«Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков».
А. Навои
На этот раз я начну со сказки! Какой же? Как какой? Неужели не понятно? Конечно грузинской, одной из первых сказок, услышанных мною в детстве. В сказках отражается характер народа. Например, можно 33 года лежать на печи, а потом стать Ильей Муромцем. Или быть богом и при этом развратничать, как у греков.
Впрочем, разболтался я, а мне пора сказку сказывать.
В одном доме жили отец и двенадцать братьев. Перед смертью отец позвал сыновей, вручил каждому по венику и приказал: «Тот из вас, кто сможет разломать веник, будет предводителем братьев».
Кто-нибудь из вас пробовал сломать веник? Что – даже не пытались? А вот братья пытались, но безуспешно. В итоге отец распустил веник на отдельные прутья и тогда любой из братьев смог легко его сломать.
«Вот так будет и с вами», — промолвил отец, — «пока вы вместе, никто не сможет вас победить».
Недавно я узнал, что сказка не совсем грузинская. Есть такой мидраш в еврейской Традиции. Дальше, если включить фантазию, спокойно можно доказать, что грузины – это евреи. Или совсем наоборот, что евреи – это грузины. И даже что те и другие – на самом деле армяне и поэтому не имеют никаких прав на палестинскую землю.
Причём не только доказать, но и провести соответствующую резолюцию в ООН. При хорошем раскладе даже получить за это Нобелевскую премию мира. А что – и не за такие глупости давали…
scarpe calcetto Nike
migliori repliche orologi 意大利手表
Orologi Replica Cartier
Orologi Replica Hublot
Но давайте о конфликте Йосефа и его братьев. Торе описывает сражение Якова с ангелом Эсава – Сатаном. В конце борьбы ангел понимает, что не в состоянии победить Якова, так как тот – само совершенство. И он повреждает ему бедро,- или, как утверждают наши мудрецы, наносит ущерб потомству праведника.
Кабалистические источники указывают, что проблемы начались ещё при жизни Якова. Ангел Эсава, Сатан – великий артист и в его гардеробе множество одежд. Что же он может нашептать братьям? Вы, конечно, не думаете, что этот провокатор приходит к ним в костюме алкоголика, Дон Жуана или убийцы, предлагает выпить французские духи супруги или изнасиловать жену друга? А может, просто в очереди из двух человек застрелить того, кто пытается взять первым?
К братьям Сатан приходит во фраке мудреца. С пейсами до земли. И начинает внушать Йосефу, что если он не донесет отцу на братьев, то те погибнут. Если чуть-чуть добавить, то это не так страшно; он ведь любит братьев, он ведь не хочет, чтобы они испортились. Но если они за это его возненавидят – что делать? Ведь «ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века люди сжигали на кострах».
И он согласен сгореть, но не допустить в среде братьев высокомерия по отношению к сыновьям служанок. Или разврата с торговками. Или, не дай Б-г, чтобы они откушали чего-то не того кашрута. Я думаю, Йосиф не подозревал, что братья нарушали что-либо из законов Торы. Просто он считал, что они недостаточно скрупулезны и нетерпеливо пытался их исправить.
Сегодня, чтобы стать модным раввином, надо все время что-то запрещать, чем больше – тем лучше. Как в Грузии – врач, назначавший таблетки, а не уколы, рисковал остаться без клиентуры.
Вчера в автобусе возник крупный скандал. Шофер слушал радио. Один из пассажиров-хасидов принялся бурно протестовать. Шофер парировал, что поёт не женщина, а мужчина. «А я и мужчин тоже не слушаю», — возразил хасид. Шофер разразился проклятиями в адрес религиозных. Кто-то его поддержал, кто-то вступился за хасида. И мне вдруг стал ясен смысл вчерашней перепалки в фейсбуке. Некто с фамилией чуть ли не Рабинович написал мне, что он по происхождению еврей, но по сущности – антисемит и атеист. На вопрос, чем мы, евреи не угодили, ответил – нетерпимостью. И прекратил переписку. Мне кажется, господин «Рабинович» тоже на своём пути встречался с перестраховщиками, забывшими, что выражение «Б-г есть любовь» не противоречит иудаизму, а является его сутью. Или к нему, как к детям Якова, заглянул кто-то наряженный?
Вглядимся в суд братьев над Йосефом. С точки зрения закона, наверное, они были правы. Братья боялись, что своими жалобами тот вынудит отца лишить их благословения или ещё хуже – проклясть. Ведь присудив брата к смерти, они сели спокойно, даже демонстративно спокойно, кушать.
