Сын периодически ворует…
– Мой 11-летний сын ворует.
Когда это открывается, он плачет и раскаивается. Я посылаю его туда, где он украл, и прошу отдать или положить на место. Он все это со слезами на глазах делает и просит прощения у того, у кого украл. Молится и просит прощения. Но через какое-то время с ним опять это происходит. Он знает, что это плохо, но ему трудно перебороть себя. Я чувствую себя виноватой за то, что с ним происходит.
Как ему помочь?
Оксана, Беэр Шева,
Израиль
– Не собираясь ставить диагноз, заочно могу предположить, что в поведении Вашего сына проявляются признаки так называемой клептомании – неудержимого, импульсивного желания что-то украсть. Степень тяжести этого синдрома определить трудно. У детей это бывает не так уж и редко, а с возрастом (обычно к 13 годам) – проходит. Но, к сожалению, не всегда.
Вам, очевидно, следует обратиться к вдумчивому педагогу или психологу, имеющему опыт работы с такими детьми, который знает, какую помощь надо оказывать в подобных случаях.
Вместе с тем позволю себе дать несколько рекомендаций:
1. Пользуйтесь любой подвернувшейся возможностью (чтобы это не казалось искусственным) напомнить сыну, что вы любите его.
2. Никогда не называйте его «вором» и не употребляйте по отношению к нему подобные эпитеты. Делайте все возможное, чтобы сам он не считал себя вором или «конченым человеком» и т. п.
3. Старайтесь помочь сыну в том, чтобы изучение Торы не стало для него обузой. В его случае особенно важно, чтобы законы Торы не провоцировали в нем ощущения нездорового стыда, «позора» и вообще – возникновения подобных чувств.
Всевышний создал его таким, какой он есть, и поможет преодолеть эту особенность поведения (именно особенность, а не «безнадежную ущербность»). Однако для этого Вашему ребенку необходимо усилить в себе ощущения близости с Ним и помогать Ему, условно говоря, делать наш мир лучше.
Даже ребенок 11 лет, на своем уровне, способен совершить, пользуясь доступными ему средствами, многое, помогая родителям, братьям и сестрам (если они есть), друзьям.
4. Предложите ему вместе найти (на улице или через синагогу) людей, нуждающихся в поддержке. Так, постепенно, Вы научите ребенка регулярно давать цдаку (лучше всего, не реже одного раза в неделю). Пусть он, скажем, относит пакет с продуктами в семью, где не хватает денег даже на необходимое. Вы поступите правильно, если будете класть в такой «продуктовый пакет» что-то вкусное, то, что Вашему сыну нравится. Чтобы он научился отдавать то, что ему дорого…
Приоритеты в выборе имени
– Есть ли в еврейской традиции какое-то правило, согласно которому ребенку при рождении дается имя? Я имею в виду ситуацию, когда родители не находят согласия в этом вопросе. Как, например, у меня. Долгожданного сына (первенца) я хочу назвать в честь своего ныне покойного деда, а супруг – в честь своего, тоже уже умершего.
Есть ли у одного из родителей приоритетное право? Меня интересует этот вопрос и в общем случае, и в частном, а также в отношении именно первого ребенка в семье.
С огромной благодарностью,
Бронислава,
Россия
– По традиции, сложившейся в нашем народе, имя первому ребенку дает мать, остальным детям – отец. При этом, конечно же, желательно, чтобы в любом случае родители в данном вопросе приходили к согласию. Но если не получается, несогласной стороне остается признать приоритетное право второго родителя.
Попутно замечу: после того как ребенку дали имя, родителю, который до этого хотел назвать ребенка иначе, следует «забыть» о своих прежних планах и принять полученное ребенком имя. Само собой разумеется, что имена надо давать еврейские. Вне всякой зависимости от того, что у родственника, в честь и память которого вы хотели бы назвать своего ребенка, было, скажем, нееврейское имя. n