После Иудейской войны и подавления восстания евреев под руководством Бар-Кохбы из Палестины в чужие края хлынули новые волны еврейских беженцев. Они вливались в уже имевшиеся там общины, существовавшие еще со времен Вавилонского пленения.
С прибытием этих беженцев, среди которых было немало и воинов, еврейская община диаспоры значительно увеличилась численно, окрепла экономически и политически. Появились даже малые государства, где правили евреи, племенные еврейские объединения, диаспора распространилась на Северную Африку, Грецию, Малую Азию.
Особенно многочисленные и экономически прочные поселения имели евреи в Месопотамии и Аравии, занимая порой главенствующее положение среди тамошних племен и клановых объединений. В рядах вооруженных формирований и регулярных армий тамошних царей евреи демонстрировали недюжинные боевые качества как рядовые воины или полководцы.
Одно из первых свидетельств этого мы находим в персидских хрониках начала VI века н. э. Тогда на территории Вавилонии, подвластной персам, проживало немало еврейского населения, державшегося в основном общинного сообщества. Были эти общины сильны и экономически. Но персы, не удовлетворяясь взиманием немалых налогов, периодически просто грабили евреев, налагали на них различные запреты и ограничения, касавшиеся самого больного — вопросов веры, исполнения религиозных ритуалов. Наконец, когда тяготы и поборы персидские стали уже невмоготу, евреи Вавилонии восстали.
В то время безусловным руководителем всех общин, духовным и светским вождем был экзиларх Map Зутра. Человек энергичный и просвещенный, он и возглавил восстание. В короткий срок Map Зутра сформировал 17 боевых отрядов из мужчин 20–40 лет, прекрасных наездников, привычных к обращению с оружием. Небольшая, но надежная армия насчитывала около семи тысяч бойцов. Эти войска после нескольких сражений, в которых Map Зутра умело маневрировал своими отрядами, наносил удары ночью и с неожиданных направлений, изгнали персов с земель еврейских общин.
В Вавилонии было создано небольшое, но монолитное еврейское государство, столицей которого стал город Махоза на берегу Евфрата. В течение семи лет царство, которым правил Map Зутра, пользовалось полной независимостью и процветало. Но после недолгого благополучия и спокойствия в Махазею (так назвали это царство) вторглись мощные соединения персидской армии, численность которых доходила до 100 тысяч воинов.
Несмотря на героическое сопротивление еврейской армии и искусство ее полководца, она была попросту раздавлена намного превосходящими силами персов. Захваченный в плен Map Зутра после долгих издевательств был публично казнен на главном мосту Махозы. Еврейское государство в Вавилонии перестало существовать.
Но вскоре возникло другое, подобное Махазее, — в Йемене. Это произошло в 518 году. Основал его человек, необыкновенный по мужеству, решительности и полководческим способностям, полное имя которого, согласно арабским источникам, звучит так: Ду Нувас Цура Юсуф ибн Тубан Асад Абу Кариб. Евреи же называли его просто Иосиф. Так он и сам называл себя, когда с небольшим, но мощным еврейским отрядом ворвался в столицу Йемена и, убив царившего там развратного и жестокого царя Каниу Януфа Ду Шанатира, занял йеменский престол.
Иосиф Ду Нувас правил в Йемене более семи лет. Царствовал он в основном весьма разумно, по мере сил укрепляя свою страну, побеждая ее многочисленных врагов и в битвах с ними проявляя немалые способности полководца. Одной из таких войн был его конфликт с царем соседнего государства Айдугом. Любопытно, что война эта началась, в сущности, из-за пристрастия Иосифа Ду Нуваса к распространению иудейского вероисповедания, верности его канонам иудаизма и защите мирового еврейства.
Когда до Иосифа дошли известия о преследовании евреев в Византии, он немедленно приказал схватить всех бывших в то время в Йемене византийских купцов и казнил их. Узнавший об этом византийский император Юстиниан принял меры к запрету для проезда через свои владения всех купцов, которые торговали с Йеменом. Ограничения в торговле пагубно отразились не только на Йемене, но и на соседних странах, царь одной из них Айдуг в 521 году объявил войну Иосифу. Она шла с переменным успехом, и в одной из битв йеменские войска даже потерпели поражение, но Иосиф сумел собраться с силами, перегруппировал свои полки и, выбрав подходящий момент, неожиданно напал на Айдуга, окружил его армию и нанес ей решительное поражение.
Упрочив свою власть, Иосиф еще более начал усердствовать в распространении иудейства. В ходе войны против христианского княжества Наджран, бывшего в вассальной зависимости от Йемена, армия Иосифа обложила его столицу, и он пообещал жителям Наджрана, если они капитулируют, не трогать ни одного из них. Наджранцы капитулировали, но Иосиф тогда предложил им на выбор принятие иудейской веры или смерть. Так как те отказались переменить религию, Ду Нувас велел казнить на рыночной площади их князя Харита ибн Калеба и 340 наиболее видных граждан.
События в Наджране вызвали немедленную и весьма гневную реакцию у византийского императора Юстиниана, который побудил эфиопского негуса Эласбау, также христианина, пойти войной против иудейского царя Йемена. Эфиопская армия, численно превосходившая йеменскую в 7 раз, переправившись через Красное море, в трех битвах разгромила войска Ду Нуваса, состоявшие в основном из конницы. Полностью еврейским был только полк царской гвардии, и он один сражался до конца и полег до последнего воина. Столица Йемена, город Зафар, вместе с казной и всем царским семейством была захвачены эфиопами, а сам Иосиф Ду Нувас, окруженный ими, предпочел плену смерть и бросился в море с высокой скалы.
Таково еще одно свидетельство военной деятельности евреев после падения иудейского государства.
Следующее свидетельство мы находим в рукописи хрониста Прокопия. Согласно этому документу, в 536 году, во время осады Неаполя войсками византийского полководца Велизария, посланного императором Юстинианом, приморскую часть города оборонял отряд из 2500 человек, сформированный из евреев — жителей Неаполя. Его командиром был глава ремесленников Исаак бен Зюсс, который, несмотря на вполне мирную профессию, сумел весьма искусно расположить своих воинов и так настроить их, что они дрались мужественно и самоотверженно. Когда Велизарий штурмом овладел Неаполем, евреи до конца обороняли порученную им приморскую часть города. Еврейский отряд сражался последним, и его воины полегли в этом бою все.
Еврейские подразделения участвовали в войне персидского царя Хосрова против Восточно-Римской империи. Их численность достигала 20 тысяч. Один из самых богатых евреев империи, житель города Тибериус Бенджамин, пожертвовал значительную часть своего состояния на оснащение еврейского корпуса. В 614 году персидская армия, в составе которой сражался еврейский корпус, штурмом взяла Иерусалим.
Достоверные сведения о военной деятельности евреев в I тысячелетии н. э. дошли до нас также из Аравии. В этом регионе, в области, именуемой Хиджаз, евреи еще в начале VI века н. э. построили семь мощных крепостей типа европейских рыцарских замков. Самой крупной и мощной из них была цитадель Камуз, сооруженная под руководством вождя одной из тамошних еврейских общин ибн Хукайком (так его называли арабы, судя по всему, его еврейское имя было бен Хайам). Общины эти, по данным арабских источников, возникли в Хиджазе еще после разрушения первого Храма. Иудеи в них жили независимо, занимались в основном скотоводством, имели сильные конные отряды, защищавшие их от нападений бедуинских племен. Этой же цели служили и крепости.
Одно из самых памятных вторжений произошло в 544 году, когда на еврейские земли в Хиджазе шла целая армия бедуинов. В их конных ордах было не менее 20 тысяч всадников, вел эту лавину вождь Гассан аль-Харит аль-Араб. Он не смог, однако, взять штурмом ни одной еврейской крепости и, помародерствовав в их окрестностях, вынужден был удалиться восвояси.
Особо упорное сопротивление многочисленным всадникам этого вождя оказал известный своей доблестью еврейский военачальник Самуил бен Адия, прозванный «честным рыцарем». Он, кстати, прославился не только среди евреев, но и среди многочисленных арабских кланов Хиджаза как человек несгибаемой чести. Самуил бен Адия пал, защищая честь своего друга и его жены в поединке, хотя вполне мог бы и не вступать в него. Любопытно, что до наших дней бытует среди арабов-саудовцев пословица: «Верный, как Самуил», хотя, скорее всего, мало кто знает теперь, с кем связаны эти слова.
Через столетие после Самуила именно в этих местах, в Хиджазе, произошли великие события, здесь и была сотворена новая мировая религия — ислам, роль и значение которой в прошлом, настоящем и будущем нашей планеты громадна. Создателем ее стал пастух, член арабского племени курейш по имени Мухаммед. Именно он в 610 году выступил с проповедью новой религии — ислама. Он проповедовал ее догматы, им же установленные, в течение 12 лет в Мекке и в соседнем с ней городе Таифе, но, не найдя в этих местах признания, направился во главе своих немногочисленных прозелитов в Ясриб, город, за которым впоследствии утвердилось название Медина. Произошло это событие в 622 году н. э., и именно этот год был принят впоследствии как начало мусульманского летосчисления.
Свою религию Мухаммед и его сподвижники внедряли не только проповедями и иными способами убеждения, но и силой, покоряя соседние племена вооруженной рукой, а порою и истребляя «неверных» под корень. И одними из первых, кто не принял проповедь Мухаммеда, были евреи, проживавшие и в Мекке, и в Медине, и в других городах Хиджаза, хотя творец ислама и внедрил в свое учение немало библейских аспектов, начиная с самого принципа единобожия.
Попытки Мухаммеда склонить иудеев к переходу в мусульманство были встречены их яростным и непреклонным сопротивлением, которое вскоре уже переросло в вооруженную конфронтацию. Евреи Хиджаза были организованной силой, постоянным объединением общин, отличавшихся от разбросанности тамошних христиан и разнобоя языческих кланов. Их социальная и особенно религиозная сплоченность позволила оказать серьезное сопротивление мусульманам. Однако после ряда стычек евреи, проживавшие в Медине, были просто вырезаны по приказу Мухаммеда. Целый год его отряды преследовали еврейских земледельцев и пастухов, живших в сельской местности, и штурмовали хиджазские замки евреев.
Сильную крепость Камуз в 627 году оборонял еврейский гарнизон под командой Хуайла бен Актаба, вождя еврейского клана Бану Надир. Он по всей Аравии был известен как непримиримый враг Мухаммеда и умело организовал сопротивление осаждавшим крепость. Только после восьми месяцев осады и многочисленных приступов удалось арабам ворваться в крепость. Они перебили стоявших до конца защитников и захватили в плен израненного Актаба. Мухаммед лично пообещал ему сохранить жизнь и даже назначить военачальником в своей армии, если только он примет мусульманство. Но тот категорически отказался и был казнен в Медине. На последнее обращение Мухаммеда, уже лежа на плахе, Актаб заявил: «Знай, что я нисколько не раскаиваюсь, и не думай, что я опущу свой меч, если ты пощадишь меня».
Затем мусульманская армия обложила последнюю твердыню евреев в Хиджазе — крепость Хайбар. Здесь нашел убежище самый могущественный клан в Аравии — Бану Надир. Его мужчины были опытными и храбрыми воинами, и под руководством Кинана бен Раби, ставшего их вождем после гибели Актаба, они объединились с жителями Хайбара, тоже евреями, которых возглавлял начальник этой крепости Иехуда бен Мархаб. Общими силами они подготовились к длительной осаде: отремонтировали и еще подняли стены и башни, возвели дополнительные укрепления, сделали большие запасы пищи и воды, и, когда в 628 году арабы подступили к Хайбару, город был готов к обороне.
Войска Мухаммеда в то время состояли в основном из конницы, они не располагали осадной техникой, и их тактика сводилась к глухой изоляции и периодически повторяющимся штурмам. Однако при таких примитивных методах двухмесячная осада результатов арабам не принесла. Евреи оборонялись мужественно и умело, и Мухаммед вынужден был отступить от стен крепости. Он заключил с евреями мирный договор, признавший их право на вечное владение Хайбаром и прилегающими к городу пастбищами.
Прошло, однако, всего двенадцать лет, и новый халиф Омар, неожиданно и предательски напав на хайбарских евреев, захватил их город. Он изгнал их из Хиджаза, переселив весь клан в Аль-Куфу, на берега Евфрата. Этот халиф прославился своими завоеваниями, он покорил Ирак, Сирию, Египет и Киренаику.
Марк Штейнберг
Продолжение тут
Из книги «Евреи в войнах тысячелетий»
От автора
Когда в 1996 году я писал эти строки, мог ли я думать, что через 15–20 лет регион Магриба и Аравии вновь станет полем битвы? К счастью, пока евреи не участвуют в сражениях. Но есть ли уверенность, что им не придется встать под ружье?