Ну, не верю я (а также ряд комментаторов), что сыновья Якова были хладнокровными убийцами брата! В чём же они ошиблись? Впоследствии братья сами признали, что не проявили сострадание или терпимость.
Через 20 лет история повторяется. Неузнанный братьями Йосеф делает вид, что хочет посадить в тюрьму их младшего брата Биньямина. Формально, с точки зрения закона, египетский министр прав. Биньямина поймали на воровстве, у него плохая наследственность, мать его вообще умерла из-за воровства. Почему же братья должны вступать в конфликт со всем миром?
Сидит же Поллард, и ничего – все тихо, спокойно, никто не рыпается, закон есть закон, сам виноват. Хотя чем он хуже Гилада Шалита? Да и Америка – все-таки не Хамас, их президенту голоса евреев на выборах совсем не лишние.
Но праведники – на то они и праведники, что дважды в одну ловушку не попадают. И они согласны отдать свою жизнь, проявляя терпимость к сбившемуся с пути младшему брату.
А что – вы думаете, Сатан успокоился? Дудки! Как бы не так! Он поныне бегает между евреями и нашептывает на ушко: у кого-то пейсы не того калибра, у другого шляпа не «Барсалино», третьи – вообще сектанты похуже мормонов. Я уж не говорю про наших нерелигиозных родственников и знакомых. Тех не то, что в дом – в автобус пускать нельзя. Да и им самим много проще написать письма ко всем русскоязычным депутатам Кнесета о «засилье религиозного диктата», чем пересесть на соседнее кресло в автобусе.
В общем, свобода попугаям!
Сыновья Якова, опомнитесь! Гоните его прочь!
Спасибо, Меир.
Мы в одной лодке.
Потому что терпимость — это проявление любви. А какой может быть любовь, если она проявляется только к Б-гу, но не к людям или если все же и к людям, то лишь к тем, кто любит исключительно тебя и твоих единомышленников. Но то утверждает Тора.
терпимость не связана с любовью терпеть надо всех не зависимо от чувств
Реб Меир, терпимость — это прекрасно и благородно. В семье, в кругу друзей , в общине, в рамках собственного народа и дружеских цивилизованных народов.
Но терпимость к проискам врагов — понятие, на мой взгляд, неприемлимое. Или я снова неверно Вас поняла?
одно дело любить на словах и быть терпимым-другое на самом деле.
ВАШИМИ СЛОВАМИ РАХЕЛЬ ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА
Мне конец (мораль) рассказа Меира Левина очень понравился. Ведь ясно сказано: проявив терпимость по отношению к инакомыслящим (в данном случае — к водителю, слушающему музыку — пение) было бы гораздо правильнее, чем устраивать скандал. Просто пересесть на соседнее пустое кресло. То же, кстати, и в случае с недавним скандалом в израильском автобусе с девушкой, севшей «не на то кресло» — впереди, а не сзади. Но там стали известны и другие подробности. Якобы она уже «не проявила терпимости» и провоцировала ортодоксов «не очень красивыми угрозами устройства стриптиза прямо здесь в автобусе».
Мира
Я НАПИСАЛ СВОЙ РАССКАЗ ДО СЛУЧАЯ С АВТОБУСОМ 451
Дорогой реб Меир!
Сегодня я побывала в гостях у рава Моше Хаима Левина и ребецен Добы , синагога Хабад Любавич. Получила их доброе благословение новым проектам Еврейского Мира.
Встретила в синагоге и нашу с Вами добрую знакомую Броню из Тбилиси. Броня рассказала американским Левиным о иерусалимских Левиных, и теперь число почитателей Вашего таланта ещё больше возрастёт.
Будьте здоровы и благословенны!
левины всех стран соединяйтесь инди русси бхай бхай
вот не люблю я, когда такие вроде бы хорошие авторы в таких вроде бы замечательных материалах, делают необоснованные допущения вроде того что «никто не рыпается по поводу Полларда». а в целом, ничё так статья, хорошая.
Рахель, скажите, а Броня в Тбилиси Якубсонов не встречала? 🙂
Саша, Ваша лучезарная улыбка согревает. Но таки 20 лет назад, младший брат нашего реб Меира был первым равином вышеупомянутой семьи в Тбилиси.Радость такого общения спустя 20 лет неподдельна, она искренняя.