Перечень украинских регионов, охваченных провокациями и сепаратистскими процессами, пополнился еще одним.
2 мая в Одессе в столкновениях между украинскими активистами и пророссийски настроенными сепаратистами погибли 46 человек. Из них шесть — на Греческой площади от огнестрельных ранений, 32 человека — от отравления угарным газом вследствие пожара в здании Одесской областной федерации профсоюзов, в котором укрылись нападавшие на проукраинский митинг. Еще восемь человек скончались от травм, полученных при попытке спастись, выпрыгнув из окон с большой высоты.
Всего в столкновениях в Одессе участвовало, согласно оценке Генпрокуратуры, до 1500 человек. Среди них были, с одной стороны, активисты Евромайдана, представители «Правого сектора», «Самообороны», харьковские и одесские футбольные фанаты, а с другой — пророссийские активисты. Соотношение сил не уточняется.
Стычки начались в центре города, где проходил марш за единую Украину. В нем, помимо футбольных фанов, принимали участие обычные граждане. Через несколько минут после начала движения колонна была атакована пророссийскими активистами, вооруженными битами. Стороны разделял кордон из 200 милиционеров, которые не смогли пресечь столкновения. Участники стычек разбирали тротуарную плитку, бросали коктейли Молотова, шумовые гранаты. Очевидцы оценивают действия милиции как «недостаточные» и в ряде случаев труднообъяснимые — в частности, на распространенном в Интернете видео видно, как укрывшиеся за щитами правоохранителей люди применяют оружие.
Потесненные сепаратисты забаррикадировались частично в помещении торгового центра «Аврора», частично — в здании федерации профсоюзов Одесской области, у дверей которого быстро собралась толпа.
«Из-за забрасывания здания бутылками с зажигательной смесью на 1-м, 2-м и 3-м этажах произошло воспламенение», — описывается происходящее в сообщении прокуратуры. На видео также видны языки пламени в окнах верхних этажей, куда не долетали бутылки с зажигательной смесью, это породило версию о том, что источником возгорания могли быть как внешние, так и внутренние факторы. Первый вице-премьер Виталий Ярема заявил, что люди в здании погибли очень быстро, что указывает на применение веществ быстрого действия.
Из здания были эвакуированы 210 человек. 200 участников столкновений обратились за медицинской помощью, 44 госпитализированы, из которых 25 в тяжелом состоянии. Сотрудников милиции, которым потребовалась медицинская помощь, 14.
Число погибших в Одессе — максимальное с начала геополитической дестабилизации в Украине, начавшейся с аннексии Крыма. По официальным данным, в ходе АТО на востоке страны погибли шесть человек (по данным источника Forbes в силовом ведомстве, цифра потерь занижена). 3 и 4 мая были объявлены днями траура в Украине.
Провокации и недальновидность
Согласно оценке и. о. генпрокурора Олега Махницкого, события в Одессе были обусловлены сочетанием двух факторов — внешние провокации плюс «недальновидность ответственных лиц». Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что в Одессе имели место провокации пророссийских сепаратистов, но это не оправдывает беспомощности, проявленной милицией. По его словам, правоохранительная система успешно работает только на рынке «7-й километр», но на улицах города одесские правоохранители не сделали ничего, для того чтобы предотвратить гибель почти пяти десятков человек. Министр внутренних дел Арсен Аваков охарактеризовал действия своих одесских подчиненных как «безобразные и, возможно, преступные».
Как отмечает экс-министр внутренних дел Юрий Луценко, частично это обусловлено специфической кадровой политикой в местной милиции. «События в Одессе — это, прежде всего, результат партийных квот», — написал он. По его мнению, назначение два месяца назад начальником Одесского УМВД Петра Луцюка, который ранее возглавлял ГАИ Закарпатья, было ошибочным решением, но под давлением представителей партии большинства оно состоялось. 3 мая Петр Луцюк был уволен, в отношении него начато служебное расследование.
Всего милиция задержала 127 подозреваемых в участии в массовых беспорядках в Одессе. 67 из них были выпущены уже через день. По словам Арсена Авакова, это произошло под давлением около 1000 человек, митингующих под зданием горуправления МВД, а также по указанию прокурора Одесской области. «Сегодня, после того как толпа сепаратистов заблокировала горуправление (милиции) Одессы и ворвалась во двор, прокурор принял решение отпустить задержанных», — заявил министр.
Олег Махницкий официально опроверг это обвинение, заявив, что прокурор Одесской области Игорь Боршуляк не давал и не мог дать такого распоряжения, «поскольку такие действия расцениваются как государственная измена и непосредственная поддержка сепаратизма», на борьбу с которым и направлена работа прокуратуры.
Опасаясь провокаций, аналогичных одесским, и из-за объявленного в стране траура было отменено вече Евромайдана в Харькове. Киевлян также предупреждали, что в воскресенье никаких мероприятий в центре города не запланировано.
Восточный фронт
События в Одессе заполонили информационное поле и отвлекли внимание от происходящего на востоке, хотя и там на майских выходных была отмечена активность сепаратистов.
Террористы установили на всех ключевых въездах в Луганск блокпосты.
В Донецке сторонники самопровозглашенной Донецкой народной республики взяли штурмом здание управления СБУ в Донецкой области и возвели вокруг него баррикады.
В Мариуполе был разгромлен офис партии «Батькивщина» и сгорело здание «ПриватБанка».
В то же время в Краматорске украинские военные деблокировали баррикады сепаратистов, а в Славянске разблокировали здание телецентра.
Председатель Донецкой ОГА Сергей Тарута в эфире телеканала «Интер» заявил, что рассчитывает на усиление правоохранительных сил в регионе. «Я считаю, что на сегодняшний день центр недостаточно уделяет внимания Донецкой области», — сказал он. По его мнению, по мере приближения даты выборов президента провокации будут усиливаться.
Секретарь СНБО Андрей Парубий заявил, что ведомство располагает данными о готовящихся провокациях, аналогичных одесским, в Херсоне и Харькове 8 и 9 мая.
Анна КОВАЛЬЧУК , «Forbes Украина»
Еще в 1960-е годы в Одессе большинство населения говорило по-русски. Украинский слышался, главным образом, на базарах, где торговали колхозники. Но уже в начале 1990-х резко увеличилось число украинцев в городе. В 2006 году, когда я последний раз был в Одессе, украинский язык был родным примерно для половины населения. Но ныне дело в языке и ни в мифических «бандеровцах». Борьба в Украине идет не только за газ и заводы-гиганты, но и за местные «черные рынки». Например, на седьмом километре дороги Одесса-Овидиополь начинается и продолжается до горизонта один из крупнейших, если не самый крупный в мире, рынок контрафактных товаров, в миру именуемый по прежнему «Барахолкой». В этом грязном бизнесе замешана и милиция, и местные власти, и территориальное управление СБ Украины (СБУ), а ликвидация «Барахолки» — это уничтожение криминальных многомиллионных доходов всей этой шпаны в мундирах и галстуках. Вот почему одесские милиция и СБУ поддерживают сепаратистов, ибо новая власть на данном этапе реально борется с коррупцией. Аналогичная ситуация и в других областях юго-востока Украины, где Янукович с сыном и К* успели довести дело коррупции до полной победы.
Перешел на firefox
В моем посте оказалось пропущенным отрицание. Следует читать: » Но ныне дело НЕ в языке, и нЕ в мифических «бандеровцах».»
Внимание, передержки!
(О событиях в Одессе)
Практически одновременно в еженедельниках «Еврейский мир» и «Форум» появились сообщения соответственно А. Ковальчук и М. Штейнберга о столкновениях в Одессе. К сожалению, содержание обеих статей в известной степени дезориентирует читателя. Но если в статье А.К. не делается определённых однозначных выводов, то в краткой реплике М.Ш. такие выводы сделаны, причём необосновано.
Не стану ещё раз пережёвывать и скармливать этот продукт читателю. Отмечу лишь, что уход (перевыборы) Януковича и Ко. был необходим, но при этом, как часто бывает, хорошая идея была испоганена тем обстоятельством, что непомерно активная террористическое участие в событиях предприняли фашиствующие и национал-шовинистские элементы с западной Украины, что привело в растерянность позитивно настроенных демократических лидеров. Возникла смута, и получилось так, что в какой-то момент времени векторы усилий и тех и других совпали, но западенцы использовали нелегитимные приёмы, и всё это настроило против «перестройщиков» значительную часть населения. Является совершенно неприемлемым то обстоятельство, что практически прижатому к ковру Януковичу, вроде бы готовому уступить свою власть, пришлось спасаться бегством (конечно это поведение не может быть оправдано). В возникшей неразберихе дезинформация о конкретных событиях идёт уже с обеих сторон, на что обратили внимание и на Западе, так что всё труднее на основании известных открытых, но весьма приблизительных сведений оценить состояние дел.
В Одессе определённое время более или менее мирно уживались сторонники и единой неделимой Украины, и федерального её устройства. О присоединении к России речь не шла. Я провёл множество телефонных переговоров о конкретной ситуации в Одессе с рядом моих знакомых – и т.н. «простых людей», которые оказались поумнее некоторых «пикейных жилетов», обсевших как мухи оба еженедельника, и тех, кто во всём неплохо профессионально осведомлён. Их мнения далеко не во всём совпадают, но в одном они едины – в негативной оценке действий так называемых майдановских, около майдановских и пр. банд (эти слова я применил чисто условно, поскольку майдан не является единым движением). Так вот, наряду с теми майдановцами, которые были в Одессе, в событиях приняли участия группировки, прибывшие в город, как с запада, так и с востока в количестве, в разы превышающие массу так называемых (не мной!) сепаратистов, пророссийских и пр., среди которых кстати также было много «неподарков». Получилось, что в общем-то одни бандиты и числом, и умением потеснили других, скажем так, «майдан» -«сепаратистов», причём последние вместо того, чтобы отступить перед превосходящей силой забаррикадировались в здании Одесского обкома. Таким образом те, кого выгораживает М.Ш., в данном случае предприняли террористическую атаку на здание и подожгли его. Началось взаимное озверение, отчего пострадали и невинные люди, работавшие в этом здании. И, повторяю, сразу же после этого ещё до окончательного расследования пошла двусторонняя взаимная дезинформация. Так А.К. ссылается на слова вице-премьера Украины о применении веществ быстрого действия (вроде бы отравляющих), из-за чего многие погибли, задохнувшись, не успев выбраться из здания. В действительности они погибли из-за задымления помещений, горящей и тлеющей пластиковой отделкой, что быстро привело к отравлению и потери сознания.
А вот о том, что готовится на востоке и в приднестровской молдавской республике – пока не нам судить. И давайте не будем рядиться в тогу аналитиков и дезинформировать наших дважды пенсионеров коммунистического и капиталистического труда.
В конце добавлю, что в Одессе возникли настроения, что если такое бездействие властей будет продолжаться, то лучше уж присоединиться к России.
А. Волошин, Лос Анжелес
Комментарий господина Волошина при всей своей безаппеляционности и на всей свой продолжительности, является заметно бессодержательным в аналитической плане, и абсолютно неубедительным в плане предложенной фактологии. Это, однако, не означает, что критика, предпринятая им в адрес статей А.Ковальчук (А.К.) и М.Штейнберга (М.Ш.), напрасна. Ее, этой критики, попросту не существует и краткая аннотация к этим двум статьям на фоне достаточно серьезного обвинения их авторов в дезориентации выглядит по меньшей мере невежливо как по отношению к самим авторам, так и по отношению к читателю.
События на(в) Украине, их вернее освещение, нуждается более, чем какие-либо другие, происходящие сегодня в мире, именно в «пережевывании» и «скармливании этого продукта читателю», что кстати, является профессиональной обязанностью журналиста. Обязанностью этой, в разговоре об Украине, по странным причинам сторонится сегодня мировая медиа и, по простоте своей, А Волошин.
Недобрую услугу, на мой взгляд, оказывает господину Волошину и стиль «резюме», в котором он написал свой комментарий. События, которые вот уже несколько недель будоражат внимание людей во всем мире, описаны им с нарочитой поверхностностью, вызывают в этой связи скептическое недоверие, что никак не согласуется с претензией на «обзорный комментарий», так очевидно заявленной здесь господином А.Волошиным. === Б.К. === P.S. Вспоминается грубоватое, но всегда справедливое, напоминание: «Молчи, если нечего сказать!».
По-видимому, ситуайен Кегелес не уловил весьма прозрачного смысла моей реплики. Я и не ставил своей целью анализировать ситуацию в Одессе, а тем более в Украине в целом. Пусть этим занимаются те, кто позиционирует себя аналитиками, и руководствуются неполной, зачастую предвзятой, а то и просто лживой информацией, и делают определённые выводы исключительно исходя из заранее сформированной «установки на игру». Другими словами, в дискуссиях участвуют две стороны, находящиеся на противоположных полюсах. Результаты такого рода выяснения правды очевидны.
Что касается ситуации в Украине в целом, то совершенно ясно, что многое тут исподволь натворил «всемирный демократизатор», результаты действия которого проявились и в Ливии, и в Египте, и в др. странах. Можно сказать, что в этом случае Запад «хотел как лучше, а получилось как всегда», а Россия начала действовать слегка с перепугу, опасаясь быть обложенной со всех сторон не очень хорошими друзьями.
Характерно, что в настоящее время даже такие ястребы, как Buchanan, не рекомендуют Обаме встревать в этот конфликт, и устраивать блокаду России, в отличие от наших русскоязычных ястребков, окопавшихся в окопах Брайтона. Если же оценивать действия России с точки зрения международного права, то безусловно имеет место нарушение основополагающего принципа, запрещающего односторонний пересмотр границ суверенных государств независимо от того, какие события происходят внутри.
В заметке я привёл мнение некоторых жителей Одессы безоценочно со свой стороны, не более того.
Now you speak. === B.K.
да