Два полководца. К 71-й годовщине Победы

Владимир Колпакчи
Владимир Колпакчи

В истории и современной практике военного искусства закрепились и употребляются две основные категории ведения боевых действий: тактика и стратегия. И если тактика — это бой и сражение, то стратегия — операция и ведение войны в целом.

Вот к категориям стратегических объединений и относятся три: армия, фронт и верховное командование. Военачальники, возглавляющие такие войсковые объединения, считаются полководцами. В отличие от военачальников-командиров, полководцы называются командующими: армиями, фронтами и вооруженными силами в целом.

Этот краткий экскурс в теорию военного искусства, считаю, необходим для того, чтобы составить себе представление о роли и значении тех военачальников-евреев, которые в годы Великой Отечественной войны были полководцами. Командармов из их числа было девять. Наиболее выдающимися по справедливости назвать надо троих: Родиона Малиновского, Якова Крейзера и Владимира Колпакчи. Родион Малиновский стал маршалом Советского Союза, и о нем информации достаточно. В этом очерке хочу рассказать подробнее о двух других выдающихся полководцах, хотя бы потому, что только они из всех военачальников-евреев в СССР стали генералами армии.

Владимир Колпакчи

В известной лжеистории начала войны «Ледокол» Владимир Резун пишет: «18-я армия по первоначальному замыслу была точной копией 12-й горной… Сходство доходит до того, что в 18-й армии, как и в 12-й, штабом правит кавказский генерал. Это генерал-майор (впоследствии генерал армии) В. Я. Колпакчи». По своему обыкновению, Резун и здесь соврамши, и даже дважды. Потому что 18-я армия не была горной, а Владимир Яковлевич Колпакчи не был кавказским генералом — ни в этническом плане, ни по службе до войны. Он родился в 1899 году в семье Янкеля Колпакчи, еврея-крымчака.

Крымчаки являются еврейской этнолингвистической общиной. До Второй мировой войны они в основном населяли Крымский полуостров. Название «крымчаки» («евреи-крымчаки») впервые появляется в официальных русских источниках с 1859 года. По-видимому, этот термин был призван отличать крымских евреев-раббанитов от живших там же караимов, а также от ашкеназов. Кстати, Колпакчи — типичная среди крымчаков фамилия.

Перед Второй мировой войной численность крымчаков составляла 9,5–10 тысяч человек. Германская оккупация Крыма в 1941–1944 годах нанесла непоправимый удар по крымчакам. Погибли почти все евреи-крымчаки, уничтоженные немцами и их пособниками из числа крымских татар. Фактически община крымчаков была поставлена на грань исчезновения.

Командующий армией генерал-лейтенант В. Я. Колпакчи и генерал-майор К. К. Абрамов
Командующий армией генерал-лейтенант В. Я. Колпакчи и генерал-майор К. К. Абрамов

В царской России крымчаки подвергались тем же ограничениям, что и прочие иудеи. По сохранившимся данным, отец Янкеля Колпакчи сумел переселиться в Киев, ввиду того что отслужил полный срок в армии Николая I. Сам Янкель был ремесленником, а его сын Владимир окончил реальное училище, в 1916 году был призван в армию и после короткой подготовки попал на Западный фронт. Воевал в пехотном полку, за доблесть был награжден Георгиевским крестом и произведен в младшие унтер-офицеры.

После развала царской армии Владимир стал бойцом красногвардейского отряда в Петрограде. Отряд участвовал в штурме Зимнего, а Колпакчи, заменивший раненого командира, так и остался командовать этим отрядом. Когда же красногвардейцы в марте 1918 года влились в ряды Красной Армии и отряд переформировали в роту, Владимир был назначен ее командиром.

В те легендарные времена даже младший унтер-офицер имел все шансы на быстрое продвижение по службе, тем более такой, как Владимир Колпакчи, обладавший не только военным опытом, но и качествами прирожденного командира. Он проявил их в боях под Петроградом, а когда полк воевал в районе Вознесенска весной 1920 года, стал командиром батальона. Затем — краткосрочные командирские курсы в Петрограде, в составе которых он участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В ходе боев Колпакчи показал недюжинные организаторские способности, за что и был назначен военным комендантом Петрограда.

В начале 1923 года Владимир Колпакчи становится командиром стрелкового полка на Туркестанском фронте. Он прибыл в Ташкент, и его принял командующий фронтом — бывший царский подполковник Владимир Соломонович Лазаревич, единственный еврей, командовавший фронтом в Гражданской войне. Это была их первая встреча, потом они не раз встречались в Военной академии имени Фрунзе, слушателем которой Колпакчи стал в 1925 году, а комбриг Лазаревич там был преподавателем.

По окончании академии Владимир Колпакчи был направлен в Белорусский военный округ, где последовательно командовал стрелковым полком и дивизией и в конце концов стал комбригом. В 1935 году он был назначен заместителем начальника штаба округа и с этой должности осенью 1936 года был направлен в Испанию, где шла гражданская война. Колпакчи пробыл там до 1938 года в качестве военного советника 22-й испанской и 13-й интернациональной бригад. Он действовал вполне профессионально, проявляя к тому же исключительную храбрость, чем и завоевал большое уважение и доверие командующего Теруэльским участком фронта, где действовали его подопечные бригады. А командующим был Бенидито — известный лидер анархистов, которому импонировали военное мастерство, отвага и удаль его советника.

По возвращении в СССР Колпакчи становится командиром стрелкового корпуса. Когда весной 1940 года в Красной Армии были введены генеральские звания, ему присвоили звание генерал-майора и назначили начальником штаба Харьковского военного округа. В этой должности Владимир Колпакчи и встретил Великую Отечественную войну.

579-05-0
Командующий армией генерал-полковник В. Я. Колпакчи определяет боевую обстановку по карте

В первые ее дни на базе Харьковского военного округа была развернута 18-я общевойсковая армия, начальником штаба которой и стал генерал Колпакчи. Армия вела оборонительные бои на Правобережной Украине, и в них Колпакчи, в сущности, единственный во всем руководстве 18-й армии, проявил себя настоящим военачальником. А именно потому, что только он, уцелевший в кошмаре сталинских репрессий, имел солидный боевой опыт и не терял управления войсками в самых трагических ситуациях лета 1941 года. И уже в начале осени Колпакчи принял командование 18-й армией.

Армия была переброшена в Донбасс, обороняла Ростов, и в конце года генерала Колпакчи, который в трудных условиях боев с превосходящими силами немцев продемонстрировал стойкость и умение маневрировать войсками, перевели на должность начальника штаба вновь формируемого Брянского фронта. Обстановка на фронтах, однако, потребовала задействовать этого опытного полководца на важнейших направлениях, и его направили заместителем командующего 4-й ударной армией Калининского фронта. Там Колпакчи руководил отдельной группой войск этой армии, продолжавшей наступление после окончания Московской операции.

Он действовал разумно, его группа войск несла наименьшие потери в масштабах фронта, и в феврале 1942 года Владимиру Колпакчи было присвоено звание генерал-лейтенанта, а весной он принял командование 62-й армией. Она входила в состав войск Сталинградского фронта, и по ней летом 1942 года пришелся главный удар 6-й армии генерала Паулюса. Под натиском намного превосходящих сил противника Колпакчи пришлось отвести войска своей армии за Дон.

Вечером 17 июля Сталин по телефону спросил генерала Гордова, только что назначенного командующим Сталинградским фронтом: «Кто виноват, что немцы вышли к Дону?» Гордов ответил: «Колпакчи. Слишком самостоятельный». Тогда Сталин спросил Хрущева. Тот поколебался, ведь, будучи членом военного совета фронта именно он и выдвигал Колпакчи, но подтвердил слова командующего фронтом. И Колпакчи был отстранен от командования 62-й армией.

