Христианский вопрос

Христианский вопросПостулированная Танахом доктрина избранности евреев определила наше место среди народов мира и отношения с ними. Эта доктрина во все времена представлялась невыносимой окружающим.
Язычники античных Афин и Рима не могли примириться с ней. После безуспешной идейной борьбы римляне и греки сами приняли веру одной из периферийных еврейских сект и с надеждой объявили о переходе избранности к ним.
Но столетия души их бередило существование поблизости евреев с их Заветом. Конечно, можно было попытаться насильно обратить евреев в христианство, как поступали в Испании XV века, или постараться уничтожить «конкурентов за избранность», что делали крестоносцы. Но это не избавляло от сомнений. Всё-таки в Библии Всевышний назвал избранными именно евреев.
Крупнейший русский мыслитель Владимир Соловьёв, издавший в 1884 году своё замечательное эссе «Еврейство и христианский вопрос», постарался разобраться в сути избранничества, почему оно возложено на евреев, и пришёл к выводу, что претензия христиан на избранность может быть удовлетворена только в случае объединения их с евреями. То есть реально существует не активно обсуждавшийся в ту пору богословами и политиками «еврейский вопрос», а вопрос христианский.
Соловьёв проникновенно описал явление еврейства (сделать это столь глубоко мог лишь человек, наблюдавший его извне): «Мы распознали три главные качества еврейского характера: крепкую веру в живого Б-га; затем сильнейшее чувство своей человеческой и народной личности; наконец поддерживаемое стремление до крайних пределов реализовать и материализовать свою веру и свое чувство, дать им скорее плоть и кровь. Эти три качества, в своем правильном сочетании, при должной зависимости последующих от первого, составляли великое преимущество и славу Израиля, они сделали его избранным народом, другом Б-жиим, помощником Б-жественного воплощения».
Соловьёв обозначил основное превосходство иудаизма над православием: «Еврей не хочет признавать такого идеала, который не в силах покорить себе действительность и в ней воплотиться; еврей способен и готов признать самую высочайшую духовную истину, но только с тем, чтобы видеть и ощущать ее реальное действие. Он верит в невидимое (ибо всякая вера есть вера в невидимое), но хочет, чтобы это невидимое стало видимым и проявило бы свою силу; он верит в дух, но только в такой, который проникает все материальное, который пользуется материей как своей оболочкой и своим орудием».
Евреи во всех своих проявлениях восхищали философа: «Характер этого удивительного народа обнаруживает одинаково и силу Б-жественного начала в религии Израиля, и силу человеческого самоутверждения в национальной, семейной и личной жизни евреев и, наконец, силу материального элемента, окрашивающего собою все их мысли и дела».
Соловьёв видел евреев и христиан союзниками: «Окончательная цель для христиан и для иудеев одна и та же — вселенская теократия, осуществление Б-жественного закона в мире человеческом, воплощение небесного в земном».
«Веруя в грядущее соединение дома Израилева с православным и католическим христианством на общей им теократической почве», в принципе, предсказанное пророками, Соловьёв поставил под сомнение своё христианство. Ведь «общая теократическая почва», о которой он говорит, — это христианская Библия без Нового Завета, другими словами — это Танах.
Соловьёв предложил тест: поскольку христианство «представляется еврею — практику и реалисту — как идея неосуществимая и уже по одному этому — ложная. Доказать евреям, что они ошибаются, можно только фактически — осуществляя на деле христианскую идею, последовательно проводя ее в действительную жизнь. Чем полнее христианский мир выражал бы собою христианскую идею духовной и универсальной теократии, чем могущественнее было бы воздействие христианских начал на частную жизнь христиан, на социальную жизнь христианских народов, на политические отношения в христианском человечестве — тем очевиднее опровергался бы иудейский взгляд на христианство, тем возможнее и ближе становилось бы обращение евреев. Таким образом, еврейский вопрос есть вопрос христианский».
Итак, 130 лет назад Соловьёв представил евреям серьёзное испытание: если христиане докажут нам, что христианство способно преобразовать мир так, как того требует Танах и «опровергнут иудейский взгляд на христианство», то мы «обращаемся». А если не докажут?
Подошло время оценить результаты теста Соловьёва. Христианство его провалило. Православие в ХХ веке допустило в своей главной стране — России — чудовищный эксперимент, упразднивший религиозную мораль и почти уничтоживший её народ. Католичество на втором Ватиканском соборе 1962–1965 годов отменило «теологию замещения» евреев христианами, утратило претензию на избранность и стало растворяться в безверии. Если религия не сулит максимальной близости к Всевышнему — она теряет привлекательность. Сегодня в главных европейских католических странах остаётся по 10–15% верующих. Протестантство, в результате реформ XVI–XVIII веков приблизившееся к иудаизму, создало великую американскую цивилизацию. Но в последние десятилетия и эта цивилизация отказывается от своей традиционной морали и тем самым не выдерживает критериев Соловьёва на жизненность.
Энергия христианства иссякает. Христиан изгоняют и убивают во всех уголках Ближнего Востока, в которых они не находятся под защитой евреев. В Южном Ливане христианская община прекратила существование, когда их район покинула израильская армия. С тех пор как в основном христианский Бейт-Лехем был передан Палестинской автономии, христиан из него стали вытеснять мусульмане. В Египте тает преследуемая мусульманами община коптов — полагают, первого народа, принявшего христианство. В Сирии будущее христиан висит на волоске выживаемости Асада.
Европейские соборы из домов молитвы превращаются в памятники архитектуры. Да и американцы после 9/11 сдались и выбрали президента, поддерживающего силы джихада по всему миру. Этот процесс естественен: какой смысл следовать религии, если она не обещает своим приверженцам избранность от Всевышнего?
Что же касается взглядов еврейства на христианство, которые, Соловьёв допускал, жизнь опровергнет, жизнь как раз и подтвердила.
Еврейство, несомненно, сохраняет избранность. Несмотря на чудовищные испытания периодов коллапса Российской империи и Холокоста, оно полно энергии. Еврейство возродило Израиль и превратило его в самое успешное современное государство. Исполнение пророчеств, связанных с этим мистическим процессом, показало, что мир вступил в мессианскую пору, и судьба цивилизации решается ныне израильскими евреями. Такой разворот истории, впрочем, был предсказан самим Соловьёвым в его предсмертном сочинении «Три разговора», законченном летом 1900 года и следующим строго за пророчеством Захарии.
Перед еврейством сегодня встаёт во всей его огромности христианский вопрос. Мидраш Мехилта учит, что Синайское откровение было дано нам в пустыне, а не на Храмовой горе в Иерусалиме, чтобы показать нам, что Тора — не для нас одних, но для всего человечества. Израиль назван Всевышним «царством священников», призванных учить народы мира. Рав Шломо Рискин напоминает, что менора, которую зажигали в Святая Святых Иерусалимского Храма, распространяла свет Торы по всему миру, «ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима — слово Господне» (Ишайя, 2:3).
У Ишайи же сказано о мессианских временах: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гop… и потекут к ней все народы… и скажут: “Придите, и взойдём на гору Господню, в дом Б-га Яакова, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его”» (2:2–3).
Ныне духовные лидеры евреев подходят к решению задачи «научить народы» с минималистских позиций. Они поддержали движение «Бней Ноах», призывающее неевреев жить в соответствии с семью заповедями сыновей Ноя. Это движение не предлагает своим последователям дороги в избранничество, но лишь предохраняет их от язычества.
Довод еврейских сторонников «Бней Ноаха», что членство в этой общине обеспечит гоям жизнь многим проще, чем у евреев, для ищущего духовности христианина не звучит притягательно. Напомню: когда жителям библейского Шхема было предложено, впрочем, обманно, присоединиться к сыновьям Израиля, те немедленно сами подвергли себя обрезанию (без анестезии).
Но каковы другие пути решения христианского вопроса? Пригласить христиан свободно переходить в иудаизм мы не можем. Одно из свойств иудея — он потомок Яакова. Единственный в истории случай, когда евреи присоединили к себе иной народ — произошедших от брата Яакова Эйсава идумеев, — привел к царствованию над нами злодея Ирода.
Ответ на христианский вопрос начала давать сама жизнь. Многие чернокожие американцы, менее связанные традицией, чем белые, с конца XIX века стали независимо принимать иудаизм (или то, что они считают иудаизмом). В США, предполагают, проживает более 200 000 чёрных иудеев. Наиболее известен из них Каперс Фунай — дядя Мишель Обамы (почему-то обычно именуемый её кузеном). Он прошёл обряд гиюра по консервативному образцу и единственный из чернокожих раввинов Чикаго признан еврейской общиной. Служба в его синагоге проходит в ортодоксальной манере — мужчины и женщины сидят раздельно, но хор бьёт в барабаны, как принято у африканцев. В этой синагоге можно найти и бывших христиан, и бывших мусульман.
Это показывает, что при общем кризисе современной цивилизации, в случае массового устремления народов в иудаизм, евреям совсем не гарантирован контроль над этим процессом. Вряд ли нам удастся укрыться за ширмой «Бней Ноах».
Я думаю, правильнее пойти по пути, по которому прошли ранние христиане. Мы могли бы помочь создать раздельные общины: иудеи-китайцы, иудеи-немцы и т. д. Это стало бы разрешением христианского вопроса и соответствовало бы предсказанному в Торе и пророками.
Конечно, возникнет вопрос ассимиляции евреев среди ассоциированных иудеев. Но Тора показала путь решения его. Законы Торы всячески препятствовали смешению колен Израиля, затрудняли браки между представителями разных колен. При этом евреи были негомогенны, разные колена исполняли разные функции. Так цари иудейские должны были происходить из колена Иуды, а священнослужители — из колена Леви. В случае принятия народами мира иудаизма, этническим евреям уготована роль «царства священников».
Соловьёв взял эпиграфом к своему эссе отрывок из пророка Ишайи: «В тот день Израиль будет третьим Египту и Ашшуру (столице Ассирии); благословением (будут они) среди земли, ибо благословил его Господь Цеваот, сказав: “Благословен народ Мой — Египтяне, и дело рук Моих — Ашшур, и наследие Мое — Израиль”» (19:24–25).
Как ни тяжело, но, похоже, еврейству предстоит решать христианский вопрос. И это не «обращение евреев» — как предполагал Соловьёв, а обращение христиан.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

7 комментариев к “Христианский вопрос

  1. Уважаемый Борис, мне кажется, что эррозия христианства происходит не столько за счет слабости догм этой религии, сколько идет на счет эпохи просвещения. Не даром же говорится: «Всевышний, почему ты подарил мне веру, но одновременно не отнял благоразумие?»

    В Германии, по результатам опросов (2008 г.), все еще 24% жителей считают религию важной частью своей жизни; (В Италии 48%). Каждое воскресенье 5 миллионов немцев идут в кирхи, а на стадионы — толко 0,7 миллиона. Причем не только старики: 1/3 молодежи до 35 лет соблюдает духовные праздники и довольно регулярно ходит в кирхи.

    Мне видится очень сомнительным, несмотря на массовый исход из церкви, что часть христиан будет искать новую духовную гавань в иудаизме. Для этого иудаизм достаточно сложен; Это, если хотите, элитарная религия, удел немногих.

  2. «…Мидраш Мехилта учит, что Синайское откровение было дано нам в пустыне, а не на Храмовой горе в Иерусалиме…»

    А что, в Торе иначе? (Шмот, 19-20)

    1. Марир, Мидраш Мехилта предлагает объяснение — почему так произошло. Извините, если непонятно написал.

  3. Уважаемый Fritz, Ваше сообщение о возрождении религиозности в Германии очень интересно. Когда я писал о 10-15% религиозных, я имел в виду Францию и Англию. Я читал о таких цифрах. В Скандинавии — ещё меньше религиозных.
    Правда, Ваша цифра — 5 миллионов на воскресных службах — не впечатляет. Это — чуть больше 6% немцев.

    1. Уважаемый Борис, Ваш вывод об эррозии христианства никто оспаривать не будет.

      Атеизм оставляет духовный вакуум, оставленный христианской религией. Вместо этого публика заполняет его «новой религией равенства», божками рока и футбола. Видимо этим суррогатом народ надолго не насытишь, что хорошо понимают клерики обоих христианских церквей.

      Для меня долго оставалось загадкой: почему «служители христианского культа» с таким рвением поддерживают распостранение ислама в Европе? Видимо они надеются на реакцию противодействия: Видя стремительное распостранение ислама, бывшие католики и протестанты вернутся в лоно церкви. Христиане Европы переживут еще свой ренессанс религии. Причем атеисты вернутся именно к христианству, а не к исламу или иудаизму… хотя на роль пророка я не претендую.

  4. Борис, как Вы много пишите. Вы не умеете кратко излагать свои мысли? У меня, например, не было сил читать все Ваши размусоливания. Я Вам изложу свои мысли намного кратче. О каком «христианском вопросе» идёт речь? Во первых, нету такого вопроса — Вы его, просто, выдумали. Во- вторых, с чего Вы решили, что «богоизбранность» кому-то нужна? Евреям, она принесла только неприятности. Христианству она точно не нужна, как и не нужен иудаизм. Христианство никак с иудаизмом не конкурирует и ничего от него не требует: христианская идея победила иудейскую 2000 лет назад. Христианство стало самой успешной идеей за всю историю! Если и есть религия, которая так же успешна как и христианство (а может быть и более) то это ислам (который точно как и христанское учение открыт для всех и не признаёт никакую избранность). Но никак не иудаизм. Вообще, почитайте израильского журналиста Исраэля Шамира: он всё понятно расписал об отношениях этих двух религий. В его статьях всё так «разложено по полочкам», что и добавить нечего. Почитатайте, а то у Вас, простите, каша в голове.

    То что христианство переживает кризис, то это действительно так. Но иудаизм переживает ещё больший кризис (и начался он раньше): самая не религиозная группа населения в Америке — евреи. Разве Вы этого не знаете? Вообще, все религии сейчас в не самом лучшем положении. Исключение — ислам: популярность этой религии сегодня и для меня самого загадка.

    То что были христиане, которые перешли в иудаизм, то да, конечно, были. Всякие были…. А сколько евреев стали христианами? Если чего то захочешь найти то объязательно найдёшь. О мыслях философа Соловьёва я и не хочу обсуждать: столько всяких философов есть и было, что опять таки, можно найти всё что душе угодно.

  5. …но шутки, Борис, в сторону — идём дальше. Возможно, Вы имели ввиду, что христианство нуждается в еврейских деньгах? Тогда другое дело! Действительно, на протяжении веков короли и папы пользовались еврейскими финансовыми услугами. Правда, чем это кончалось, Вы тоже хорошо знаете. Американские христиане тоже любят деньги, и поэтому действительно «нуждаются»в иудаизме. Правда еврейские деньги стремительно иссякли после финансового кризиса 2008. Именно поэтому,отношения между США и Израилем сейчас не самые лучшие. Из-за денег, а не из-за того что Обама «такой кака». Понятнто, что сейчас лучше дружить с шейхами, у которых РЕАЛЬНЫЕ деньги прячутся в земле, а не с ЭЙПАКом, чьи деньги — нули и единицы в компьюторе. Вам, Борис, это понятно?

Обсуждение закрыто.