– Шалом, рав! Вы сейчас уже готовы ответить на тяжёлый вопрос: как Творец мог допустить кошмарное кровопролитие в святом месте, в святой момент? Или ещё недостаточно времени прошло?
– Недостаточно, конечно. Но вместе с тем мы сегодня, если позволите, реб Арье, давайте поговорим на тему, которая поможет нам чуть-чуть приблизиться к пониманию происходящего. Только чуть-чуть — как говорят на иврите, «аль кце мазлег» — «на кончике вилки».
– В той синагоге применялись не вилки, а тесаки и топоры, на пару с пистолетом. А в Маале-Адумим — простые ножи. Почти каждый день идут теракты с помощью транспортных средств. Можем ли мы сделать шаг побольше, чем «по кончику вилочки», чтобы понять, что происходит и что мы можем с этим поделать?
– Давайте сперва начнём с того, в чём мы нуждаемся постоянно, даже в самых обыденных вещах — с «базы», с общих принципов. Вы же знаете, ни одну, самую лёгкую специальность без этого не освоить, даже яичницу не поджарить (столько существует разных рецептов и подходов к яичнице!).
В главе Торы «Хайей Сара» сказано: «И Авраам стал стар днями, в летах преклонных, и Г-сподь благословил Авраама во всём». Древний мидраш «Ялкут Шимони» объясняет нам этот стих: «Авраам потребовал себе старость, сказал перед Создателем: “Господин мира, отец и сын заходят вместе — и люди не знают, кому из них оказывать почёт первым”. Сказал Создатель — ты прав и с тебя это начнётся». До Авраама не было старости…
– А болезни, а сотрясение мозгов? Меня вот учили, что «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». То есть Вы солидарны с героем песни Высоцкого: «Какая это радость — сотрясение мозгов! Какое наслажденье — гипс на теле!»?
– Реб Арье, мне не нравится Ваш сленг, и Вы опять спешите.
– Спешу на защиту — нынче геронтология делает изрядные успехи, медицина… Людям почему-то нравится жить подольше и делать это по возможности здоровыми. Или Авраам просил не дряхлости, а красивой седины?
– Подождите, сейчас всё прояснится. Мидраш продолжает: «Наш праотец Ицхах потребовал себе страдания. Сказал перед Создателем: “Владыка мира, человек умирает без страданий, справедливый суд ожидает его”. И поскольку он просил этого — дали ему страдания, и он ослеп. Наш праотец Яков потребовал болезни, сказал Всемогущему: “Владыка мира, человек умирает без болезней, он не ожидает этого и не успевает попрощаться и дать последние распоряжения”. И он первым получил то, что просил».
То, что здесь, в мидраше, написано, абсолютно не укладывается в голове! Получается, наши святые праотцы сделали нам проблемы? Великие праведники попросили для своих потомков (и не только!) старость, страдания и болезни?! Давайте в этом разберёмся.
– А чего тут разбираться? Все знают, что пейсатые создают людям проблемы!
– Реб Арье, Ваш шахматный антисемитизм выходит уже за рамки!
– Ребе, простите мя, грешного, но Вы, наверное, не видели настоящих «рамок». Вам повезло, что Вы такой занятый человек, а не то Вы бы почитывали статьи и комментарии к ним граждан на «русских» еврейских сайтах. То, что я сказал — мягче самого мягкого выражения там.
– Мне сказали, что сейчас в России идёт настоящий шквал бытового антисемитизма, в Интернете пишут о евреях такое… И не только о «пейсатых».
– Но слабо им, такого хамства по отношению к евреям Торы, которое позволяют себе наши славные потомки Авраама, и особенно на Святой Земле, в Израиле, никакому Дёмушкину и Макашову со Стрелком не изобрести!
– Реб Арье, не забывайте, нам нужно стараться искать доброе в каждом еврее; да и вообще в каждом человеке — искать доброе зерно. И если в Израиле евреи, к нашему огорчению, такое себе позволяют — то не иначе, как говорят наши мудрецы, «дух глупости вошёл в них».
– Вы хотите сказать — «дух политики»? Вот подождите, ребе, на носу скоротечные выборы в Израиле — политиканы примутся то грубить, то лебезить и расшаркиваться — а граждане не откажут себе в удовольствии… Если захотите поучить «велик могучим русский языка» — могу дать пару адресочков.
– Но всё-таки, с Вашего позволения возвращаясь к нашей прежней теме — великий знаток Торы рав Элиягу Дреслер не согласен с Вами, реб Арье. Он объясняет: чтобы понять сказанное в мидраше, надо обратить внимание на то, кем были наши праотцы. И почему они попросили для людей вещи, которые, на первый взгляд, плохи и противоречат логике.
Главной чертой Авраама была доброта, и поэтому его желание, чтобы Всевышний дал человечеству старость, — это ради того, чтобы была возможность оказывать людям уважение по правде. Без подхалимажа. Только это есть настоящее уважение, и немолодому человеку оно особенно важно. Истинная доброта не может не быть правдивой.
Теперь — Ицхак. Его главный путь служения Творцу — абсолютная справедливость. Он увидел, что человеку не хватает инструмента, который мог бы пробудить его к раскаянию. И главное в этом недостатке — человек не имеет и тени ощущения того, что может его ждать, не дай Б-г, в Геиноме — геенне огненной. Если он не раскается и не попытается ещё в этом мире исправить то, что натворил. Мы, к сожалению, об этом не думаем — но в мире истины наши «маленькие грешки» приобретают реальный размер и умножаются в миллионы раз.
– Рав, понятно, для чего в таком контексте нужны страдания — чтобы в уменьшенной форме «рассказать» нам о грядущем суде и возможных его последствиях. Я читал, что самый тяжкий ад — Геином стыда, когда человеку невыносимо стыдно от того, что он мог совершить и не совершил или таки да, «совершил», но не сумел исправить. Хотя милые шалости типа японских, сталинских, нацистских и прочих игнатолойоловских пыточек, мне кажется, умножать придётся меньше чем на миллион… Но зачем нужны болезни — неужели других страданий недостаточно?
– Реб Арье, давайте посмотрим на весь пазл. Наш праотец Яков — «иш там», человек прямой и искренний. Его главное качество на иврите называется «шлемут», оно связано и с «шалом» — «мир», и с «шалем» — «совершенство». Когда у человека есть время, когда он болеет и не способен много уделять времени внешним делам — он станет устраивать свои дела душевные и материальные. Чтобы в случае его ухода в лучший мир между наследниками не возникло ссор. Уа! Я такие видел «отношения между близкими»! Что может сделать склока из-за наследства — такого не придумаешь, «ни пером описать»… И неважно, в какой сумме оно выражается, хотя, конечно, чем больше сумма, тем нередко хуже.
– Рав, позвольте Вас вместе с мидрашем поймать на слове — речь там идёт только о смертельной болезни, но не всем же посчастливится подхватить Эболу в Либерии. А зачем нам простой грипп, зубная боль и прочие невечные, но «приятные» новости?
– Реб Арье, опять Вы со своими «ужастиками». Немножко «симхи», радости, пожалуйста! Вот именно из-за того, о чём Вы спрашиваете, праведный царь Хизкиягу попросил «вторичную болезнь» — ту, от которой не умирают. Царь просил у Создателя возможности для человека получить «месседж» в форме болезни, помогающей раскаяться и исправить свои пути — и ещё раз проверить себя на деле в этом мире.
Сейчас мы видим весь пазл наших горестей: старость, страдания, болезни… На самом деле они даны нам на пользу. Наши праотцы, понимая суть этого мира, попросили необходимые людям «инструменты». Все они — часть средств для нашей «аводат Ашем», нашего служения Создателю. В конечном итоге это служит и нам самим, приводит нас к достойной жизни в мире этом и к истинному счастью в мире будущем. Потому что, как мы знаем, в еврействе нет понятия смерти (как полного уничтожения). Человека, отсюда уходящего, называют «нифтар» — «освободившийся». Освободившийся от материального мира с его заботами и испытаниями и перешедший в мир духовный.
– Рав, Ваши слова напоминают мне курс физики для советской церковно-приходской школы — человек, как водный пар, переходит из одного агрегатного состояния в другое. Так что смерть, убийство, скажем, не имеют никакого значения? А как же заповедь «не убий»?
– Реб Арье, Вы слишком углубились в физику, а я пытаюсь с Вами о лирике. «Не убий» — что за подход? Быстро у Вас всё получается…
– Не у меня, а у арабов — тогда за 3 минуты появилось 6 трупов и несколько серьёзно раненных. А в автомобильных терактах — со взрывчаткой и без — скорости ещё более космические. Вы хотите сказать, что террор — великое благо для нас и надо всячески его приветствовать, использовать для душевных подъёмов? Может быть, нам стоит попросить у Создателя какую-нибудь особо продвинутую его форму?
– Нет, реб Арье, это снова Вы сказали, я говорил совсем другое. Исходя из Вашей логики, нам действительно нужно было бы поддерживать террор, не дай Б-г.
– А как же! Вот и граждане пишут, что евреи придумали коммунизм и нацизм, своими немереными биллионами оплачивают террор, ИГИЛов и прочих проказников…
– Реб Арье, мы, по крайней мере, не должны опускаться на уровень того мусора, который в основном заполняет Всемирную паутину. Если такие мерзости, как террор, к несчастью, происходят — это действительно требует от нас что-то понять и что-то исправить, изменить. Ведь это не просто так происходит, в мире ничто не происходит просто так! По крайней мере, в том мире, каким его видят евреи — в мире, управляемым всемилостливым и всемогущим Б-гом.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что Всевышний посылает еврейскому народу страдания. И этим Он, несомненно, хочет нам показать, что мы достаточно далеко отошли от своего пути и от своего места в мире и что Он требует нашего возвращения.
Мы видим сегодня это и на примере развала правительства Израиля — первого правительства в истории государства, в котором нет представителей религиозных партий…
– Пардон, рав — а партия Беннета «Еврейский дом»?
– Я слышал комментарии одной из представительниц правящей партии, «Ликуда», в Кнессете: «Мы сделали ошибку, создав коалицию с Лапидом и Ливни. Надо вернуть религиозные партии — “кдушу” (святость) в Кнессет!»
– То есть ликудовцы даже не считают «Еврейский дом», который позиционирует себя как «партия религиозных сионистов», религиозным? По-моему, это перебор!
– Они себя выставляют скорее просто «сионистами» — хотя сегодня, честно говоря, светский сионизм практически ушёл в историю. Но «Еврейский дом» неоднократно голосовал за законы, явно противоречащие Торе, — как, например, борьба с иешивами…
Можно привести один из ярчайших примеров нашей истории, показывающих ясно и несомненно, что сохранение Торы равносильно сохранению и спасению еврейского народа.
– Рав, Вы имеете в виду разрушение Второго Храма?
– Да. Раббан Иоханан бен Закай был свидетелем разрушения Второго Храма. Он понимал, что Иерусалим обречён — пока Веспасиан выжидает, что голод обессилит защитников, но вот-вот его войска окружат город и приступят к планомерной осаде. И мудрецы знали, что при нынешнем духовном состоянии ждать чудесного спасения с Небес не приходится. Во внутренних междоусобицах защитников города были сожжены продовольственные склады… Уговорить повстанцев на переговоры с римлянами невозможно — их лидеры «закусили удила». И что самое страшное, погибая, люди, решившие драться до последнего, увлекут за собой город — многотысячное население Иерусалима, Храм, иешивы… — всё это будет уничтожено. Известно, что рассвирепевшие римляне никого не щадят. Итак, над еврейским народом нависла смертельная опасность — без Храма, Торы и еврейского государства потомки Авраама, Ицхака и Яакова неизбежно растворятся среди народов.
Раббан Йоханан начинает контакты с римлянами, даже рискуя тем, что его могут посчитать предателем. Но — лучше выглядеть предателем в глазах людей, чем знать, что ты ничего не сделал для спасения народа. Ради этого любимый всеми учитель изображает «смертельную болезнь», затем его, «умершего», выносят в гробу из города ученики (в стенах Иерусалима хоронить во времена Храма было запрещено). Представший перед римским полководцем рабби Йоханан приветствует его как императора — но Веспасиан всего лишь командующий одной из армий империи, и до трона ему далеко! Однако рабби знает древнее пророчество: «Леванон (Храм) падёт от руки великого» (Ишаягу). В тот же день из Рима прискакали гонцы — Веспасиан провозглашён императором. И в награду за предсказание рабби Йоханан просит сохранить городок Явне и его центральную иешиву со всеми преподавателями и учениками. Веспасиан поражён скромности просьбы — гордому римлянину не приходит в голову, что мудрец попросил его пощадить именно то, что составляет духовную опору еврейского народа. Все основы еврейской жизни в галуте были заложены в иешиве Явне.
– Рав, не пора ли теперь хотя бы «на кончике вилки» объяснить тот зверский теракт? Ведь он, кажется, и направлен против основы еврейского народа — мудрецы Торы убиты в синагоге во время молитвы!
– Я предполагаю, что немало сказано для того, чтобы помочь читателю приблизиться к пониманию происходящего. Я ещё не готов давать объяснения более детальные, мы об этом говорили в самом начале беседы.
– Тогда, позвольте, я попробую сформулировать как читатель.
– Попытайтесь.
– Зверские теракты и иные трагедии и неприятности, самой трагической из которых лично я вижу разобщение нашего народа, то, что он расколот на группки и партии, — всё это есть громкий тревожный звонок с Небес. Творец очень жёстко, настойчиво требует от нас: «Одумайтесь, хватит бежать по привычным колеям — Я жду вашего возвращения на путь святости, возвращения на роль “царства священников и народа святого”. Но Моё терпение иссякает. Этот теракт — удар в самое сердце. Не просите более громких звонков!»
– Да, звонок очень тревожный, и нам, несомненно, надо поторопиться. Но, реб Арье, не нужно так трагически — не забывайте, что Творец любит людей, и особенно свой народ, и Он даёт ему время и помогает на пути возвращения. И если Великий Рим превратился в факт истории и не больше того, то народ Израиля остаётся фактом современности. То же самое совсем недавно постигло Тысячелетний Рейх и Великий Советский Союз. А мы — после Холокоста и ГУЛАГа живы! И всё это из-за простой «маленькой» просьбы, высказанной 19 с половиной веков назад еврейским учёным.