Между тем вскоре прибывший в ставку из-под Сталинграда Василевский, докладывая Сталину, отметил рациональные действия генерала Колпакчи. «Выходит, — сказал Сталин, — мы не знаем своих организаторов операций. Зачем же сидят рядом с командующими члены военного совета?.. Считаете ли вы, что этот генерал по-прежнему может успешно командовать армейским объединением?» Василевский ответил, что вполне уверен в этом, и вскоре генерал-лейтенант Колпакчи был назначен командующим 30-й армией, преобразованной в апреле 1943 года в 10-ю гвардейскую.

Приведу здесь строки из воспоминаний генерал-полковника Василия Шатилова, который встретился с ним во время боев на Дону: «…Владимира Яковлевича Колпакчи я видел впервые, однако был немало наслышан о нем. Знал, как много довелось пережить Владимиру Яковлевичу в свои неполные сорок два года. Меня поразила внешность Колпакчи: черные как смоль волосы и светло-серые глаза, плотно сжатые волевые губы и тихий, приятный голос. Генерал был спокоен, не было заметно, что он подавлен или раздражен, хотя, как я узнал вскоре, в тех условиях оставаться таким ему было не очень-то просто…»

10-я гвардейская армия сражалась на Западном фронте. Но не успел генерал Колпакчи принять командование гвардейцами, как был переброшен на Брянский фронт и назначен командующим 63-й армией. Он организовал прочную оборону, пробить которую оказалось не под силу крупной германской группировке. Затем армия Колпакчи перешла в наступление, успешно форсировала реку Десну и в ходе преследования уничтожила около пяти германских дивизий.

Командующий 69-й армией генерал-полковник В. Я. Колпакчи с членами штаба
Командующий 69-й армией генерал-полковник В. Я. Колпакчи с членами штаба

В апреле 1944 года Колпакчи принял командование войсками одной из сильнейших армий 1-го Белорусского фронта — 69-й, которая под его руководством участвовала в освобождении Польши. В ноябре того же года Владимир Яковлевич Колпакчи стал генерал-полковником. Его армия, продолжая наступление, буквально ворвалась в Германию. При этом ее командующий продемонстрировал не только высокое полководческое мастерство, но и отвагу, лично руководя боем на самых решающих участках сражений. Именно за личное мужество, проявленное генерал-полковником Колпакчи в ходе Радомской операции зимой 1945 года, когда его армия, наголову разгромив крупную германскую группировку, с ходу форсировала реку Одер, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Командующие армиями Н. Э. Берзарин, В. И. Кузнецов, В. Я. Колпакчи, В. С. Попов и В. И.Чуйков после взятия Берлина
Командующие армиями Н. Э. Берзарин, В. И. Кузнецов, В. Я. Колпакчи, В. С. Попов и В. И.Чуйков после взятия Берлина

69-я армия действовала под командованием Колпакчи и в ходе Берлинской операции. Ее дивизии прорвали мощные укрепления, прикрывавшие столицу Германии с востока, и во взаимодействии с другими объединениями 1-го Белорусского фронта окружили франкфуртскую группировку гитлеровцев.

О военной доблести, мужестве, высоком мастерстве полководца лучше всего свидетельствуют боевые награды, полученные генералом Владимиром Колпакчи в Великой Отечественной войне: три ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, три ордена Суворова I степени и два ордена Кутузова I степени, орден Красной Звезды и зарубежные военные ордена. Подчеркну, что по количеству полководческих орденов Суворова I степени и Кутузова I степени Владимир Колпакчи не имеет равных среди всего советского генералитета. Как тут не вспомнить Сталина, имевшего наглость заявить, что евреи — плохие солдаты и не умеют воевать! И имел он в виду не только простых солдат, часто повторяя высказывание Петра Первого: «Солдатом почитается и первейший генерал, и последний рядовой».

Марк Штейнберг
Окончание тут

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,25 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора