Памяти Минского гетто. В белорусской столице открылась выставка художника Лазаря Рана

Работы художника Лазаря Рана
Работы художника Лазаря Рана

2 июля в Национальном историческом музее Беларуси в Минске открылась выставка, посвященная памяти Минского гетто. Экспозиция состоит из художественных работ Лазаря Рана, предоставленных коллекционером Андреем Филатовым, а также из экспонатов Музея истории и культуры евреев Беларуси.
Минское гетто было одним из самых крупных в Восточной Европе. Здесь с июля 1941-го по октябрь 1943 года было уничтожено более ста тысяч человек. Эта страница — трагедия в истории Беларуси, белорусского еврейства, а также трагедия для многих жителей Европы, ведь сюда депортировали евреев из Германии, Австрии, Чехии. Нашему современнику трудно представить весь ужас пребывания человека в гетто, открывшаяся выставка — еще одна попытка увековечить память о прошлом.
Лазарь Ран (1909–1989) — известный белорусский художник-реалист, график и живописец, мастер офорта, скульптор. По словам Рана, главной темой его творчества была тема Минского гетто, в котором он потерял почти всех родных и близких. Этой трагедии художник посвятил серию офортов «Минское гетто», которые и составили основу нынешней экспозиции.
Офорты, объединенные названием «Минское гетто», — высшее творческое достижение художника. Полная внутреннего драматизма каждая работа из этой серии воспринимается как законченная новелла со своим сюжетом, своей волнующей образностью.
Своеобразный обобщающий символ серии видится в потрясающем офорте «За колючей проволокой». Мы всматриваемся в тревожное лицо изображенного мальчика, смотрящего на нас с недетской тоской, нам передается его беспокойство, страх перед будущим. Но скорбный, страдающий взгляд больших черных глаз — и это характерная особенность работы — не только конкретно-индивидуален, в нем читается эмоциональное обобщение: глобальная тревога за судьбу всего еврейского народа. Соответствующее настроение создается тончайшей проработкой интонаций и оттенков черного цвета, своеобразной точечной гаммой, передающей композиционную объем­ность именно такой композиции. Одежда мальчика в каких-то местах сливается с фоном этого страшного угла за колючей проволокой, но это только усиливает общую объемную выразительность.
Творчество этого художника — выдающееся явление в мировом изо­бразительном искусстве прошлого столетия. Конечно, современным зрителям еще предстоит открытие художественного наследия Лазаря Рана, чье имя сегодня необходимо ставить рядом с такими знаменитыми уроженцами Беларуси, как Марк Шагал и Хаим Сутин.
Сын художника Станислав Ран говорит: «Эти работы были созданы большей частью в 60–70-х годах прошлого века, но отец продолжал работать над ними до самой смерти. Кроме работ, которые представлены здесь, есть много и таких, которые не были доведены до стадии офорта, — это рисунки, наброски. Первая семья моего отца погибла в гетто, сам он уцелел потому, что начало войны застало его в Москве, куда он был вызван в командировку. Это мучило его всю жизнь, заставляло испытывать подспудное чувство вины, и он постоянно мыслями возвращался к этой трагедии».
БелаПАН и из воспоминаний Ванкарема Никифоровича

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора