Незаслуженно забытый

На выставке «Шагал и деятели еврейского театра 1919 — 1949 гг.» в Еврейском музее Нью-Йорка на 5-й авеню представлен незаслуженно забытый в России, один из выдающихся художников-евреев советского театра Исаак Рабинович.

Исаак Моисеевич Рабинович родился в 1894 г. в многодетной семье ремесленника, зарабатывавшего на жизнь оформлением вывесок.

Закончил Киевское художественное училище и студию украинского художника Мурашко. В 1917 — 1919 годах работал в политическом отделе Красной Армии и в Киевском отделе искусств. Вместе с Тышлером участвовал в праздничном оформлении Киева к 1 мая 1919 г. Тогда же начал работать в театре. Оформил спектакль «Овечий источник» Лопе де Вега во Втором драматическом театре Киева.

В последующих спектаклях уже в Москве Рабинович создавал в духе времени конструктивистские декорации, превратив сценическое пространство в активно воздействующую на зрителя среду. Вершиной его творчества стало оформление «Лисистраты» Аристофана (1923), поставленной Немировичем-Данченко на сцене Музыкальной студии МХАТа. Восторженно встреченное современниками и быстро ставшее хрестоматийным, оформление «Лисистраты» вместе с тем разительно опережало свое время по образности и принципам пространственного решения, предвосхищая многие достижения оригинальной сценографии московских постановок 1970 — 80-х годов. Неудивительно, что смелое новаторство художника в полной мере было оценено лишь более полувека спустя. Рабинович был художником нашумевшего фильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924).

Но подобного «Лисистрате» Рабиновичу, к сожалению, в будущем не удалось сделать, хотя он продолжал работать активно. Среди его работ было немало вошедших в сокровищницу театрального искусства.

Важно отметить, что сценографии Рабиновича до 1938 года присущи яркая зрелищность, сочетание условной архитектурно-объемной декорации с эмоциональной, декоративно насыщенной живописью. В более поздние годы в сценографии художника появились черты официозной тяжеловесности и монументальности, заметно отразившиеся на художественном уровне его работ. По сути, советская действительность подавила талант выдающегося театрального художника.

В начале 1920-х годов Исаака Рабиновича пригласили в Московский государственный еврейский театр — ГОСЕТ.

Первой его работой стала постановка драмы «Гот фун некоме» («Б-г мести») Шолома Аша (1921, режиссер А. Грановский). Угловатые кубизированные формы предметов интерьера, сценическое пространство, силуэты действующих лиц, мрачный колорит, сумрачное освещение — все нагнетало атмосферу таинственности и драматизма.

В 1922 г. И. Рабинович оформил спектакль «Ди кишефмахерин» («Колдунья») Гольдфадена. Нагромождение причудливо расположенных бедных лачуг, соединенных между собой галереями, дополненное колоритными по фактуре и цвету деталями, создало на сцене мир местечка.

В 1923 г. Рабинович переехал в Москву и продолжил сотрудничество с ГОСЕТом — «Цвей хундерт тойзентер» («200 тысяч») по Шолом-Алейхему (1923 г.).

В спектаклях по пьесам Переца Маркиша «Ди эрд» и «Нит гедайгет» в 1930 г. Рабинович предложил метафорическое решение сценического пространства: слегка бугрящийся пол сцены, устланной полосами ткани, уподоблялся вспаханному полю, которое воплощало мечту героев — строителей еврейской коммуны. В том же году Рабинович для ГОСЕТа оформил спектакль «Дер тойбер» («Глухой») Давида Бергельсона.

После 1932 г., в разгар кампании по борьбе с художественными группировками, Рабинович был вынужден отказаться от театральной условности в пользу сермяжной понятливости партийных недоумков.

В 1938 г. Рабиновича пригласили оформить пьесу «Тевье дер милехикер» («Тевье-молочник») Шолом-Алейхема.

В 30-х годах Рабинович создал превосходные эскизы декораций и костюмов для столичных театров, в том числе и на еврейские темы, например, в 1932 году в театре им. Вахтангова для спектакля «Пятый горизонт» Маркиша. К достижениям советской сценографии 30-х годов относят работы Исаака Рабиновича к операм «Евгений Онегин» Чайковского и «Гугеноты» Джакомо Мейербера в Большом театре. Художник сотрудничал с МХАТом, Малым и театром им. Вахтангова. В 1946 г. Рабинович работал над эскизами к драме Д. Бергельсона «Принц Реувейни».

Исаак Рабинович также работал в области монументального искусства. Он оформил павильон «Курорты СССР» для международной выставки в Нью-Йорке и мозаичные панно для станции московского метро «Бауманская». Одна из последних выставок «Культур-Лига». Художественный авангард 1910 — 1920-х гг.», где были представлены работы Исаака Рабиновича, состоялась в Киеве в начале 2009 года.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора