ПЕРВЫЙ ШАББАТ В ЛАГЕРЕ

Жена потом шутила, что с курорта не пишут таких писем, какие я писал из лагеря: «Здесь очень хорошо, в туалет хожу, когда пожелаю, весь день работаю на свежем воздухе…»

Когда меня привели в лагерь, подошли двое заключенных и один из них спросил на идиш:

– А ид? (Еврей?)

– Да.

– Чем помочь?

– Не хочу в субботу работать.

– Ладно, – говорит, – в пятницу в шесть (вечером, в смысле) придешь, будет тебе больничный.

Я очень обрадовался. Но воспользоваться бюллетенем не пришлось. Почему? Потому что я по-настоящему оказался в больнице.

Меня направили на лесоповал. Вдвоем с напарником мы должны были таскать и складывать бревна. Чтобы уложить бревно, мы по узкой доске поднимались на верх штабеля: он впереди, я сзади.

Подъем был крутой, я боялся упасть и шел осторожно. Напарник заметил это и, как только я ступал на доску, начинал на ней приплясывать, чтобы меня напугать. Так он плясал во вторник, в среду, а в четверг я сорвался и упал вместе с бревном. Счастье, что очки сразу свалились, а то бы остался без глаз.

Расшибся я основательно, если судить по тому, что продержали меня в лагерной больнице три недели, а там «просто так» не лежат. Левая рука у меня так и не восстановилась полностью. Я лежал забинтованный и себя не помнил от радости: три шаббата свободен! Найди я клад в миллион долларов, и то, наверно, так бы не радовался.

Но прошли три недели, и вот меня выписывают, да еще перед самой субботой. Что делать? Когда в субботу меня погнали работать, я сказал, что у меня еще болит рука. Бригадир обратился к врачу, тот говорит:

– Раз я выписал, значит, может работать.

Бригадир стал меня бить. Я убежал и спрятался в сломанной лодке: их там много было на берегу реки (река тоже была в зоне).

В двенадцать часов идут обедать. Слышу, один заключенный говорит: «Смотри, кто-то лежит в лодке». Что делать? Если охранники меня обнаружат, не миновать обвинения в саботаже. Вижу, прямо в мою сторону идут несколько заключенных, и среди них тот самый еврей, который обещал мне больничный, – Семен Семенович Лукацкий. Он был еще довольно далеко, но, что называется, в пределах слышимости. Я подумал: он все-таки одессит, идиш, наверно, знает. И шепчу:

– Семен Семенович, фарклап зей дем коп («заморочь им голову»). Это чтоб меня не заметили. В ответ раздается бодрый голос:

– Между прочим, сегодня в газете – статья великого Сталина (заключенный, понятно, Сталина назвать «товарищем» не может). Экономические проблемы при строительстве социалистического общества. Такая глубина мысли! Хотите, почитаем?

Кто посмеет отказаться? Остановились, и он начинает читать и комментировать. Болтает, болтает, вдруг я слышу:

– Как говорит известная латинская пословица, баалт зих ин а цвейтн орт (на идиш – «спрячься в другом месте»).

И чтение продолжается.

Я потихоньку выбрался из лодки, прошел метров сто и спрятался под другой. Была осень, шел дождь. Много часов я пролежал, не поднимая головы.

Кончился рабочий день. Без четверти пять прозвучал гудок отбоя, а я все лежу – ничего не слышу.

Заключенных выстроили, пересчитали – одного не хватает. Стали искать, и нашли меня только через сорок пять минут.

Сорок пять минут люди стояли под холодным дождем, а в столовой стыла еда. Вы представить себе не можете, что творилось, когда меня нашли… Каждый готов был разорвать меня на тысячу кусков:

– Из-за этого жиденка столько мокнул! В столовую опоздал! Я с ужасом думал: «Ведь это только первая суббота!»

В этот вечер я читал «слихот» (покаянные молитвы перед Рош–Хашана – Новым годом) так сосредоточенно, как, может, молился раз в жизни – когда в Столбишах сбился с дороги и замерзал. Меня не покидала мысль, что Б-г укажет мне путь.

