Надену я черную шляпу… Недельная глава Торы «Трума»

Моше получает указание построить Мишкан (Святилище), где будет обитать Шехина, концентрированное присутствие Б-га на земле. Сынам Израиля предлагается пожертвовать драгоценные камни и металлы, ткани, шкуры животных, масла и благовония. Во внешнем дворе Мишкана будут находиться жертвенник для сжигания приношений и медный умывальник. Шатер Откровения, главная часть Мишкана, будет разделен завесой на два помещения. Во внешнее помещение разрешено входить только коэнам, священникам из семьи Аарона. Там должны находиться стол для «хлебов предложения», храмовый светильник Менора и золотой жертвенник для воскурений. Во внутренних покоях Шатра, куда можно вступать только первосвященнику и только один раз в году — в Йом Кипур, будет установлен Ковчег Завета для хранения каменных скрижалей с Десятью заповедями. Приводится детальное описание конструкции Мишкана и его обстановки.

truma_scinia

«И построят Мне святилище, и Я буду обитать среди них» (25:8).
Несколько лет назад одна популярная израильская газета, не замеченная в симпатиях к иудаизму, опубликовала рисунок, на котором был изображен спящий человек. Из его головы выходила цепочка пузырей. Эти пузыри постепенно росли, и в самом большом из них было изображено то, что он видел во сне.
Человеку снилось, что он находится «там, наверху» и его допрашивает группа ангелов с белыми крылышками и черными шляпами на головах: «Почему ты не соблюдал шаббат? — строго спрашивают они. — Ведь ты знал, что такое шаббат. А кашрут ты соблюдал? Тоже нет?!»
В следующем, последнем пузыре этот человек просыпается в холодном поту. У него испуганный вид, а из его уст выходят слова: «Так, может быть, они правы?»
Та же газета некоторое время спустя сообщила, что крупная компания, специализирующаяся на выпуске детского питания, отозвала десятки тысяч бутылочек со своей продукцией, потому что какой-то сумасшедший, работавший на их предприятии, бросил стеклышко в емкость с питательной смесью для малышей. Вряд ли кто-нибудь возразил бы против этого решения: «Ну зачем же все уничтожать, терпеть такие убытки? Ведь шанс, что стекло окажется в баночке, которую я куплю, крайне мал — один на много тысяч. Я бы, не колеблясь, дал это яблочное пюре моему шестимесячному ребенку». Такого папашу (или мамашу) сочли бы не меньшим безумцем, чем того, кто подложил стекло.
Если перед вами поставят двести бутылок с кока-колой и скажут, что в одной из них смертельный яд, вы вряд ли согласитесь пить из любой бутылки на выбор, хотя шанс отравиться очень мал.
Перед лицом реальной опасности мы не доверяем статистическим расчетам, предпочитая не рисковать.
Так почему же религиозные люди составляют меньшинство? Почему никому из светского большинства не приходит в голову простая здравая мысль: «А вдруг эти религиозные фанатики правы? Даже если все это глупости, так по крайней мере я воспользуюсь их образом жизни: буду жить спокойно и со смыслом, меньше суетиться и огорчаться по пустякам, у меня будет верная и преданная мне жена, теплая семейная атмосфера, дети будут меня уважать… А вдруг я действительно упущу что-то очень важное, вечное блаженство в ином измерении. Или, как они говорят, не получу долю в мире грядущем, даже самого дешевого места на галерке! И буду вечно болтаться в космическом океане, без цели и направления. Так, может, они правы, и потусторонний мир — это не выдумка раввинов, и мне придется держать ответ перед Высшим судом! Нет, уж лучше не рисковать. Надену-ка я кипу и пойду в синагогу. На всякий случай буду религиозным, чтобы потом не жалеть…»
Почему никто так не рассуждает? В чем разница между бутылочкой с детским питанием и иудаизмом?
В этом разделе Тора приступает к подробному описанию Мишкана, переносного Храма, который сопровождал евреев почти все сорок лет их странствий в пустыне и еще 14 лет после вступления в Эрец Исраэль, в период завоевания и раздела страны между коленами. Затем его заменили каменным Святилищем таких же размеров, установленным в Шило, к северу от Иерусалима, после чего, почти четыре столетия спустя, царь Шломо построил в Иерусалиме первый стационарный Храм.
Мы знаем, что Храм занимает центральное место в любой религии, к нему обращаются с молитвами, в нем совершаются жертвоприношения и ритуальные церемонии, он служит средоточием национально-религиозных и эмоционально-духовных устремлений нации.
Но почему Тора, скупая на слова и конспективно сжатая в изложении других тем, уделяет столько места, почти треть книги «Шмот», Мишкану и его принадлежностям? Что представлял собой Мишкан, чтобы заслужить столь детальное описание в Книге книг, не признающей литературных излишеств и длиннот?
Слово «Мишкан» образовано от корня, смысл которого — «проживать», «обитать». Это было место «проживания» Б-га в нашем материальном мире. Но как может материальное здание вмещать в себя Того, Чья Слава наполняет всю вселенную, каждую клеточку, каждый атом? Может ли быть «дом» у Вездесущего?
Первым делом отметим разницу между понятиями «существовать» и «присутствовать». Б-г существует везде в равной мере. Нет такого места, где бы Его не было. Однако Мишкан — это то место, в котором Его присутствие особенно ощутимо. Подойдя к Храму или войдя в него, каждый чувствовал, что перед ним — обитель Всемогущего Б-га.

В логове льва

Представьте себе, что вы смотрите по телевизору некогда популярную кинокомедию «Полосатый рейс», действие которой происходит на морском пассажирском судне. Там находились клетки с тиграми для цирка. В какой-то момент из-за недосмотра экипажа тигры вышли из клеток и разбрелись по судну. Один из них вошел в ванную, где мылся главный герой фильма, роль которого исполнял великолепный, ныне покойный актер Евгений Леонов. Вначале он не заметил тигра и продолжал намыливаться, что-то напевая. Вы замерли у экрана в ожидании дальнейших событий. Вам не страшно — пусть Леонов боится, вам весело.
Теперь представьте, что в этот момент в вашу комнату входит, допустим, лев. Входит тихо. Это очень воспитанный лев. Но вы увлечены фильмом и не видите его. Если бы вы оглянулись, то, возможно, потеряли бы сознание от ужаса. Между тем само присутствие льва не зависит от того, видите ли вы его или нет. Оценка ситуации зависит не ото льва, а только от вас самих.
Мишкан и был тем местом, где можно было увидеть «льва» и испугаться. Присутствие Б-га было там почти физически ощутимым.
В иврите слова «видеть» (роэ) и «страх» (йира) образованы от одного корня. Какова связь между видением и страхом? Человек боится лишь того, что он видит. Интеллектуальные концепции не пугают нас. Даже многие религиозные люди, хорошо знающие, что кроме этого мира есть Мир грядущий, в котором придется давать отчет за все совершенные при жизни поступки, не страшатся этого неизбежного момента — потому что они его не видят. Настоящий страх, трепет, приходит лишь в тот момент, когда ты видишь льва — не на экране, не в искусственной проекции, а наяву. Когда еврей входил в Мишкан (а позже — в Иерусалимский Храм), он как будто вступал в логово царя зверей. И тогда все сомнения отпадали. Оставался лишь священный трепет.

Дети — самое ценное

«И сделаешь двух крувов из золота…» (25:18).
Все священные сосуды в Мишкане и в стационарном Храме разрешалось изготовить из любого металла (хотя в Торе указано золото), и лишь крувы на крышке Ковчега Завета должны быть только золотыми.
По мнению рава Меира Шапиро (выдающегося хасидскиго раввина, жившего в Польше на рубеже XIX–XX веков), это исключение из правила объясняется тем, что крувы, две фигурки крылатых ангелов с детскими лицами, символизируют детей. Тора велела поместить их на крышке Ковчега, в котором находятся Скрижали Завета, чтобы подчеркнуть, как важно учить детей Торе. Ведь преемственность поколений и верность Торе — залог нашего национального выживания. Причем на обу­чении детей нельзя экономить, подчеркивает рав Шапиро. Здесь медными деньгами не обойдешься. Требуются только золотые динары.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора