Стать евреем Недельная глава Торы «Итро»

Весной 1978 года я стоял на «горке» у московской синагоги на улице Архипова и искал человека, которому мог бы передать данные нашей семьи, чтобы получить вызов на выезд в Израиль. «Обратитесь к тому бородатому человеку», — предложил мне один еврей. В то время каждую субботу у синагоги собирались несколько сот человек. Среди них отказники, учителя иврита, диссиденты. А к тому бородатому еврею стояла очередь. Так, в ожидании я узнал, что зовут его Валерий Проский, юрист по образованию, который каждую субботу дает всевозможные консультации и советы в самых сложных ситуациях арестов и политических преследований евреев. Я поведал ему о своей просьбе, но Валерий мягко улыбнулся и сказал: «Сейчас шаббат — суббота, я не смогу взять ваши данные (я тогда еще ничего не знал о законах еврейской жизни — Л. К.). Но вы можете прийти ко мне на работу в будний день».

Уже в понедельник я сидел в кабинете юридического консультанта одного из крупнейших московских заводов. Каким-то чудом его еще не выгнали с работы. Валерий напряженно разговаривал с кем-то по телефону и вдруг в большом волнении бросил телефонную трубку.
– Ты знаешь, чем мне сейчас угрожал гэбэшник? — спросил он и, не дожидаясь ответа, продолжил. — Он сказал, что мои дети не вернутся сегодня из школы домой, погибнут в автомобильной катастрофе! Они требуют от меня, чтобы я начал работать на них, стал доносчиком.
– И что же вы им ответили? — спросил я.
– Я им сказал, что независимо от того, хорошо мне или плохо, я еврей!
Лишь только подружившись ближе с Валерием, я понял весь смысл произнесенной им фразы. Валерий поведал мне о том, что вырос он в Ростове в семье донских казаков. Поступил на юрфак МГУ. А там к нему, брюнету в очках, начали приставать студенты: «Валера, признайся, ты еврей?»
– До того это мне надоело, что я решил узнать, кто же это такие — евреи, — рассказал Валерий. — Начал читать. Потом пришел к синагоге, нашел учителя иврита Иосифа Бегуна. А затем начал изучать Тору у Ильи Эссаса, принял гиюр и стал евреем.
Гэбэшники не понимали этих людей, предполагая, что они станут легкой добычей для вербовки. Однажды офицер КГБ в конце длительного разговора обратился ко мне с «доверительным» вопросом:
– Объясните, как это русский человек может ответить, что он еврей. Вот недавно допрашиваю сына известного детского писателя Юрия Яковлева (Андрей Яковлев был моим другом и духовным наставником — Л. К.) и спрашиваю его: «Вы известный журналист газеты “Труд”, русский человек, что вы делаете среди этих евреев?» А он смотрит на меня своими чистыми голубыми глазами и отвечает: «Я — еврей!»

Могила праведного прозелита графа Валентина Потоцкого, сожженного за свою веру. Вильнюс, бывшее еврейское кладбище
Могила праведного прозелита графа Валентина Потоцкого,
сожженного за свою веру. Вильнюс, бывшее еврейское кладбище