И я опять увидел, что есть Тот, Кто слышит молитву. Закончил я молиться, вышел на улицу – и встретил Кольку – нарядчика.

Нарядчик – это человек, который направляет на работу. Я говорю:

– Слушай, Коля. Ты видишь, с бревнами у меня не получается. Я хочу другую работу.

Он спрашивает:

– Какую?

А Лукацкий меня уже научил, что просить.

Кстати, о Лукацком. Старый коммунист из Одессы, он оставил семью, поехал в деревню, где никак не удавалось добиться «сплошной коллективизации». (Сталин сгонял крестьян в колхозы, а они, как могли, сопротивлялись), три года там провел – и все, чтобы довести район до нужной кондиции. Не видел и не понимал человек что делает. Большой грех взял на душу. Сел он за какую-то финансовую ерунду – он был директором типографии. Он и в лагере был такой же: хлебом не корми – дай поговорить о марксизме-ленинизме!

В лагере мы сблизились и продолжали встречаться и на воле. Я жалел его жену: она тяжело переживала, что сын женился на русской и внуки у нее – неевреи. Тихий, покладистый парень, сын ее любил детей, дорожил семьей – что тут поделаешь? А я сказал: «Ничего, уладится». И вдруг – ни с того, ни с сего – жена Лукацкого-младшего взбрыкнула и потребовала развода. Вторым браком парень женился на еврейке. Осуществилось мое благословение. А Семен Семенович, выйдя из лагеря, уже зажигал ханукальные свечи и стал немножко выполнять мицвот!

Итак, Лукацкий меня научил, что просить.

– Надо, чтобы ты ни от кого не зависел, – сказал он. – Есть работа – воду носить. (Водопровода там не было.) Конечно, натаскать воды на три тысячи человек одному трудно, но, если будешь один, как-нибудь выкрутишься в субботу.

Поэтому я сказал Кольке:

– Хочу носить воду. Он говорит:

– А что я с этого буду иметь?

– Двадцать пять, – говорю, и тут же вручаю ему пятнадцать рублей – аванс, так сказать.

С того вечера у меня появилась возможность не работать в субботу. И я носил воду до конца срока.

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ

Спустя неделю после моего прибытия в лагерь наступил праздник Рош–Хашана. Молитвы я знал наизусть, но все-таки хотелось иметь махзор (сборник праздничных молитв), кто-нибудь еще мог бы по нему молиться. Верьте – не верьте, но махзор мне принес секретарь парторганизации лагеря, еврей Вишнев.

Как я не побоялся прийти к нему с такой просьбой? А я убедился, что он, несмотря на коммунистическое воспитание, человек честный и порядочный. Когда нас никто не слышал, я с ним спорил о Сталине, доказывал, что у того нет пророческого дара (Сталину приписывались самые исключительные качества, включая провидение; опровергать это было смертельно опасно). Не знаю, действительно ли Вишнев так думал, но вот как он объяснял мне плохое отношение к евреям:

– Представь себе, что у отца два сына. Один работает, делает все что требуется, а второй отлынивает, любит пенки снимать. Наступает праздник. Кого посадить во главе стола? Того, кто отлынивает и ничего не делает, или того, кто работает, старается? Русский народ строит социализм, а евреи – отлынивают. Они или в торговле, или в науке.

Тем не менее, я спросил:

– Если я дам тебе адрес и попрошу принести книгу, принесешь?

– Принесу, – говорит.

И он принес мне, кроме махзора, мишнает, Танах и даже карманного формата Агаду. Агада – рассказ об Исходе евреев из египетского рабства, его читают во время праздничной пасхальной трапезы, которая называется Седер Песах. Передавая книги, Вишнев предупредил:

– Даже если тебя будут резать на куски, не говори кто принес.

В 1992 году я проводил Седер Песах в иешиве в Москве. Стал рассказывать, как проводил Седер в лагере. Упомянул Вишнева.

Двое из присутствующих оказались супругами из Казани. Они вернулись домой, нашли сына Вишнева (сам Вишнев уже умер), рассказали ему, что произошло, и сын Вишнева тут же приехал в Москву повидаться со мной. Он обнимал меня, плакал и говорил:

– Мне тогда было пять лет, но я помню, как папа рассказывал, что в лагере есть еврей, который не работает в субботу.

Я с ним почитал немного Танах, он внимательно, с интересом слушал. Я научил его читать «Кадиш», и он прочел за отца и за мать.

Ну что, не пропала доставка махзора там, на том свете? Не пропала! Один этот «Кадиш» чего стоит!

Как-то Иосиф Вишнев позвонил мне в Иерусалим и просил молиться за него – ему предстоит тяжелая операция.

Значит, лагерь тоже был не зря. Может, я сидел для того, чтобы сын Вишнева позвонил мне с такой просьбой.

Итак, махзор на Новолетие у меня был, и в первый день Рош-Хашана мы вместе с еще несколькими евреями тайком молились.

Едва мы закончили, в лагере вспыхнул пожар. Мгновенно началось столпотворение. Лагерь весь в дыму и огне, заключенные и охрана мечутся, крики, распоряжения, паника. Усилия надзирателей были направлены не столько против пожара, сколько против заключенных – как бы не разбежались! Нас загнали в какую-то комнату, полную дыма, и заперли.

Это было страшно. Только что мы читали молитву «У-нетане токеф»: «Поведаем о святости этого дня, ибо он страшен и грозен…». Только что мы произносили: «В новолетие приговор записывается… скольким отойти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть… ми ба-маим у-ми ба-эш – кому смерть от воды и кому – от огня…». И тут же – часа не прошло! – горит весь лагерь! Сгорел внешний забор, часть бараков, административных зданий… Вероятно, и люди погибли…

Благословен Всевышний, я остался жив. Жене сперва сказали, что я среди сгоревших. Сколько она пережила!..

В Йом Кипур, как и в Рош-Хашана, я постарался, чтобы со мной молились еще несколько евреев. Мы договорились, что выйдем на работу попозже (на полчаса — час, в лагере целый день не помолишься!), выждали, пока все ушли, и барак опустел. Если кто-то заходил на пару минут, мы прекращали молиться.

Я внушил всем заключенным – евреям, что в Йом Кипур необходимо поститься и работать нельзя. Если же человек вынужден работать, он должен хотя бы отложить на завтра то, что можно. С каждым по очереди (все сумели найти по паре минут) я выполнил «капарот» – обряд искупления накануне Йом Кипур.

На исходе Йом Кипур ко мне заглянул один заключенный:

– Слушай, у меня вопрос. Работать, ты сказал, нельзя. А курить? Я подумал, – говорит, – и решил, что все-таки, наверно, не надо.

Ничего эти люди не знали. До ареста этот человек был видным деятелем профсоюза.

* * *

Эту историю о моем отце я услышала от рава Зильбера.

Отец был осужден на десять лет за помощь советским евреям, которые «полулегально» через Львов перебирались в Польшу, откуда уже можно было свободно двигаться дальше: и в Эрец Исраэлъ, и в другие страны. Во Львове они прописывались в качестве «родственников» к евреям – польским подданным. Кто-то донес властям. Всех, кто стоял во главе этого дела, забрали. Папа был обвинен по пятьдесят восьмой статье – «государственная измена». Отец отсидел почти полностью, а когда Сталин сгинул, получил бумажку, где сообщалось, что он реабилитирован, и все обвинения с него сняты.

В лагере отец, естественно, не ел ничего вареного. Более того: он не ел даже хлеб, потому что его резали общим ножом. Уголовники, которые сидели с ним вместе, уважали его за твердость и приносили ему буханку, чтобы он первый своим ножом отрезал свою долю.

Продолжение следует

Из книги «Чтобы ты остался евреем»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “ПЕРВЫЙ ШАББАТ В ЛАГЕРЕ

  1. «* * *
    Эту историю о моем отце я услышала от рава Зильбера»

    — кто-нибудь может объяснить, о какой истории идет речь? И кто написал эти слова? Как имя отца, о котором писал рав Зильбер? Как зовут сына, написавшего это примечание?

Обсуждение закрыто.