– Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Моя внучка выходит замуж. Кто должен вести невесту под хупу?
София, США
– Опишу порядок проведения свадебной церемонии по обычаю, сложившемуся в нашей традиции.
Сначала под хупу ведут жениха. Обычно в качестве сопровождающих выступают отец жениха и отец невесты. К этому времени под хупой уже стоит раввин, который будет проводить церемонию. После этого наступает еще более торжественный момент: две женщины — принято, чтобы это были мать невесты и мать жениха, — ведут под хупу невесту. Под хупой все трое (две матери и невеста) обходят вокруг жениха семь раз. Затем невеста встает рядом с женихом, справа от него. При этом оба отца и обе матери отступают на второй план и стоят отцы — за женихом, матери — за невестой. Принято, чтобы с начала шествия и до окончания церемонии родители жениха и невесты держали в руках свечи, помещенные в высокие стеклянные футляры-подсвечники. Когда все главные действующие лица оказываются на месте, начинается официальная процедура.
Это — общие правила, обусловленные, еще раз подчеркну, сложившимися в нашем народе обычаями. Что касается законов о свадьбе — они требуют, чтобы жених передал невесте кольцо (стоимостью выше очень небольшой, минимальной суммы, допустим в 1 доллар), чтобы невеста при всех дала согласие стать женой этого человека и чтобы ей от имени жениха вручили ктубу (брачный договор).
В этих законах также записано, что акт передачи кольца должны подтвердить два свидетеля и два свидетеля должны подписать ктубу. Свидетелями в обоих случаях могут быть только евреи-мужчины, причем (это тоже обязательное условие) соблюдающие как минимум законы субботы.
Все, что описывается здесь, можно было бы без труда выполнить, и вопросы не возникали бы. Но действительность, особенно в последние, скажем, 100 лет, куда сложнее и многограннее. Например, жених или невеста могут быть сиротами — круглыми или частичными, когда отсутствует кто-то один из родителей. Или, допустим (что в наши дни не редкость), биологические родители жениха или невесты в разводе. Ребенок, положим, рос в семье матери, и де-факто воспитывал его ее муж, но при живом биологическом отце, который хоть и издалека, но все же принимал какое-то участие не только в расходах на содержание сына (дочери), но и в воспитании. Случается и наоборот — когда ребенок в результате развода родителей, при живой биологической матери, остался с отцом и его воспитанием вплотную занималась жена отца…
При таких и подобных обстоятельствах закономерно может возникнуть вопрос: кто поведет жениха (невесту) под хупу?
Этот пример может служить наглядной иллюстрацией неоднозначности ситуаций даже внутри, казалось бы, аналогичных обстоятельств. Ведь одно дело — если родители развелись и создали новые семьи, когда ребенку было 2–3 года, другое — если ему к тому времени уже исполнилось, допустим, 15 лет. А кроме того, свою роль могут играть и иные факторы, скажем, психологического характера и т. д.
Впрочем, все связанные с хупой проблемы относительно несложно решить — при обязательном выполнении двух условий:
1. Хупа организуется под общим руководством признанного, так называемого ортодоксального раввинского суда и проводится ортодоксальным раввином, которого этот раввинский суд уполномочил проводить свадебные церемонии. Заниматься этим, естественно, назначают раввинов, которые знают все тонкости связанного с бракосочетанием еврейского закона и способны найти выход практически из любой житейской ситуации.
2. Обе стороны, семья невесты и семья жениха, настроены на то, чтобы все сопутствующие свадьбе проблемы решать полюбовно. Так, чтобы и жених, и невеста были довольны. Это предполагает, что семьи жениха и невесты не будут создавать новые, надуманные сложности и не станут настаивать на каких-то личных правах (в духе «дело чести» и т. п.)…
Рав Элиягу ЭССАС
Evrey.com