Наша недельная глава повествует об Итро, который стал евреем и пришел к горе Синай.
«И услышал Итро, жрец мидьянский, обо всем, что совершил Всевышний для Моше и еврейского народа… и пришел в пустыню, где Моше остановился у горы Синай».
«Что же именно услышал Итро, что привело его к еврейству?» — спрашивает великий комментатор Торы Раши, который приводит мнение Талмуда: «Развержение моря и война с Амалеком».
Я же всегда удивлялся этому ответу. Если развержение моря кажется понятной причиной его решения, то война с Амалеком не только не должна была способствовать его переходу в еврейство, но скорее наоборот. В момент развержения моря евреи праздновали свое спасение и победу, а их враги-египтяне утонули в море. Амалекитяне же вероломно напали на тыл еврейского лагеря, уничтожая отставших и слабых. Они не ставили своей задачей взять евреев в плен, сделать рабами, не стремились овладеть их землей или имуществом. Война Амалека с Израилем — это вечный символ лютой и иррациональной ненависти антисемитизма. Казалось бы, столкновение с таким феноменом ненависти могло заставить Итро серьезно задуматься о целесообразности своего желания стать евреем. Но уж, во всяком случае, не стать причиной перехода в еврейство…
Однажды я задал это вопрос, обращаясь у нас в синагоге к русскоязычным евреям. Одна женщина встала и сказала, что это место Торы объяснило ей что-то непонятное:
– Недавно в наш дом на Оушен-авеню, в Бруклине, переехал пожилой человек из Киева, украинец по национальности. В прошедший праздник Хануки он зашел ко мне и попросил ханукальные свечи. «Зачем тебе?» — спросила я его. А он рассказал о том, как тринадцатилетним мальчишкой сидел на дереве и наблюдал за расстрелом евреев в Бабьем Яру. Евреи вели себя с таким чувством собственного достоинства в тот страшный момент, что это произвело на него, ребенка, неизгладимое впечатление.
«С тех пор я мечтаю стать евреем, — поведал он соседке. — Если силы зла и тьмы стремятся уничтожить евреев, то, значит, сколько добра и света несет в себе этот народ!»
Может быть, на этом и основан еврейский закон, обязывающий рассказать любому человеку, желающему стать евреем, как опасно быть евреем, и рассказать ему об Амалеке, погромах и преследованиях всех времен. Тот, кто хочет перейти в еврейство лишь формально, из меркантильных соображений, может испугаться и уйти. Но того, кто бескорыстно стремится к свету, этот же самый рассказ не только не оттолкнет, но и явится причиной еще большего стремления стать частью этого народа, разделив его судьбу. Ведь он поймет, что Амалек боролся не столько с евреями, сколько с тем, что они представляли. И именно это услышал и понял Итро, который потому и решил прийти к горе Синай и стать евреем, явившись для нас примером настоящего прозелита — гера-праведника…
Такие праведники были всегда. Еврейская традиция повествует о том, что и великий строитель Иерусалима царь Давид, и основоположник устной Торы — Талмуда рабби Акива были потомками геров-прозелитов, то есть принявших гиюр неевреев. Таким был и один из самых авторитетных мудрецов Торы — Ункелос, племянник римского императора, перешедший в еврейство и создавший свой знаменитый труд — классический перевод Торы на арамейский язык. А кто не слышал о великом мученике польском графе Валентине Потоцком?
Будучи студентом в Париже, граф Потоцкий случайно встретил еврея, погруженного в свои книги. Польский дворянин и католик обратился к еврею с каверзными религиозными вопросами. Еврей спокойно ответил. Спустя некоторое время графу захотелось задать еще несколько вопросов. Он вновь разыскал этого еврея, а затем начал регулярно к нему ходить и беседовать о вопросах веры. В конце концов граф Потоцкий объявил о своем желании перейти в еврейство.
В католической Франции середины XVIII века, так же как и в католической Польше, еще продолжала действовать инквизиция, карающая смертью христиан, переходящих в еврейство. Тогда Валентин Потоцкий отправился в Амстердам, единственное место в Европе, где не наказывались смертью как гер-еретик, так и помогающие ему евреи.
Там польский граф стал Авраамом, сыном нашего праотца Авраама, а затем тайно переехал в центр еврейской мысли того времени — Вильно, называемый современниками литовским Иерусалимом.
Инквизиторам удалось его там разыскать и потребовать от него отречься от еврейства. Бывшему графу угрожала казнь, но он продолжал отказываться. Тогда по просьбе его семьи инквизиторы начали подвергать его страшным пыткам. Но им так и не удалось вырвать у него отречение. После длительных пыток Авраама, сына Авраама, инквизиторы предали публичному сожжению на площади в центре города. А в момент казни он пел еврейскую мелодию на слова царя Давида: «Как хороша наша судьба и прекрасно наше наследие!» И сегодня во многих иешивах поют эту самую песню за субботним столом, вспоминая о мученике Потоцком…
Евреям удалось все же собрать прах погибшего праведника и похоронить на еврейском кладбище Вильнюса. А когда умер один из самых величайших мудрецов всех времен Виленский Гаон (гаон — на иврите «гений»), то его похоронили рядом с могилой графа Потоцкого.
Во время оккупации Вильнюса фашисты уничтожили еврейское кладбище. Чудом сохранились лишь две могилы — великого прозелита и великого мудреца…
Таких праведников было немало и среди преподавателей Торы и иврита в России, присоединявшихся к евреям и подвергавшихся особым преследованиям властей. Таких людей немало и сегодня среди нас в иммиграции. Эти праведники и праведницы, приехавшие из России и искренне принявшие еврейство, скрупулезно соблюдающие законы Торы и еврейской традиции, всегда являлись для меня источником вдохновения, обязывая подтянуться и помнить, что хоть евреем и рождаются, но тем не менее в еще большей степени евреем становятся!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора