ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Зима пятьдесят третьего года, последнего года моего пребывания в лагере, была тяжелым временем – разгар «дела врачей».

В январе в центральной печати появилось сообщение ТАСС об аресте группы «врачей – вредителей», которые якобы специально ставили неверные диагнозы и неправильно лечили выдающихся политических и военных деятелей (деятели эти перечислялись конкретно), добиваясь их смерти. Большинство этих «врачей – убийц», «агентов иностранных разведок», были евреи.

Начались увольнения с работы, «разоблачения» и аресты все новых и новых «еврейских вредителей».

Люди, приходившие навещать заключенных, рассказывали страшные истории. Шестнадцатилетняя девушка совершенно искренне делилась с братом известием, что их районный врач – еврейка покончила с собой, сделав тридцати пяти детям уколы, от которых они умерли. Молодой парень говорил, что шестерых евреев – инженеров поймали при попытке взорвать завод, на котором он, почти что очевидец, работает. Ну как было не поверить таким рассказчикам?! Они в это верили, и другие им верили. Да не будь я евреем, может, сам бы поверил.

Помню, еврей-заключенный, тот самый, который спрашивал, можно ли курить в Йом Кипур, говорил мне про врачей:

– Не верю, что это выдумка. Нельзя такое выдумать. Действительно, это не умещалось в голове. Столько фактов, имен, улик, а главное – признаний!

– Зачем, зачем им было это нужно? – недоумевал он.

Я сказал ему, что думаю – все это неправда. Он возмутился:

– Во всем тебе поверю, только не в том, что это – фальшивка! По всей территории лагеря развесили плакаты: человек в белом халате, с бородой, с крючковатым носом, режет ребенка; кровь льется рекой. Подпись под рисунком: «Врачи – убийцы».

Когда я проходил мимо такого плаката, мне неизменно бросали:

– Эй, Абраша! Что твои доктора делают с нашими детьми? Если проходил не один, следовала реплика:

– Вот и «Джойнт» в полном составе.

О «Джойнте» – Американском обществе помощи нуждающимся евреям – газеты твердили, будто оно занимается диверсиями и вербовкой шпионов в СССР.

Суд над «врачами – убийцами» был назначен на шестое марта. Приговор был заранее известен – повесить «убийц» на Красной площади в Москве. Сразу после суда Сталин намеревался выселить всех евреев страны в Сибирь и на Дальний Восток. В домоуправлениях, по месту жительства и в отделах кадров по месту работы (чтобы никого не пропустить) были составлены списки евреев: тех, у кого и отец, и мать евреи (они подлежали депортации в первую очередь), и тех, кто родился в смешанном браке. Потом, в Израиле, мне довелось встретить людей, которые успели получить распоряжение явиться к поезду не больше чем с двумя сумками (одна женщина была из Москвы, другая – из Ленинграда).

Сталин намеревался начать высылку еще в середине февраля, но списки были не готовы. Он нажимал, торопил и крайним сроком для суда назначил шестое марта.

По дороге половина выселенных должна была погибнуть: голод и холод в неотапливаемых вагонах, крушения поездов, расправа на остановках – народ «бурно выразит» свое возмущение преступлением врачей…

Исследовавший этот вопрос юрист Я. Айзенштат в своей книге «О подготовке Сталиным геноцида евреев», изданной в Иерусалиме в 1994 году, пишет, что впоследствии бывший председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганин подтвердил в беседе с профессором Я. Этингером, что «получил от Сталина приказ подогнать к столице и другим крупным городам несколько сот военных железнодорожных составов… Булганин утверждал, что Сталиным планировалось организовать в пути крушения и нападения на эшелоны со стороны «народных мстителей». В феврале пятьдесят третьего года теплушки без нар были уже сосредоточены на Московской окружной дороге, в районе Ташкента и в других местах».

Я. Айзенштат пишет также, что в конце пятьдесят второго года известный историк академик Е. Тарле рассказал своему родственнику о готовящейся депортации и о том, что уже назначено, кому именно погибнуть от «народного гнева», кому достанутся ценные коллекции московских и питерских евреев – коллекционеров, кому – «освобождающиеся» квартиры…

Н. С. Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС, приводил свой диалог с «великим вождем». Вождь высказывался в приказном тоне:

– Надо дать излиться на них народному гневу.

– На кого «на них»? – спросил Хрущев.

– На евреев, – ответил Сталин. – До места должно доехать не больше половины.

Для тех немногих, что уцелеют, в тайге были выстроены бараки по типу концлагерей, длиной в полтора километра, без отопления, в одну доску. И доски едва пригнаны. И это – при тамошних морозах!

МОЙ СТАРЫЙ ЧЕМОДАН

Есть у меня чемодан, который я люблю держать под рукой, сидя за столом в Пурим и на Седер в Песах. С этим необыкновенным чемоданом трижды происходили чудеса.

Начнем с того, что чемодан краденый. Что значит – краденый? В лагере, где я находился, имелось мебельное производство. Естественно, заключенные крали фанеру. А из фанеры делали чемоданы. Но, выходя на свободу, это «государственное имущество» они должны были оставлять за проволокой. Один такой оставленный чемодан достался мне, и я держал в нем свои вещи.

В конце февраля группу заключенных, и меня в том числе, переводили в другой лагерь. День отъезда объявили неожиданно, собраться надо было немедленно. Я оказался перед сложной проблемой: как перенести в новый лагерь мое тайное имущество? Тфилин, мишнает, Пасхальную Агаду, Танах, на котором я написал слова из Теилим: «Если бы не Тора Твоя, мое утешение, я бы пропал в беде» (119:92). Потом, после лагеря, я эту книгу отдал одному еврею, который от нечего делать изучал ислам. Не знал человек, что изучать надо.

Страшно даже подумать, что будет, если, не дай Б-г, найдут. Я уж не говорю об обвинениях в контрреволюции. Но ведь сразу начнется: «Откуда это и как сюда попало?» Вишнев же меня предупреждал: «Резать будут на куски – не говори».

Что делать? Оставить – сердце не позволяет. Взять с собой – вдруг найдут? И как не найти! Стоят три надзирателя, смотрят во все глаза, обыск идет самый тщательный, перебирают все…

Я решил сделать так: положил на дно чемодана книги и тфилин, на них – немного сухарей, сверху – машинку для бритья. Здесь уже несколько раз говорилось, что еврейский закон запрещает бритье лезвием, поэтому я не позволял, чтобы меня брили вместе со всеми: заключенным бритвы не полагалось, их брил «парикмахер». Я брился сам – только машинкой. На самый верх я положил горшочки из-под риса.

Сейчас объясню, как они ко мне попали. В лагере я ничего, кроме хлеба, не ел, поэтому каждые десять дней жена приносила мне горшочек с рисом. Должен сказать, рис мне так надоел, что с тех пор я на него смотреть не могу.

Однажды, незадолго до того, как нас перевели из этого лагеря, рис принесла не жена, а какая-то незнакомая женщина.

– Что с женой? – спрашиваю.

– С сыном сидит. У него воспаление среднего уха. Положение серьезное.

Проходит несколько недель – никого нет. Потом опять приходит женщина и приносит горшочек с рисом. Что происходит? Женщина объяснила:

– Жена прийти не может, заболела, – и опять исчезла.

Можете себе представить мое состояние! Чужие люди приносят еду, о семье нет никаких сведений! Я был так расстроен, что не мог после работы найти свой барак! В барак с закутком (я его восстановил и по-прежнему забегал туда учиться и молиться) я дорогу находил, но жил я теперь в другом – и его не мог отыскать. Удивительная вещь: там и всего-то несколько этих бараков, а я каждый раз по полчаса тыкался то в один, то в другой, а в свой не попадал. Пока кто-нибудь не сжалится надо мной и не скажет: «На, вот тебе твой барак», – и отведет туда…

Некому было отдать эти два горшочка, и я положил их сверху в чемодан. И только потом понял, насколько не случайным было все стечение обстоятельств и горшки в чемодане. Но тогда мне трудно было это понять.

Собрав чемодан, я сказал Всевышнему: «Рибоно шель олам, я делаю, что я могу. Ты сделай, что Ты можешь».

Продолжение следует

Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  1. Рав Зильбер пишет:
    «Однажды рис принесла не жена, а какая-то незнакомая женщина»

    Что это за абсурд? Что значит «незнакомая женщина»? Он что не спросил «кто вы такая»? Соседка, сотрудница жены или еще кто-то. Не с Луны же она свалилась? Может быть это была Божья Матерь? Может это все христиане придумали?

    Он что спрашивал, а она не признавалась кто она? В чем смысл, что за абсурд?

    Но это еще мелочи. Но то что он не мог найти свой барак, пока кто-то не приведет — это ведь совсем нив какие ворота не лезит.

    «Я был так расстроен, что не мог после работы найти свой барак!
    Там и всего-то несколько этих бараков, а я каждый раз по полчаса тыкался то в один, то в другой, а в свой не попадал. Пока кто-нибудь не сжалится надо мной и не скажет: «На, вот тебе твой барак», – и отведет туда»

    Такое могут сочинять только христиане. В иудаизме все логично и умно. Многовековая мудрость Талмуда. Извините мне это не понятно.
    Вы уверены что это писал рав Зильбер? сли да то как это можно объяснить? Как можно не найти свой барак из-за того что расстроился?

Обсуждение закрыто.