«Дело Бейлиса — гимн российскому суду присяжных»

 

29 октября Российский еврейский конгресс провел в Москве конференцию, посвященную 100-летию «Дела Бейлиса» — процесса по обвинению приказчика киевского кирпичного завода Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего Андрея Ющинского. Судебное разбирательство, проходившее в Киеве в октябре 1913 года, стало знаковым моментом в истории российского правосудия и поворотным – для судеб российского еврейства. Процесс расколол общественное мнение, и в то же время сплотил прогрессивную адвокатуру, общественных деятелей, писателей в попытке противостоять мракобесию и ненависти на национальной и религиозной почве. На заседании, которое проходило в Мемориальной синагоге на Поклонной горе, выступали известные юристы, общественные деятели и историки. Открыл заседание исполнительный директор РЕК Бенни Брискин. Он приветствовал гостей от имени президента конгресса Юрия Каннера. «Надеюсь, что теперь дорога к нам в Мемориальную синагогу проторена и это место стало одной из известных публичных площадок РЕК, которая открыта для всех, и не только для евреев», — сказал Б.Брискин. Вел конференцию президент Адвокатской палаты Москвы, член Общественного совета РЕК Генри Резник. «Дело Бейлиса – знаковый процесс, каких не много было в истории России», — напомнил ведущий, процитировав мнение об этом резонансном деле российского публициста и советского наркома Анатолия Луначарского: «либеральное общество, в том числе далекое от еврейства, дало бой на судебной арене».  По словам Г.Резника, первый и главный урок «Дела Бейлиса», обвинение в котором негласно поддерживалось властями, в том, что разыгрывание националистической карты дорого обходится государству: «Дело Бейлиса внесло вклад в то, что приток евреев в российское революционное движение усилился: если до этого среди большевиков было только 11% евреев, то в марте 1917 года – уже 28%». В то же время, по мнению адвоката, этот резонансный процесс стал «гимном российскому суду присяжных» (в отличие от Франции, где суд присяжных по столь же знаковому делу Дрейфуса вынес в 1894 году обвинительный приговор). В числе других «Дело Бейлиса» было одним из аргументов за возвращение в России в 1993 году института присяжных — инструмента, который дает защите реальный шанс добиться оправдания невиновного человека, — сказал Генри Резник. Основатель Музея истории евреев, бывший вице-президент РЕК Сергей Устинов напомнил, что в 1913 году, когда шел процесс, за обвиняемого заступилась значительная часть интеллигенции: «в адвокаты Бейлиса нужно записать всех людей доброй воли». Адвокат и ученый Шамиль Хазиев отметил, что позиция защиты на судебном процессе осложнялась сфальсифицированными результатами государственной экспертизы по этому делу. «Борьба с предвзятостью судебных экспертов актуальна до сих пор, результаты работы таких специалистов необходимо исключать из процесса еще до начала суда», — уверен Ш.Хазиев. На конференции также выступили президент фонда «Холокост» Алла Гербер, политик Леонид Гозман, раввин общины «Дор Ревии» Гедалья Шестак, историк Леонид Кацис, продюсер и музыкант Игорь Сандлер.

———————————————————————————————————-

Тогда  в защиту Бейлиса откликнулись  В.Г.Короленко, А.А.Блок, В.И.Вернадский, А.М.Горький, Д.С.Мережковский, А.Франс  и др. Нетрудно представить, какой удар был бы нанесён русскому еврейству, если  бы планы черносотенцев осуществились и суд признал бы, что убийство 20 марта  1911 года православного мальчика Андрея Ющинского было ритуальным. На карту была  поставлена не только судьба Бейлиса, но и судьба всего российского еврейства .  Простые русские люди, присяжные, не побоявшись мести, сказали правду о невиновности Бейлиса и его народа. Они спасли не только весь еврейский народ в  стране от грозившей вспышки погромов, они спасли и честь России. Это были  губернский секретарь М.Мельников и крестьяне М.Кутовой, П.Клименко,  И.Соколовский, И.Тертычный, Ф.Савенко, чиновники Г.Оглобин, И.Перепелица,  П.Калитенко, извозчик С.Мостицкий. Из автобиографической повести Бейлиса, которую советую всем прочесть, видно, что это был честный и добрый человек.  ”Хочется особенно подчеркнуть, что этот человек, столько переживший,  пострадавший от несправедливости, не обижен на весь русский народ, тепло  отзывается о русских людях, хотя и отмечает мерзкие деяния черносотенцев” (М. Мисонжник).

