальный» народ. Это пророческое видение так потрясло разведчиков, что они решили: «Лучше нам остаться в пустыне или вернуться назад!» Таково значение суровых слов из их отчета: «Это страна, губящая своих жителей» (13:32).
Эрец Исраэль не терпит тех, кто нарушает фундаментальные принципы ее святости, она изгоняет, «изрыгает» таких людей. О том же говорится и в другом стихе: «Там мы видели нефилим (буквально “падших”)», то есть евреев будущих поколений, которые, живя на Святой земле, отвергли Тору и пали в бездну греха. Поэтому, сказали они, лучше вообще не входить в эту страну.
У разведчиков были честные намерения, продолжает рав Зонненфельд, но они не имели права противопоставлять свои соображения категоричному указанию Б-га — идти завоевывать Эрец Исраэль, несмотря на все преграды и испытания. У Всевышнего свой план. Его пути неисповедимы, и не нам вносить в них коррективы. Разведчики были справедливо наказаны за свою самонадеянность, за намерение изменить ход истории. Однако некоторые религиозные евреи по сей день отмечают постом дату их смерти — 17 число месяца элула.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора