– Здравствуйте, уважаемый рав! Почему Вы утверждаете, что именно израильский народ избранный? Чем он лучше других народов? Почему именно Тора является словом Б-жьим? Заранее спасибо!
Григорий, Россия
– Судя по Вашему письму, Вы предполагаете, что существует некая шкала, по которой можно оценить, какой народ лучше. Вы наверняка слышали понятие «избранный народ». С другой стороны, если оценивать явление по меркам привычного и естественного для нас материального мира, действительно, возникает вопрос: в чем преимущество? Есть страны, экономически более развитые, чем Израиль. У каждого народа свои положительные качества. Основываясь на таком рассуждении, невозможно понять, откуда избранность.
Еврейский народ избран Творцом мира для реализации задачи — исправление мира (на иврите — тикун олам). Не входя в излишние для данного ответа детали, напомню, что первый человек, будучи в Ган Эден (Райский сад), совершил роковую ошибку. После чего начался продолжительный этап исправления этой ошибки. Уже не в духовном Ган Эден, но в условиях грубой материальности.
Две тысячи лет спустя появился человек, который самостоятельно и добровольно взял на себя вышеуказанную задачу. Это был первый еврей Авраам, праотец нашего народа. Всевышний увидел его старания и пообещал, что от него произойдет народ, который будет продолжать его дело. Примерно через 400 лет потомки Авраама стояли у горы Синай и получили Тору из уст Самого Творца. В Торе Всевышний определил функцию и миссию еврейского народа — исправить ошибку первого человека, реализуя законы Торы в Эрец Исраэль — Земле Израиля. Для этого и избран еврейский народ.
Всевышний видел души людей и, образно говоря, души народов, и Ему было ясно, что никакой другой народ взять на себя такие обязательства не хочет. Поэтому никто больше Тору не получил.
При даровании Торы было минимум 600 тысяч свидетелей. Письменная и Устная Тора, также полученная Моше на горе Синай, передается от учителя к ученику и от отца к сыну уже более 3300 лет. Еврейский народ, несмотря на многочисленны беды, выпавшие на нашу долю, не потерял Тору и не отказался от своей миссии. Для нас это доказательство. Нам не требуются доказательства, что Тора — от Творца мира. Очевидно, что вопрос, какой народ лучше, с материалистических позиций нерелевантный.
В нашей традиции никогда такой вопрос не поднимался, и нигде ни Тора, ни учителя не определяли, что еврейский народ лучше других. Его избранность лежит в духовной плоскости. Однако существует духовная шкала ценностей, «метки» которой указывают на достижения в области исправления мира. И соревнование здесь не только возможно, но даже приветствуется. На практике это измеряется, скажем, количеством и качеством добрых дел. Тут поле деятельности безгранично. А главное — никто никому не мешает. Ведь добрые дела должны быть направлены в основном на свой народ. Можно помогать больным, бедным, открывать кассы беспроцентной взаимопомощи, распространять знания о Всевышнем или хотя бы интересоваться ближним.
Израиль на сегодняшний день лидирует по количеству благотворительных организаций и объемам пожертвований на душу населения. В Израиле функционируют крупные организации, которые оказывают помощь десяткам тысячам людей в разных сферах. Это и медицина (начиная с бесплатной аренды медоборудования и заканчивая оплатой сложных операций), и воспитание детей, и поддержка малоимущих семей и т. д. Суммы, которые жертвуют на это евреи, проживающие в Израиле и в других странах, достигают многих десятков миллионов долларов в год. Существуют и небольшие благотворительные организации, которых у нас огромное количество. Их зачастую представляет один человек или семья, которые предоставляют бесплатные услуги разных видов.
Еще раз подчеркну, что можно не «ломиться в открытую дверь» и не ждать судьбоносных решений правительства. Каждый человек по своим силам и возможностям в состоянии организовать помощь другим, выделяя на это часть своего свободного времени и 5–10 процентов заработка. В этой сфере можно и даже нужно конкурировать. И если какой-либо народ превзойдет нас по количеству и качеству добрых дел, все от этого только выиграют. Пусть в России количество благотворительности и добрых дел будет больше, чем в Израиле, с учетом соотношения численности населения в пять или десять раз. Тогда русский народ скажет, что он лучший в сфере добрых дел. А нас такие результаты только порадуют.
Рав Элиягу ЭССАС
Evrey.com