«Есть ли среди русскоязычной общины люди, которые материально преуспели и уже помогают нуждающимся?» С этим вопросом обратился ко мне один религиозный американский еврей на встрече, посвященной еврейскому образованию и социальным проблемам нашей общины.
Признаюсь, я растерялся, не зная, что ответить. Да, конечно, многие иммигранты материально преуспели. Но ведь полный карман и богатство души совсем не одно и то же. Не наша это вина, а наша беда, что поколения евреев жили в России, не видя примеров бескорыстной филантропии, не зная еврейской общинной жизни. Да, большинство людей, приехавших сюда достаточно молодыми, привезли с собой и американскую мечту — разбогатеть.
Добиться этой цели совсем непросто. Для этого необходимы целеустремленность, чувство ответственности, профессиональные знания. Но, как бы ни было трудно разбогатеть, еще труднее научиться делиться богатством! Для этого требуются особая духовная тонкость, умение сострадать нуждающимся, чуткое сердце, осознающее важность еврейского образования. Да, многие из нас разбогатели, но научились ли они делиться?
Наша недельная глава начинается со слов, с которыми Всевышний обращается к Моше: «Скажи евреям, чтобы взяли Мне (на строительство переносного Храма — Мишкана) пожертвования от каждого человека, сердце которого наполнится доброй волей — возьмите пожертвования!» Если вы внимательно прочитали это предложение, у вас мог возникнуть естественный вопрос: если и обращаться к людям с призывом пожертвовать средства для строительства Храма, то следовало сказать: «Дайте пожертвования». Но какой же смысл в словах «возьмите пожертвования»? Может, это просто ошибка или в слове «возьмите» и заложен весь смысл?
Мудрецы Талмуда иллюстрируют данное место Торы следующим рассказом.
В Иерусалиме жил еврей, который получил большое наследство. Он начал щедро делиться своим богатством с нуждающимися и поддерживать изучение Торы. Однажды к нему пришел его знакомый с упреком: «Твои предки копили, собирали эти богатства, а ты отдаешь их другим?» «Нет, — ответил ему еврей, — все как раз наоборот. Они собирали эти средства для других, а я взял их себе». Как сказано в Торе: «Возьмите пожертвования!»
Чему учит нас этот кажущийся тривиальным рассказ? Тому, что все накопленные богатства не возьмешь с собой. Лишь после смерти богатого человека становится очевидно: все, что он брал себе, брал только для того, чтобы передать в наследство другим. Поделиться богатством, отдать другому — это действительно приобрести, взять себе, своей душе, преобразовав материальную ценность в духовную, временное и преходящее в вечность.
Используя слова из Торы, мы привели слово «пожертвование», в то время как в оригинале на иврите используется слово «трума». Корень этого слова — «рам», что означает «высокий», «возвышенный». Следовательно, существительное «трума» можно дословно перевести как «высокое», «возвышенное». Но как связано пожертвование с чем-то возвышенным?
У каждой вещи есть верх и низ. У явлений духовных также есть свой духовный верх и духовный низ. И душа обладает своим верхом и низом. Когда Всевышний творил человека, то сначала создал его тело из «праха земли», а затем вдохнул в него «душу живую».
Книга еврейской мистики «Зохар» поясняет, что нельзя вдохнуть, не выдыхая. Всевышний вдохнул в человека Небесную, Б-жественную душу — образ и подобие Творца. Душа человека включает в себя Небо и Землю, как душу Б-жественную, так и душу телесную. Естественным инстинктом человеческого тела, а потому и Земли в его душе является желание взять. Стремлением же Неба его души, души, уподобляющейся Всевышнему и рвущейся ввысь, является желание дать.
Да, давать непросто. Для этого человеку необходимо подняться над своей животной природой, своей приземленной прагматичностью или низменным эгоизмом, найти верх своей души, открыв в себе Небо — возвышенное благородство, подняться и вознести труму — нечто возвышенное. Труму нельзя просто дать, ее можно лишь поднять, вознести (на иврите «тариму»). Но для этого сначала самому человеку необходимо подняться! А потому трума — пожертвование — возвышает, облагораживает дающего, о котором Тора говорит, что он и есть тот, который в духовном смысле труму берет, ведь сказано: «Возьмите пожертвования». Всевышнему, конечно же, не нужны эти пожертвования для строительства Храма. А вот человеку необходимо научиться их давать, чтобы наполнить свое сердце доброй волей, открыть в себе благородное, духовное и тянуться к возвышенному.
Когда мои дети идут в иешиву, то жена непременно дает им с собой какую-то мелочь. Дети приходят в школу и бросают цдаку для нуждающихся. Когда я иду с сыновьями в синагогу, то стараюсь снабдить каждого своей монеткой. Чтобы учились давать. «А зачем? — может мне кто-то возразить. — Ведь давать нужно от сердца, понимая важность, значимость цели, ради которой выделяются средства. Пусть дети сначала подрастут, повзрослеют, наберутся ума и решат, кому отдавать. Зачем же мы учим детей давать с раннего возраста?»
Отвечу на вопрос вопросом. Есть люди, которые утверждают, что не поняли еще смысла исполнения законов Торы. «Не хочу выполнять, не понимая, — говорят они. — Вот придет понимание, тогда и буду решать». А теперь скажите: как объяснить эгоисту смысл бескорыстной помощи нуждающимся? Или как жадному человеку научиться давать? С ним, конечно, можно об этом много говорить, он может слушать, читать и обсуждать, и все это останется бесплодной теорией до тех пор, пока он сам не примет волевое решение и не совершит поступок, который и поможет ему изменить свой характер, свою природу.
И вот впервые человек преодолевает свою жадность, его рука потянулась к карману, он вынул монету и дал бедному. Как трудно было это сделать в первый раз, нелегко и во второй, легче в третий. А в четвертый, а в пятый? Почему в результате совершенных актов милосердия человеку легче давать? Потому что не только наше сознание влияет на наши поступки, но существует и обратная связь: поступки влияют на сознание. Более того, зачастую наиболее эффективным способом влияния на душу и является поступок. И если преступление делает человека преступником, оскверняя его душу, унижая в собственных глазах его человеческое достоинство, то благородный поступок делает человека благородным, возвышая его душу.
Не случайно у горы Синай евреи выразили свою готовность принять Тору словами «наасэ венишма» — «сделаем и осознаем», то есть осмысление определенных вещей возможно лишь в результате действия, возвышающего человека духовно. По большому счету, в этом и состоит воспитательный смысл исполнения всех законов Торы.
Вдумаемся в слова, которые произносит еврей, исполняющий заповедь: «Благословен Ты, Всевышний… который освятил нас заповедями…» Любая заповедь призвана возвысить человеческую душу. Ибо каждая заповедь освящает и облагораживает человека. И конечно же, акт пожертвования приучает ребенка делиться, возвышая его душу. Так что этот воспитательный процесс следует начинать как можно раньше. Пусть ребенок учится давать, а потом поймет почему. А может, как раз потому, что будет давать, и удостоится в будущем осознать?
Когда мы с вами отправлялись в школу, там нас не ждала копилка в помощь нуждающимся. И возможно, что в самом большом проигрыше оказались даже не те бедняки, которые этих средств не получили, а те, кто рос, не имея возможности давать, так и не взяв, не впитав в себя того колоссального влияния, которое оказывает на душу акт пожертвования. Конечно, этот процесс следует начинать рано, но ведь лучше поздно, чем никогда. Или, точнее, никогда не поздно! Этому искусству давать, совершать пожертвования нам всем необходимо учиться, шаг за шагом поднимаясь, восходя к Небу своей души. Как сказано: возьмите пожертвования!