Приведу небольшой рассказ сокамерника Бейлису о содержании его допроса. Из книги ” История моих страданий ”, 1925. Перевод на
русский Михаила Мисонжника, 2003: » Смотрите сюда, господа, – сказал я. — Я вырос среди евреев. В возрасте шести лет я потерял отца и мать. Я был круглым сиротой. Мои  родственники определили меня в еврейскую мастерскую по ремонту и монтажу замков,  и я изучал у них дело. Я жил в их доме почти 12 лет, после чего покинул их. Я  вырос и получил профессию, я мог зарабатывать и жениться. У меня были друзья среди евреев и среди тех из них, кто крестился… Я уверен, что знаю все  еврейские обычаи и разбираюсь в их религиозных правилах. Я знаю всё от А до Я. Это вполне понятно, так как я вырос в еврейском доме как один из них. Я  знаю, что они не станут есть яйцо, если в нём есть кровяной комок, потому что  оно будет некошерным. Они не могут есть его. Я видел это не один раз, я видел  это сотни раз. Я видел, как они солят мясо. Когда я спросил хозяйку дома, почему  она это делает, она сказала, что соль вытягивает из мяса всю кровь, а они не  могут есть кровь в любом виде. Теперь, когда люди приходят и говорят  мне, что евреи используют кровь, человеческую кровь, когда они говорят мне, что  Бейлис убил христианского ребёнка, чтобы использовать его кровь, я как  христианин, как человек, который верит в крест, могу сказать только, что все эти  истории основаны на презренной лжи».

Источник:    www.zelikm.com    «Евреи глазами именитых друзей и недругов»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора

2 комментариев к “«Дело Бейлиса — гимн российскому суду присяжных»

  1. О деле Бейлиса
    На удивление очень мало материала в газете «Еврейский Мир» предоставил Анатолий Зеликман в связи со 100-тием дела Бейлиса. На блоге же, тем более, можно было бы дать более объёмную информацию.
    В статье упор сделан узко на отдельные, хотя и важные моменты. Между тем, в связи с появлением, в том числе и на блогах «Еврейского Мира», сообщений об усилении в настоящее время антисемитизма в России, было бы желательно коснуться вопроса о т.н. российском антисемитизе, под которым многие подразумевают антисемитизм русского народа в целом. Даже приведенная в статье Зеликмана информация о поведении присяжных заседателей, которые подбирались с пристрастием теми руководителями судебной системы, которые по долгу службы имели прямое отношение к делу и в частности, исключили введение в состав присяжных либерально настроенных россиян, говорит о том, что нельзя приписывать антисемитизм ни всему народу, ни даже его значительной части.
    Особо следует обратить внимание на то, что и верховное руководство тогдашней России не вмешивалось в ход суда. Так в частности Синод, о генеральном прокуроре которого Победоносцеве Блок писал: «Победоносцев над Россией простёр совиные крыла», отказался поддержать обвинение, поскольку вполне грамотные в религиозных вопросах члены Синода прекрасно понимали, что обвинять евреев использование в ритуальных целях любой крови совершенно абсурдно. Даже сам Николай II, будучи лишь религиозным, а не националистическим и расовым антисемитом, также воздерживался от каких-либо предварительных заключений. А при рассмотрении вопроса о степени подлинности «Протокола сионских мудрецов» после того, как ему представили доказательства подлога, был возмущён тем, что ему предлагали использовать ложную информацию.
    Отдельно коснусь вопроса об участии евреев в революции, что до сих пор ещё порождает споры. Зеликман, ссылаясь на слова Г. Резника, сообщает известный факт, что если до дела Бейлиса среди большевиков было только 11% евреев, то после него – уже 28%. Однако, и 11% почти в 4 раза превосходит процент евреев среди населения. Если ещё учесть весьма высокую активность евреев, то и до дела Бейлиса была видна деструктивная роль заметной части еврейства, поддавшейся на пропаганду большевиков. И сам этот факт массового участия евреев в подготовке революции, к которому присуммировался дополнительный процент в результате дела Бейлиса, дорого обошёлся государству, как пишет Зеликман, но и всему еврейскому населению России.
    К слову, статья Г. Резника была опубликована в ежеквартальном издании «Время и место». Там отмечалось, что при советской власти некоторые участники фальсифицированного дела были осуждены, вплоть до смертной казни.
    А. Волошин, Лос Анжелес.

  2. «На карту была поставлена не только судьба Бейлиса, но и судьба всего российского еврейства . »

    Вот вам и оценка россии. Евреи жившие в ней веками, всегда были на грани очередного погрома.

    И ещё это дело напоминает мне дело Полларда, который в американской тюрьме уже более 25ти лет. Это реальная оценка которую америка даёт евреям.

Обсуждение закрыто.